Система «Учитель» и цивилизационные проблемы в ноосферных взглядах В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева

Автор: Гришаева Юлия Михайловна, Ма Пэйхун

Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias

Рубрика: Проблемы экологии, науки о земле

Статья в выпуске: 1, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется научное наследие выдающихся российских ученых В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева в отношении их размышлений о месте и роли человека в биосфере, о ноосфере как новой «разумной оболочке», позволяющей человеку далее цивилизационно развиваться во взаимодействии с природой. Рассматривается решающая роль образования - роль системы «Учитель» в подготовке и реализации коэволюции природы и общества на основе экологического и нравственного императивов. Делается важный вывод о проблеме аксиологии образовательных систем, которые несут будущим поколениям ценностно-смысловую основу развития планетарной цивилизации.

Еще

В. и. вернадский, н. н. моисеев, ноосфера, система «учитель», аксиология образовательных систем

Короткий адрес: https://sciup.org/143184532

IDR: 143184532

Текст научной статьи Система «Учитель» и цивилизационные проблемы в ноосферных взглядах В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева

Современные цивилизационные вызовы и проблемы сегодня заставляют обратиться к серьезному размышлению о возможности сохранения биосферной устойчивости, о переходе к ноосфере, о принципиальном решении глобальных экологических проблем, вообще о сохранении человеческой цивилизации. Глобальный экосистемный кризис как кризис аксиологических оснований взаимодействия человека и природы, кризис деятельностной стратегии, заложенной в мышлении и определяющей характер поведения человека в антропоэкосистеме все более выходит на повестку дня. Н. Н. Моисеев в своих трудах неоднократно подчеркивал роль системы образования в преодолении экологического кризиса, в частности он говорил: «..сегодня от Учителя в первую очередь зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете» [10].

Алармистская позиция совсем не характерна для конструктивного образа мыслей, поэтому мы сразу определим важнейшее направление, которое, на наш взгляд, способно обеспечить выход из цивилизационного тупика. Речь о роли образования, его методологических основаниях, глубинной гуманитарной сущности экологической культуры как цели и результата экологического мышления личности. «Когда я произношу слово «УЧИТЕЛЬ», — то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации» [8].

Следует отметить, что В. И. Вернадский и Н. Н. Моисеев понимали по-разному переход человеческой цивилизации в ноосферу. Автоматическое вхождение в ноосферу через накопление массива научных знаний у В. И. Вернадского и соблюдение т. н. «логики природы»; и переход в эпоху ноосферы у Н. Н. Моисеева (который развил эту мысль В. И. Вернадского), переход, который возможен только при условии соблюдения экологического императива. А значит, этот императив как аксиологическое ядро образовательной системы нужно формировать у будущих поколений, следовательно, необходимо целенаправленно создавать и поддерживать эту систему передачи опыта (в широком смысле — систему воспитания) — систему «Учитель». Н. Н. Моисеев в своих трудах много говорил об энвайронментальном образовании. «…И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается лидером XXI века!». «…Совершенствуя образование, важно отчетливо представлять сегодняшние потребности общества, видеть перспективу их развития, представлять себе того человека, которому предстоит преодолеть те беды, которые нас подстерегают» [8].

Итак, кто же этот человек, которому предстоит сделать переход в эпоху ноосферу? Сегодня мы видим, что современный человек выбрал стратегию восприятия не самой действительности, а символического «образа действительности», состоящего из набора так называемых знаков (по Ж. Бодрийяру, 1970), интерпретация которых в новом информационном обществе приобретает сегодня целенаправленно формирующий «массовое сознание отчуждения» смысл: «…Мы живем таким образом, под покровом знаков и в отказе от действительности. Чудесная безопасность: когда мы смотрим на образы мира, кто отличит это краткое вторжение действительности от глубокого удовольствия не быть в ней? Образ, знак, послание, все то, что мы «потребляем», — это наше душевное спокойствие, подкрепленное дистанцией от мира, которое даже сильный намек на действительность скорее убаюкивает, чем нарушает.» (Jean Baudrillard, 1970) [1]. И далее: «…Любопытство и незнание обозначают одно и то же совокупное поведение перед лицом действительности, поведение распространенное и систематизированное практикой массовых коммуникаций и характеризующее, таким образом, наше «общество потребления»: это отказ от действительности на основе жадного и умножающегося изучения ее знаков.» (Jean Baudrillard, 1970) [1].

Что же природа? Н. Н. Моисеев писал: «…Природа из фона исторических событий превратилась в действующий персонаж человеческой трагедии» [8]. Проблема ядерной угрозы, перенаселения, глобального загрязнения всех физических оболочек, истощения озонового слоя, истощения недр, снижения биоразнообразования и т. д. Однако, человек — очевидно, часть биосферы. Существует т. н. «логика природы» по В. И. Вернадскому [2]. Однако человек пытается эту логику не учитывать, как маленький ребенок, который закрывая свои глаза ладошкой и переставая видеть других людей вокруг, представляет, что и его никто сейчас не видит, а потому он свободен от воли других людей, он «спрятался». Так человечество сегодня выступает в роли такого ребенка, который «спрятался» от законов природы, отказывается признавать законы Биосферы. Мышление современного человека сегодня как никогда носит антропоцентричный характер. Если говорить о модальности общественного и индивидуального экологического сознания в терминологии антропоцентризма, экоцентризма и биоцентризма, то, на наш взгляд, мы бесконечно далеки даже от рационального антропоцентризма сегодня.

