Синтаксическая структура описания и повествования в номинативном предложении
Автор: Мокроусова Оксана Юрьевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Филологические исследования
Статья в выпуске: 6 (62), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению типов речи в процессе анализа номинативных предложений и выявлению структурных типов семантики номинативного предложения. Исследуются номинативные предложения со значением бытийности, номинации, характеризации, состояния и действия как основные значения, но не единственные в определении семантических типов номинативного предложения. В статье проводится анализ разнообразных семантических оттенков номинативного предложения в условиях их функционирования в тексте. Автор определяет принцип разграничения структурных и семантических типов номинативного предложения в характеристике субъекта (лицо, предмет) и его действия, поскольку такие синтаксические модели наиболее логично определяют качество выраженности предикативного признака. Не менее важным является вопрос о структурной расчлененности номинативных предложений в свете теории детерминации. Автор проводит параллель между номинативными предложениями, содержащими наименование без каких-либо добавочных действий, и номинативными предложениями, выражающими коммуникативное членение предложения на данное (известное) и новое (коммуникативный центр высказывания).
Номинативное предложение, синтаксическая структура предложения, описание, повествование, бытийность, характеризация, состояние, действие
Короткий адрес: https://sciup.org/14489907
IDR: 14489907
Текст научной статьи Синтаксическая структура описания и повествования в номинативном предложении
изучение основных типов речи — описания и повествования — нередко заслуживает внимание в вопросах синтаксической структуры предложения и текста. интерес вызван еще и тем, что понятие тип речи, в котором сливаются в едином коммуникативном простран- стве структурный и семантический аспекты существования предложения, является системообразующим в современной науке. описание и повествование предстают как основные логико-семантические типы семантики простого предложения, тем самым заклады- моКроУсова оКсана Юрьевна — кандидат филологических наук, старший преподаватель 258 кафедры русского языка ростовского государственного строительного университета (г. ростов-на- дону)
MOKROUSOvA OKSAnA iUR'evnA — ph.d. (philology), senior teacher of department of Russian language, Rostov State University of Civil engineering (RSUCe, Rostov-on-don)
вая смысловые связи с глубинным уровнем категории мышления.
в процессе изучения семантики предложения наиболее ярко проявляется его много-аспектность, многосторонность как взаимообусловленные связи структуры, семантики и функционирования предложения. можно говорить о нескольких логико-синтаксических типах семантики простого предложения:
-
1) бытийность (сема бытия, существования);
-
2) номинация (сема наименования);
-
3) характеризация (квалификация);
-
4) состояние;
-
5) действие.
По словам в. в. бабайцевой, «эти значения не прикреплены к какому-либо одному структурно-семантическому типу предложений. они могут быть выражены как двусоставными, так и односоставными предложениями» [1, с. 343—345]. можно говорить, что эти типы семантики простого предложения являются общими, основными, включающими разнообразные типы предложений (двусоставные и односоставные), а также некоторые их разновидности, которые можно выделить наряду с основными. рассмотрим каждый тип отдельно.
Бытийность всеми исследователями выделяется как наиболее абстрактный логико-синтаксический тип семантики простого предложения. Это основной признак предложения, лежащий в основе осознания его предикативности. бытийность предмета и ситуации является логико-семантической базой грамматического выражения синтаксической модальности и времени, присущих любому предложению. в номинативном односоставном предложении семантика бытийности передается нулевой формой реальной модальности настоящего времени: лес. ут ро. ту ман и т.д.
бытийные предложения возникли и существуют как синтаксический способ выражения ничем не осложнённой семантики существования, наличия предметов и ситуаций: на ти хой улоч ке ак ку рат ные до ми ки. три этажа с эр ке ра ми, ви ся чие ве ран ды, кра ше ное дере во. ти пич ный квар тал кон ца по за прош ло го ве ка (г. шульпяков).
