Синергетическое мировоззрение и методология в помощь системе высшего образования
Автор: Анисимов Анатолий Степанович, Жукова Елена Александровна
Журнал: Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса @vestnik-rguts
Рубрика: Образование
Статья в выпуске: 3 т.4, 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу состояния системы высшего образования с позиций синергетики, науки о сложноорганизованных системах. Синергетика рассматривает систему образования на трех уровнях: макромодель, модель среднего уровня и микромодель. Эти модели выведут Россию на крупномасштабные преобразования и решения в сфере образовательной политики. Если резуль- таты, полученные при построении модели среднего уровня, важны для работников министерства образования, то результаты макроисследований, как правило, выходят за сферу компетенции от- дельных министерств - они могут существенно изменить политику государства в целом. Микро- модели охватывают отдельные группы обучаемых в конкретных условиях для прогнозирования и правильного выбора педагогических методик и управленческих решений.
Философия, предпринимательство, отечественный, Россия
Короткий адрес: https://sciup.org/140209101
IDR: 140209101
Текст научной статьи Синергетическое мировоззрение и методология в помощь системе высшего образования
Перед современным российским образованием сегодня стоят серьезные задачи. Проблемами высшей школы и поиском путей их преодоления занимаются одиночные исследователи и целые коллективы. Даже среди наиболее авторитетных теоретиков встречаются и оптимисты, и весьма пессимистично настроенные «ворчуны». Вне зависимости от близости к одним или другим, хотелось бы как можно более реалистично посмотреть на вещи. Поэтому целесообразно было бы обратиться к междисциплинарному подходу, который прочно закрепился на научном подиуме в последние десятилетия и составляет ядро современной картины мира. Речь идет о синергетическом, или нелинейном подходе, теории самоорганизации.
Синергетический подход был рожден в недрах естественнонаучного направления, но на рубеже 80-90-х годов к нему прибегли для того, чтобы попытаться объяснить явления и процессы из мира социального. Синергетика — не очередная мода, а естественная стадия развития науки и культуры [4. С. 42]. Те, кому чуждо синергетическое мировидение, обвиняют его приверженцев в излишнем «физикализме», мотивируя свое неприятие тем, что социальные процессы вряд ли могут иметь что-то общее с теми, что протекают в естественных средах. Но сегодня в мире немало приверженцев некогда фантастической концепции о сходстве человеческого организма с компьютерной программой. Как выяснилось, между ними гораздо больше общего, чем можно было представить еще в середине прошлого века.
Склонность к теоретическим исследованиям в области изучения высшей школы стала весьма заметной в конце 70—начале 80-х годов в связи с наметившимся кризисом [8]. Оставим за рамками обсуждения вопрос о том, насколь- ко оправдано расширение чисто теоретических исследований по отношению к эмпирическим. Именно теоретические парадигмы позволили обнаружить однобокость практических исследований, которые зачастую приводили к отрицанию многообразия развития. Выражаясь терминами из теории самоорганизации, они отрицали существование возможных траекторий.
Перемены в сфере образования не могут не подчиняться объективным законам. Третий закон диалектики, как известно, гласит: развитие неизбежно проходит через разрушение. Нововведения в образовательной среде вытесняли основы, работавшие годами и десятилетиями. На это есть ряд объективных причин. Изменения и реформы в образовании были неизбежны в ходе перехода от плановой экономики к рыночной. Высшая школа не могла не отреагировать на те социокультурные изменения, что носили глобальный характер. Так было и будет всегда. Каких-то вещей, уходящих в прошлое, жаль. Поэтому сегодня слышится все больше голосов, призывающих к разумному консерватизму. Высказываются мнения о необходимости вывести высшую школу из состояния непрерывного экспериментирования. Власти, работающие над изменением законов, принимают сегодня судьбоносные стратегически важные решения, которые затрагивают миллионы людей, заинтересованных в получении качественного образования в настоящем и будущем. Нужно ли в очередной раз повторять, что от состояния образовательной сферы зависит дальнейшее благополучие страны.
