Следы дахо-сарматского культурного наследия в Древнем Туране и Древней Руси

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу миграции дахов и сармат - двух родственных народностей из числа ранних кочевников Восточной Европы и Средней Азии - на юг и запад от территории, которая была их родиной. Автор ставит задачу проследить по археологическим комплексам и сооружениям, письменным и фольклорным материалам дахов и сармат пути их продвижения на протяжении многих веков до периода распространения ислама в Центральной Азии и христианства на Руси. Особое внимание уделяется погребальным сооружениям, храмам и крестообразным в плане культовым святыням мигрантов и их наследников. Подробно рассматривается крупная миграция дахов в конце III- начале II в. до н.э. из низовий Сырдарьи на юг, оказавшая большое влияние на этно- и культурогенез населения Средней Азии. Это движение было направлено на захват земель ослабленных наследников Александра. Отмечены признаки культуры дахов в градостроительстве и архитектуре, погребальном обряде, вооружении и др. на всей захваченной ими территории. Обсуждается миграция наследников дахов в лице носителей каунчинской и отрарской культур под флагом гуннов в ходе Великого переселения народов из бассейна Сырдарьи на юг. Носители каунчинской культуры двигаются в оазисы Самарканда и Кеши, отрарской культуры - в Бухарский оазис, джетыасарской культуры - в Каршинский оазис. Прослежено, что крест в планировке культовых сооружений превращается в восьмилепестковую розетку, но погребальный обряд не меняется (всюду отмечены остатки погребений и зола кострищ). Выявляются реликты скифо-сарматского наследия в культуре Древней Руси. Отмечено, что культовые сооружения, посвященные Перуну, представляли собой крестообразные или восьмилепестковые в плане валы и рвы, заполненные кострищами с остатками жертвоприношений животных, в их центре возвышался идол главы древнеславянского пантеона. Ранние капища Перуна в Киеве и Ходосовичах были крестовидные, более поздние (вдоль рек Збруч и Волхов) - восьмичастные. Сделан вывод о связи этих следов обрядов с культурой сармат и дахов, принявших участие в формировании народов Древней Руси и Турана.

Еще

Погребальные обряды, традиции, миграции, культы, археологические культуры, экология

Короткий адрес: https://sciup.org/145146315

IDR: 145146315   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2021.49.3.060-074

Список литературы Следы дахо-сарматского культурного наследия в Древнем Туране и Древней Руси

  • Балахванцев А.С. Средне азиат ские дахи в IV–II вв. до н.э. // РА. – 2016. – № 1. – С. 11–24.
  • Берестнев Р.С., Медведев А.П. Сарматские памятники в лесостепном междуречье Дона и Волги (опыт районирования) // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. – 2015. – Т. 20, № 2. – С. 7–17.
  • Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н.э. – VIII в. н.э. – М.: Вост. лит. РАН, 1999. – 359 с.
  • Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабатская культура. Низовья Сырдарьи в древности. – М.: Наука, 1993. – Вып. 1. – 130 с.
  • Винокур И.С. История и культура черняховских племен Днестро-Днепровского междуречья. II–V вв. н.э. – Киев: Наук. думка, 1972. – 180 с.
  • Винокур И.С. Черняховские племена // Славяне на Днестре и Дунае. – Киев: Наук. думка, 1983. – С. 105–135.
  • Горбунова Н.Г. В Древней Фергане. – Ташкент: ФАН, 1972. – 38 с.
  • Горбунова Н.Г. Памятники Керкидонской группы в Южной Фергане // АСГЭ. – 1985. – Вып. 26. – С. 45–70.
  • Горбунова Н.Г. Поселение Арк-тепе в Южной Фергане // РА. – 1994. – Вып. 4. – С. 191–206.
  • Дандамаев М.А. [Рецензия] // ВДИ. – 1991. – № 3. – С. 209–215. – Рец. на кн.: Acta Iranica. Encyclopedie permanente des Etudes iraniennes. Deuxième série, XVII (28). A Green Leaf. Papers in Honour of Professor Jes P. Asmussen. Leiden: E.G. Brill, 1988. XXIX, 547 p., XXIV tabl.
  • Заднепровский Ю.А. Городище Биловур-тепе (Восточная Фергана) // КСИА. – М., 1985. – Вып. 184. – С. 88–95.
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. – М.: Сов. энцикл., 1982. – Т. 2. – С. 450–456.
  • Итина М.А., Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век нижней Сырдарьи. – М.: Вост. лит., 2001. – 294 c.
  • Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. – М: [Б.и.], 1992. – 362 с.
  • Мерщиев М.С. Поселение Кзыл-Кайнар-тюбе I–IV вв. и захоронение на нем воина IV–V вв. // По следам древних культур Казахстана. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1970. – С. 79–93.
  • Пилипко В.Н. Поселение раннежелезного века Гарры-Кяриз I // Туркменистан в эпоху раннежелезного века. – Ашхабад: Ылым, 1984. – С. 28–58.
  • Подушкин А.Н. Сарматская атрибутика в археологических комплексах катакомбных погребений арысской культуры Южного Казахстана (I в. до н.э. – III в. н.э.) // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. – 2015. – Т. 20, № 5. – С. 67–77.
  • Русанова И.П., Тимощук Б.А. Збручское святилище // СА. – 1986. – № 4. – С. 90–100.
  • Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 782 с.
  • Сарианиди В.И. Храм и некрополь Тилля-тепе. – М.: Наука, 1989. – 240 с., ил.
  • Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 326 с. – (Археология СССР).
  • Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Цитадель древнего Туркестана: Некоторые итоги археологического изучения, 2011–2012 гг. // Изв. АН Республики Казахстан. – 2013. – № 3. – С. 82–99.
  • Смирнов К.Ф., Петренко В.Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья. – М.: Наука, 1963. – 40 с., 30 табл. – (САИ; вып. Д. 1–9).
  • Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов узбеков Хорезма. – М.: Наука, 1969. – 236 с.
  • Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана. VII в. до н.э. – VIII в. н.э. – Самарканд; Ташкент: ФАН, 2000. – 342 с.
  • Сулейманов Р.Х., Мухамеджанов А.Р., Ураков Б. Культура Древнебухарского оазиса. III–VI вв. н.э. – Ташкент: ФАН, 1983. – 125 с.
  • Толстов С.П. Древний Хорезм. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1948. – 352 с., 87 табл.
  • Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – 178 с.
  • Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент: ФАН, 1983. – 200 с.
  • Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: ФАН, 2010. – 311 с.
  • Ягодин В.Н. Археологическое изучение курганных могильников Каскажол и Бернияз на Устюрте // Археология Приаралья. – Ташкент: ФАН, 1982. – Вып. I. – С. 39–81.
  • Hachkin J., Carl J. Recherches Archéologiques au Col de Khair khaneh près de Kabul // Mémoires de la Délégation Archéologique Franşaise en Afghanistan. – P.: Les Éditions dʼArt et dʼHistoire, 1936. – T. VII. – P. 14–17.
  • Nyberg N.S. Die Religionen des alten Iran. – Leipzig: MVAG, 1938. – Bd. 43. – S. 190–323.
  • Sarianidi V.I. Bactrian Gold: from the Excavations of the Tillya-Tepe Necropolis in Northern Afghanistan. – L.: Aurora Art Publ., 1985. – 260 p.
Еще
Статья научная