считается, что предикативность любого предложения проявляется в отношении подлежащего и сказуемого, поэтому номинативные предложения, без сказуемого в своей структуре мы можем называть непредикативными. исследуя семантику этих конструкций, мы можем опровергнуть данное положение. номинативное предложение — это коммуникативная единица, обладающая структурными свойствами, позволяющими судить о ней, как о самостоятельном предложении. Эта синтаксическая единица отличается от классических двусоставных особым способом выражения предикативности, то есть соотнесенностью категории содержания к действительности. номинативное предложение выражено особым типом предикативности, состоящим в отношении главного члена к субъекту, выступающему либо как предметная, реальная ситуация, либо ситуация, представленная средствами предшествующего или последующего контекста.
в бытийных предложениях предметы, явления и события существуют в пространстве и времени, поэтому в таких предложениях часто употребляются обстоятельства с пространственным и временным значением. нередко наблюдается и эллипсис сказуемого, где семантика бытийности выражается нулевой формой глагола быть с абстрактным значением бытия, наличия, существования: Массив ный стол по цен тру. три крес ла вкру го вую (в. маканин).
такие предложения нередко составляют описательные контексты, поскольку семантика бытия в них актуализируется как вместилище для предметов и ситуаций в пространстве и времени, а второстепенный член может иметь субъектно-объектное значение: в ком на те круг лая печ ка, оби тая же ле-зом, вы кра шен ная в чер ный цвет. два ок на на ули цу. кро вать хо зяи на. ко мод ме ж ду окон. Маленький столик в углу. в левом углу висит ико на — ка кая-то не рус ская бо го ма терь (а. василевская).
бытийность, являющаяся логико-семантической базой для организации суждения, актуализируется в номинации как акт пре- дикативно оформленного предмета речи/ мысли: Это стол. Это чашка. субстантивированное указательное местоимение это в функции подлежащего указывает на наглядно-чувственный образ, который в традиционном двусоставном предложении оформляется с помощью глагола-сказуемого: Это был по след ний день ухо дя ще го ле та (К. титова). в номинативном предложении глагол-бытие отсутствует, однако наличие семы указания сближает эти структурно-семантические типы предложений общностью их бытийной семантики.
близки к номинации предложения с семантикой характеризации . в таких предложениях составное именное сказуемое с именной частью содержит квалификацию, дает оценку предмета речи или мысли: тишь. Чуть слы-ши мый ше лест ре ки. За ней джунг ли. Щит при вхо де — с за пре том. и тро па, оги бая его, вглубь (с. соловьев). такого типа предложения содержат три уровня семантического значения: бытийность, номинация, характеризация. характеризующий предикат указывает на пространственные связи, выраженные описанием места, предметной ситуации. он не сообщает о действии, но способен показывать пространственное положение предметов, ситуации речи. роль глаголов, служащих для описания предметной ситуации, в данном случае не велика. на переднем плане выступает категория описания, именная часть которой содержит оценку предмета/ речи: в кухне он увидел нечто необычайное. раз но цвет ные по лот ни ща. ко роб ки. стол, за ва лен ный по су дой (о. ермаков). Фрагменты текста, представляющие собой предметные описания, объединяются с помощью рематических доминантных номинативных предложений, скрепляющих изнутри каждую из частей текста и выделяющих его из целого окружения. номинативные предложения в значении характеризации способны дополнять, показывать существование предметов, их целостность, а также обобщать все то, что было задано в начале темой.
семантика состояния выражает предикативный признак пассивного субъекта. Эти предложения в основе своей несут бытий- ную семантику и занимают положение между номинацией и акциональностью (семой действия). можно выделить разнообразные типы субъектной детерминации, функцией которых является представление о субъекте, его внутреннем и внешнем состоянии. можно наблюдать единицы с детерминацией, представленной синкретично субъектнопространственным значением: «на нас // какая-то грусть: будто что-то поменялось, из ме ни лось, рас строи лось» (с. светлов). номинативные предложения этого семантикоструктурного типа в большинстве своем служат для обозначения состояний природы, окружающей среды: оксана посмотрела в окно: снизу — выбеленный песок и серое море, ввер ху — лох мо тья сла бых ту чек (н. смирнова). также в группу пропозитивных номинативных предложений входят и такие конструкции, которые сообщают о физическом (внешнем) или эмоциональном (внутреннем) состоянии человека: вер нул ся до мой. неж ный взгляд матери, дожидающейся сына с ночного де жур ст ва. го ря чий по це луй, неж ные объ я-тия (о. семин).