Разворачиваются дискуссии по многим насущным проблемам. Велика ли эффективность открытых в 90-е годы многочисленных филиалов? По данным, опубликованным в январе прошлого года, в России на протяжении 2005 года закрыто более 20 филиалов вузов из-за низкого уровня преподавания, в феврале 2006 года в стране существовало 911 филиалов различных российских вузов, но и эта цифра будет уменьшаться [11. С. 29]. Продолжает волновать вопрос, какова объективность ЕГЭ, как впрочем, и любых других тестов, которые уже стали привычными. Многие государственные решения, касающиеся сферы образования, стали предметом лоббирования, закулисных интриг и порой оборачиваются вредом для системы. Трудно объективно оценить последствия приватизации вузов. Данные исследователей противоречивы: одни утверждают, что негосударственные вузы успешно конкурируют, в хорошем смысле слова, с государственными, другие дают понять, что выпускникам коммерческих вузов сложнее трудоустроиться [8]. Такой разнобой мнений наводит на мысль, что защитники и одной и другой точек зрения явно ангажированы.
Наконец, один из самых нерешенных вопросов: выиграет ли система образования и страна в целом оттого, что высшее образование становится таким доступным. В XXI веке абсолютное большинство российских выпускников садится за парты институтов, университетов и академий. Мы имеем дело с «массовизаци-ей» высшего образования. Образование превращается в моду... Учитывая, что подобных тенденций не наблюдается в странах Запада, стоит задуматься о возможных негативных последствиях. Одно из них — пошатнувшиеся позиции учреждений среднего профессионального образования. В условиях изобилия вузов в колледжи, техникумы и училища идет учиться настолько малая доля выпускников (имеется в виду способных выпускников), что без радикальных преобразований и здесь не обойтись.
Система образования охвачена реформами уже второе десятилетие подряд, причем в нашей стране преобразования идут настолько противоречиво, что складывается устойчивое впечатление об их неэффективности. Разработчики реформ ссылаются на то, что модернизации мешает чрезмерная централизованность и консервативность системы. Г.Ф. Сунягин объясняет отсутствие стабильности тем, что некогда единая система оказалась в расчлененном состоянии и «каждая из подсистем начала трактовать себя как самодостаточную, т.е. исходить не из потребностей целого, ибо таковое плохо просматривается, а отталкиваться от желаемого» [12. С. 103]. Обывателю со стороны кажется, что результаты нововведений не соответствуют задумке («шел в комнату — попал в другую»). Слишком часто чиновники всех уровней стали делать признания в том, что на подготовительном этапе нововведения кажутся продуманными и обоснованно необходимыми, а в процессе реализации приходится иметь дело с «непредсказуемыми явлениями».
Подобные явления поддаются объяснению через призму синергетики. Представители точных наук говорят: только дилетант думает, что большинство процессов, происходящих в мире, предсказуемы. На самом деле существует несколько классов совершенно разных объектов. Если верить этому утверждению, получается, что гораздо полезней не обдумывать планируемые реформы в кабинетной тишине, а следить за реформами в действии, оперативно и здраво реагируя на ход их реализации, при необходимости внося коррективы.
Любая нелинейная система может быть описана при помощи следующих положений. Нелинейная система — это самостоятельная организация, нестатичная, способная к само-достраиванию, обладающая многоуровневой (иерархической) структурой. Такая система, как говорят специалисты, напоминает хаос, однако речь идет о таком хаосе, который при определенных условиях способен преобразоваться в порядок. Но и он недолговечен, ведь в нелинейности кроется загадка и противоречие, вполне объяснимое законами диалектики. Возрастающий динамический хаос стремится к упорядоченности. Состояние порядка закрепляет отобранные на предыдущем этапе противоречия, что заставляет части системы вновь склоняться к хаотическому состоянию в поиске новых ходов — «путей развития» [10. С. 116]. Все перечисленное находит отражение в лаконичных принципах синергетики «порядок через хаос», «устойчивость через неустойчивость».
При нахождении в неравновесном состоянии система реагирует на факторы, которые в равновесном состоянии не влекут за собой последствий. Система способна на разные формы самоорганизации, ей под силу создавать новые, порой неожиданные структуры.
Механизмом, обеспечивающим непредсказуемость, выступает бифуркация (от англ. fork — вилка) — состояние, за которым для системы открывается множество вариантов развития; процесс повторяется неоднократно, таким образом развитие представляет собой «каскад бифуркаций, раскрывающий целый веер возможных путей развития системы» [2. С. 930]. Количество бифуркаций зависит от сложности системы.
Вблизи точки бифуркации система очень восприимчива к флуктуациям («возмущениям», воздействиям извне); одни флуктуации не вносят изменений в систему, другие могут быть небольшими, но при этом могут вызывать переход к качественно новому состоянию, причем самая небольшая флуктуация способна спровоцировать серьезные и порой необратимые изменения (ученые называют этот феномен эффектом «разрастания малого»). В этом выборе, безусловно, присутствует элемент случайности. Состояние, к которому тяготеет система, называют в синергетике аттрактором (attractio — притяжение).