О ноосфере. С 1922 по 1926 гг. В. И. Вернадский по приглашению ректора Сорбонны читал лекции по геохимии в Париже. Там, как известно, его доклад услышали П. Т. де Шарден и Э. де Ле Руа. После чего Э. де Ле Руа впервые употребил понятие «ноосфера» в своих трудах, а затем П. Т. де Шарден развил его в своем фундаментальном труде «Феномен человека» (1948). Следует отметить, что понимали ноосферу П. Т. де Шарден, Э. де Ле Руа и В. И. Вернадский по-разному: П. Т. де Шарден вкладывал в содержание этого понятия мисти- ческий смысл: «…Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосферы» [11]. (Pierre Teilhard de Chardin, 1948). В. И. Вернадский понимал ноосферу исключительно материалистично, на основании «логики природы» и неизменно долженствующего наступить рационального осознания необходимости соблюдения законов биосферы. В. И. Вернадский под ноосферой понимал такое состояние биосферы и общества, при котором Разум человека определяет их развитие. В. И. Вернадский был убежден, что человек необходимо вступит однажды в ноосферу [2].

Подтверждение материалистичных взглядов В. И. Вернадского на роль человека в природе можно увидеть в его трудах: «Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы в определенном ее пространстве- времени. Человек во всех его проявлениях составляет определенную закономерную часть строения биосферы» [3]. Здесь говорится о неизбежности господства научной мысли, разума во взаимодействии человека и природы с точки зрения В. И. Вернадского: «…«Взрыв» научной мысли в ХХ столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе». «…Ноосфера — это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях: «Научная мысль охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу» [3].

Основными предпосылками создания ноосферы В. И. Вернадский считал, то что человечество сегодня уже стало единым целым (человек заселил всю планету); существенно преобразовались средства связи и обмена информацией; открыты новые мощные источники энергии (энергия атома была открыта на рубеже веков); существенно выросло благосостояние людей; практически скоро наступит равенство всех людей и из жизни человечества будут обязательно исключены все войны.

В. И. Вернадский считал, что ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber, и это не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Данное утверждение в русле исторического материализма утверждает роль человека как созидателя, человека трудящегося, отражает в полной мере позицию В. И. Вернадского в отношении ноосферы и будущего человечества.

В свою очередь, Н. Н. Моисеев понимал под ноосферой «эпоху ноосферы» — «…эпоху времени, когда человеческий разум будет способен определить условия, необходимые для обеспечения коэволюции природы и общества, а коллективная воля людей — для их реализации, то есть для обеспечения пути в эпоху ноосферы. Эти необходимые условия получили название экологического императива. Здесь важно понимать, что концепция устойчивого развития не может быть реализована без соблюдения требований экологического императива, который закономерно переходит в императив нравственный и обеспечивает биосферосовместимое существование человека в цивилизационном масштабе [4, 7] Экологический императив, в логике размышления Н. Н. Моисеева следует рассматривать как ядро системы «Учитель», поскольку самой главной задачей академик Н. Н. Моисеев в передаче опыта определял задачу передачи ценностно-смысловой основы коэволюции Человека и Природы: «Препятствия для продолжения восхождения человека по ступеням Разума я вижу не только в том, что людям придется умерить свои потребности, или в том, что необходимо предстоит заниматься регулированием семьи и экономным использованием ресурсов. Я вижу неизбежное столкновение цивилизаций — не столько народов, сколько именно цивилизаций, несущих разное мировоззрение, разное понимание места человека в обществе и общества в Природе, весьма неодинаковую ранжировку человеческих ценностей».

О гуманитарности системы «Учитель». Вступить в эпоху ноосферы сможет только высокоинтеллигентное общество, каждый член которого способен понимать и чувствовать ответственность за судьбу общества и вести себя сообразно с этой ответственностью. А для этого человек должен иметь широкое, не только специальное, но и гуманитарное образование, считал академик Н. Н. Моисеев: «Я убежден, что ХХI век должен стать веком гуманитарных знаний!» [9]. Как известно, интеллигент — это человек, который утруждает себя процессом размышления (А. П. Чехов). Однако зададимся вопросом: современному человеку есть время и место размышлять? Информационно-событийная насыщенность современной жизни, на наш взгляд, полностью исключает эту возможность. Мы успеваем дрей- фовать как серфингисты по поверхности информационного моря (по Т. В. Черниговской). Сегодня как никогда актуально задуматься о качестве рефлексии с психологопедагогической точки зрения как обязательном условии личностного развития современного человека.