в перечне логико-семантических типов семантики простого предложения справедливо рассматривать предложения со значением действия рядом с предложениями с событийным значением, так как они различаются только качеством выраженности предикативного признака. Формальным показателем действия в любом предложении является глагол, который в структуре номинативного предложения отсутствует. однако именной распространитель встречается достаточно часто. временной детерминант в роли именного распространителя помогает номинативному предложению органично вплетаться в цепь последовательных событий: Че рез ми нуту // стук // в дверь. Зна ко мый го лос. Же на (с. светлов). Пространственный локализатор в предложениях со значением действия может дополняться временным ограничителем. роль событийных детерминантов заключается не столько в «наличии», характеризации действия, сколько в протекании этого действия в момент, который описывается предыдущим или последующим контекстом: днем // на пло ща ди // мо ло дые па ры с ко ля ска ми, вече ром мо ло дежь.
ограничение номинативных предложений с событийными именами пространственными рамками не всегда возможно или необходимо, поскольку такие обстоятельственные детерминанты внутри номинативного предложения не являются обязательными: вокруг // тишина. всю ду // лю ди. на дво ре // ту ман. сравним эти конструкции без локализатора: ти ши на. лю ди. ту ман . однако обстоятельственный детерминант помогает контексту в целом выразить общий смысл: элементы текста характеризуют динамику ситуации и указывают на значение активного действия, формирующее динамику повествования.
таким образом, структура и семантика текста показала, что логико-семантические типы простого предложения представлены двумя основными видами текста. описание — бы-тийностью, номинацией, характеризацией и состоянием. Повествование характеризует лишь один структурный тип — предложения со значением действия. несмотря на это, структура текста представляет собой более сложное образование, создающее многогранность и многоаспектность, сочетающее в себе разные уровни семантики. морфологическая и лексическая выраженность предикатов обусловливает взаимодействие логико-синтаксических типов на основе общей семантики бы-тийности, что углубляет текст, делает его разноаспектным.
номинативные предложения помимо представленных типов могут передавать квалификацию оценки. Эмоциональная оценка восприятия предмета выражается градуально при помощи специальных частиц (какой, что за, ну и, вот так, вот это): у нас все гда до-маш няя вы печ ка на зав трак... ах, ка кие бу-лоч ки! // ка кие ши ро кие ступ ни у его та ин-ст вен ных ев! (о. ермаков). частицы, как и особая интонация восклицания способству- ют субъективному восприятию и эмоциональной оценке предмета, существование которого утверждается (ка кая ти ши на! Что за день! вот так за да ча и т.д.).
семантика состояния может переплетаться с семантикой действия. семантической функцией таких предложений является сообщение о внутреннем и внешнем состоянии лица, субъекта. иногда встречаются и единицы с синкретичными субъектно-пространственными детерминантами: «сре ди про че го портрет монаха у монастырской стены в Пекине, такой страшный человек с морщинистым улы баю щим ся ли цом, с птичь им ли цом...» (о. ермаков).
номинативные предложения способны передавать ситуации, стремительно меняющие друг друга, организуя повествования так, что зафиксированное значение реальной модальности настоящего времени способствует восприятию действия как наблюдаемого в определенный момент его совершения: ты отве-ча ешь с ед ва уло ви мой улыб кой, вста вая. на те бе виш не вый ком би не зон, шёлк с лав са ном, в об ли поч ку, на про ствет (с. соловьев). для текстов динамического повествовательного типа характерны не только рематическая смена признаков и фаз, но и акцент на предмет и состояние, которые предполагают использование предложений с именными и адъективными предикатами для описания предметов и их качеств [2, с. 306].
таким образом, структурно-семантическая многомерность номинативных предложений обусловлена многоаспектностью и семантической глубиной текста, которая обуславливает коммуникативно-прагматический потенциал номинативных предложений и выражает в функционально-коммуникативном плане роль номинативных предложений в формировании компонентов сложного предложения или отрывка речи, квалифицируемого как сложное синтаксическое целое.