Системы, подобные образовательной, можно описывать с количественной позиции, и для этого требуются достоверные и точные данные социологических, психологических, педагогических и даже экономических исследований. Кстати, многие ученые сетуют на недостаточный объем таких данных и отсутствие стандартных статистических методов. После получения данные следует перевести в пороговые численные значения, которые станут параметрами рассматриваемой модели. Таким образом, система будет формализована. Однако если этого не сделать правильно, велика вероятность спекуляций, возможен также вариант, когда будет доказываться положение, заведомо известное и не вызывающее сомнений. Синергетика настолько непредсказуема, что на входе мы можем иметь одну гипотезу, на выходе сразу несколько.
Иначе обстоит дело с гипотезами, в которых взяты за основу не числовые переменные, а общий характер изменений. Такие модели получили название полукачественных [1]. Подобные модели могут быть достаточно общими и простыми, но при этом они будут описывать динамику поведения системы без деталей, на которых строится количественная модель. Они просты, а значит, востребованы в современной науке. Правда, такие гипотезы обладают серьезным недостатком: их применение оправдано только в случае, если нужен краткосрочный илисреднесрочныйпрогноз. [1]
Беглое знакомство с состоянием высшей школы позволяет думать, что в процессе реформирования были допущены досадные промахи и ошибки, но специалисты в области нелинейных систем обнадеживают тех, кто надеется на «выздоровление». Важно то, что в данный момент времени система находится в точке бифуркации, а значит, сегодня нам дана уникальная возможность исправить ошибки. (Картина напоминает переигрывание уровня в компьютерной игре). В каждом «эпизоде» что-то исчезает и что-то появляется, таким образом, идет борьба не между положительными и отрицательными проявлениями, а между сильными элементами системы и слабыми.
Конечно, исследователи в области синергетики не дают готовых рецептов, итоги их работы служат скорее прогнозом на будущее и одновременно предостережением. Технология схожа с научным прогнозированием, а точнее с методом экстраполяции — умозрительного продления на будущее тех тенденций, которые существуют сегодня («если так будет продолжаться, то...»). В том и другом случае ученый опирается на теорию вероятности. Несколько небольших исследовательских проектов уже завершено, «сигналы» отправлены. Вот несколько наиболее удачных примеров. С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий рассмотрели вынужденную политику урезания финансирования вузов и отобразили расчеты пороговых изменений финансирования в работе «Синергетика и прогнозы будущего» (глава «Прогнозирование развития высшей школы»). Одним из главных выводов, полученных авторами, является пессимистический прогноз на ближайшие полвека. Даже при самом благоприятном исходе экономических реформ в стране системный кризис в образовательной сфере будет наблюдаться еще около 50 лет [4. С. 155]. Успешная попытка моделирования возрастной динамики структуры преподавательских кадров осуществлена В.В. Кораблевой в диссертационном исследовании «Социология и синергетика: взаимодействие в изучении высшего образования» [7]. Итоги работы Кораблевой также неутешительны: применяя любое структурное деление, неизменно получаешь вывод о снижении эффективности деятельности преподавательского корпуса (опять же вследствие экономических реформ). Есть попытки представить урок как сложную самоорганизующуюся систему [3]. Вспомним ученого, который не пользовался синергетической терминологией, но при этом успешно перенес математические методы на «образовательную почву». Это X. Эббингауз, который еще в 1885 году доказал, что процесс забывания и запоминания абсолютно у всех людей подчиняется определенному закону и носит пороговый характер.
Методика, предложенная синергетиками, сводится к тому, чтобы выстраивать свою работу от части к целому, затем от целого к частям, от простого к сложному, и вновь в обратном порядке. Система образования, безусловно, является нелинейной системой, значит, все происходящее в ней поддается объяснению с синергетических позиций. Для изучения системы высшего образования подходят модели трех уровней: макромодели, модели среднего уровня и микромодели. Так, макромодели и модели среднего уровня рассматривают всю систему высшего образования как целое. Эти модели выведут нас на крупномасштабные преобразования и решения в сфере образовательной политики, на взаимосвязь образования, науки и государства, на взаимозависимость образования и экономики. Если результаты, полученные при построении модели среднего уровня, важны для функционеров от министерства образования, то результаты макроисследований, как правило, выходят за сферу компетенции отдельных министерств — они могут заинтересовать министров всего экономического блока и существенно изменить политику государства в целом. Микромодели охватывают отдельные группы обучаемых в конкретных условиях (в определенном вузе, в вузах того или иного региона). Они полезны для прогнозирования и правильного выбора педагогических методик и управленческих решений.
