Сюжет дороги в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»

Бесплатный доступ

В статье рассматривается сюжетный механизм, открывающий Нехлюдову, герою романа «Воскресение», возможность нового рождения. Он отправляется в Сибирь вслед за осужденной на каторгу женщиной, ведущей по его вине греховный образ жизни. Дорога, как доказывает автор статьи, испытывает героя на способность выполнить возложенную им на себя самоискупительную миссию. Именно в дороге, обладающей значимым с точки зрения проблематики романа сюжетным потенциалом, раскрывается по-настоящему нравственный потенциал его личности. Чтобы выйти из нравственного тупика, от него требуется самостоятельное решение, без оглядки на мнение окружающих. Ожидающую его дорогу он воспринимает как возможность преодолеть автоматизм сложившегося и лишенного для него теперь всякого смысла существования. Решение отправиться в дорогу вслед за Масловой открывает еще и возможность самостоятельно выбрать свою судьбу. Только так, выйдя за границы привычного образа жизни и проявив готовность к внутренним изменениям, он может заново обрести самого себя. Сменив неподвижность как образ жизни на непредсказуемое по своим последствиям движение, он становится человеком дороги, где его ожидают не только перемещения в пространстве. Дорога несет с собой для него реальную возможность серьезных внутренних перемен. Завершение сюжета дороги побуждает Нехлюдова искать новую форму движения, которой становится путь, символ нравственного воскресения. Сюжетно мотивированное обращение к Евангелию конкретизирует переход дороги в путь души. В финале романа, как показано в статье, высвечиваются онтологические проблемы, ставшие главными для героя, открывшего для себя личную связь с абсолютом и сознающего себя как человека пути.

Еще

Л.н. толстой, «воскресение», сюжет, дорога, тюрьма, сибирь, путь, евангелие

Короткий адрес: https://sciup.org/149145241

IDR: 149145241   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-118

Список литературы Сюжет дороги в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»

  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  • Бахтин М.М. Идеологический роман Л.Н. Толстого. Предисловие // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2. М.: Русские словари, 2000. С. 185–204.
  • Березович Е.Л., Кривощапова Ю.А. Сибирь в русской языковой традиции (на иноязычном фоне) // Пространство и время в языке и культуре. М.: Индрик, 2011. С. 110–156.
  • Бочаров С.Г. Генетическая память литературы. М.: РГГУ, 2012. 341 с.
  • Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Художественная литература, 1985. 296 с.
  • Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981. 176 с.
  • Журина О.В. Роман «Воскресение» в контексте творчества позднего Л.Н. Толстого: модель мира и ее воплощение: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2003. 23 с.
  • Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. М.: Советский писатель, 1978. С. 248–273.
  • Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 325–349.
  • Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. I. Таллинн: Александра, 1992. С. 224–242.
  • Печерская Т.И., Никанорова Е.К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы. Новосибирск: НГПУ, 2010. 162 с.
  • Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. 544 с.
  • Сурат И.З. Человек в стихах и прозе: Очерки русской литературы XIX–XXI вв. М.: ИМЛИ РАН, 2017. 344 с.
  • Тамарченко Н.Д. Лев Толстой // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. С. 336–389.
  • Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. XIII. М.: Художественная литература, 1983. 494 с.
  • Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 229–247.
  • Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 28–35.
  • Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
  • Kokoboko A. Estranged and Degraded Worlds: The Grotesque Aesthetics of Tolstoy’s Resurrection // Tolstoy Studies Journal. 2012. Vol. XXIV. P. 1–14.
Еще
Статья научная