Одни реформы идут, другие грядут. Результаты нередко разочаровывают, планы настораживают. Усилия по реформированию не всегда направляются точно к цели. На этот счет высказываются психологи, культурологи, историки и даже сатирики, объясняя происходящее крайней противоречивостью нашего менталитета, на самом деле мы имеем дело с типичными флуктуациями (случайностями). Именно они ответственны за то, что порой получается весьма неожиданный эффект. Когда изменения смещаются в область сильно неравновесных состояний, поведение системы начинает подчиняться совершенно иным закономерностям, нежели в состоянии устойчивости. Вероятно, данное положение не всегда принимают в расчет в процессе разработки проекта. Научиться попадать в резонанс означает освоить непростое искусство адекватного управляющего воздействия.
Еще один из вариантов объяснения противоречивого хода реформ. С синергетической точки зрения, недостаточная эффективность нововведений объясняется тем, что не учтены внешние источники энергии, а именно ресурсы, сырье, территории, господствующие ценности. Зато учтен такой немаловажный фактор внешнего воздействия как иностранный опыт. Это отрадный факт, ведь, как пишет Е.М. Николаева, управление системой способно быть эффективным только тогда, когда разнообразие управляющего органа превышает разнообразие управляемой системы [10. С. 116]. Таким образом, синергетические исследования несводимы к отдельным дисциплинам. Наиболее авторитетные ученые демонстрируют реальную возможность переноса моделей и подходов за дисциплинарные рамки.
Интересно рассмотреть с синергетической точки зрения упомянутую тенденцию популяризации высшего образования. Увеличение количества студентов в вузах в одних случаях радует, в других — настораживает. Оправданы опасения тех, кто боится обесценивания вузовского диплома, кто убежден, что обучение столь большого количества студентов неизбежно приведет к снижению качества. Сущестует еще одна негативная тенденция: с каждым годом вузы имеют дело с абитуриентами, которые все слабее подготовлены к получению высшего образования. В этом отношении проблем нет лишь у крупных столичных вузов. Близость к Москве способствует тому, что учебные заведения области не могут позволить себе организацию серьезного конкурса для поступающих. Однако это не значит, что у нас нет благоприятных перспектив. Анализом положительных моментов стоит заняться отдельно. Ясно одно: популяризация образования не будет иметь позитивных последствий, если суть его будет сводиться лишь к усвоению знаний, хотя никто не опровергает полезность расширения кругозора молодого человека, живущего в XXI веке. Сценарий получения высшего образования, в котором не реализуется креативная составляющая, справедливо называется моделью наполняемого сосуда. Если педагоги сумеют оживить интеллектуальную деятельность обучаемых, пусть даже за счет небольших пробелов в теоретических знаниях, польза будет неоценимой. С помощью математических методик просчитано: общество уже начало замедлять развитие, человек окружен плотными потоками разнообразной информации, не остается места для
Список литературы Синергетическое мировоззрение и методология в помощь системе высшего образования
- Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. Синергетика в социальных науках: пути развития, опасности и надежды//http://www.ab.ru./~kleio/aik/krug/5/4.shtm
- Всемирная энциклопедия: Философия/Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с. 97
- Иванова Т.А., Шарабин Д.С. Урок как сложная самоорганизующаяся система//Синергетические идеи в образовании: Сб. научн. трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции «Образование. Синергетика и новое мировоззрение», апрель 2006 года./Под ред. Н.В. Аммосовой, Б.Б. Коваленко. Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. С. 37-39.
- Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. М.: Едиториал УПСС, 2003. -288 с. (Синергетика: от прошлого к будущему)
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с.
- Князева Е.Н. Саморефлексивная синергетика//Вопросы философии. 2001. № 10. С. 99-113.
- Кораблева В.В. Социология и синергетика: специфика взаимодействия в изучении высшего образования.: Дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Саратов, 2005. 155 с.
- Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Кадровая политика (Методический инструментарий)//Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 139-148.
- Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. «Синергетический синдром» в педагогике//Педагогика. 2001. № 9. С. 25-33.
- Николаева Е.М. Синергетическая парадигма: От естествознания к обществознанию: Философский анализ: Дис...канд. филос. наук. Казань, 2000. 175 с.
- Сунягин Г.Ф. Образование в переходном обществе. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия Symposium. Вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 101-109.