Смыслы традиционных духовно-нравственных ценностей в официальном дискурсе
Автор: Расторгуев С.В.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 2 т.33, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье методом дискурс-анализа исследованы смыслы традиционных духовно-нравственных ценностей, представленных в Конституции России, документах стратегического планирования и посланиях Президента России. На основе выявленных смыслов 17 духовно-нравственных ценностей были разделены на 3 группы. К собственно традиционным ценностям отнесены: патриотизм; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; приоритет духовного над материальным; милосердие, коллективизм; справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение. К модернистским ценностям отнесены: жизнь; права и свободы человека; гуманизм. В категорию переходных от собственно традиционных к модернистским ценностям попали: достоинство; гражданственность; созидательный труд; историческая память и преемственность поколений; единство народов России. Автор делает вывод, что объединение в одно множество ценностей трех различных групп позволяет проводить гибкую политику в зависимости от актуальных контекстов, внутренних и внешних вызовов.
Традиционные ценности, модернистские ценности, официальный дискурс, внешнеполитические вызовы
Короткий адрес: https://sciup.org/170210309
IDR: 170210309 | DOI: 10.24412/2071-5358-2025-2-161-166
Текст научной статьи Смыслы традиционных духовно-нравственных ценностей в официальном дискурсе
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
П еречень традиционных российских духовно-нравственных ценностей представлен в указах Президента России «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей имеет официальный статус стратегического национального приоритета. Целесообразно проанализировать каждую ценность, выявить закладываемые в ценности смыслы и, в конечном счете, классифицировать их по шкале «модерн – традиция».
Для установления смысла ценностей был проведен дискурс-анализ текстов указов «О стратегиинациональной безопасности Российской Федерации», «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Конституции Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному собра- нию 2020, 2021, 2023 гг.1 Методика дискурс-анализа и понимание дискурса представлены в работах Ю.В. Ирхина и Р. Водак [Ирхин 2014; Reisigl, Wodak 2016]. Хронологический выбор указанных посланий обусловлен актуальным контекстом принятия указов 2021 и 2022 гг., а также интерпретацией ценностей и смыслов в 2023 г., когда Россия столкнулась с самым сильным вызовом после 1991 г. [Пляйс 2023; Соболева 2024; Тюриков 2024]. Анализ данных текстов представляет собой своеобразную триангуляцию, позволяющую определить смысл ценностей на базе Основного закона Российской Федерации (документ высшей юридической силы), документов стратегического планирования (подзаконные нормативно-правовые акты), посланий Президента России за текущий отрезок времени с оценкой текущей ситуации, указанием стратегических и тактических целей на будущее.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие смыслы традиционных духовно-нравственных ценностей официального дискурса.
Ценность «жизнь» (№ 1). Смысл: уровень жизни в контексте государственной политики по повышению качества и продолжительности жизни (биополитика); в контексте пандемии и СВО появляется смысл жизни как предельной/высшей ценности, которую надо защищать или можно пожертвовать ради жизни других. Коллективный Запад позиционирован как пренебрегающий правом на жизнь в конфликте на Донбассе в 2014–2022 гг.
Ценность «достоинство» (№ 2). Смысл: уровень внутреннего благородства, определяющий мотивы деятельности. В посланиях Президента России достоинство человека оценивается как: а) высшая ценность наряду с правами и свободами; б) одна из целей труда граждан; в) сильная характеристика патриотического чувства, проявившегося в ходе СВО.
Ценность «права и свободы человека» (№ 3). Смысл: конституционный перечень личных, политических, экономических, социальных, культурных прав как высшая ценность, фундамент российского общества. Государство защищает и гарантирует права и свободы человека даже в условиях сильных вызовов (пандемия, СВО). Страны коллективного Запада используют ценности прав и свобод как предлог для распространения тоталитарных неолиберальных ценностей и прикрытия эгоистических экономических интересов.
Ценность «патриотизм» (№ 4). Смысл: стимул к деятельности в интересах общества (Отечества). В контексте воспитания подрастающего поколения патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений. В посланиях Президента России патриотизм упоминается в контексте настроя общественных сил на согласованную работу в период пандемии, а также как традиционное чувство россиян, проявившееся в период СВО.
Ценность «гражданственность» (№ 5). Смысл: представление о необходимости участвовать в общественной и государственной жизни в рамках сложившегося политического консенсуса. В контексте СВО: готовность выполнить свой профессиональный и воинский долг с риском для жизни.
Ценность «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» (№ 6). Смысл: ориентированность на государственную и воинскую службу, осознание единства судьбы индивида с судьбой страны. В посланиях Президента
России акцентируется жертвенность солдат и офицеров ради Отечества, указывается, что вклад в защиту Отечества офицеров и сержантов должен быть вознагражден предоставлением карьерных возможностей на военной и гражданской службе.
Ценность «высокие нравственные идеалы» (№ 7). Смысл: собственно сами традиционные духовно-нравственные ценности являются основой государства и общим фундаментом для многонационального российского народа; Россия, в отличие от коллективного Запада, не откажется от защиты традиционных ценностей (высоких нравственных идеалов). Духовно-нравственные идеалы служат фундаментом государственности и основой прогресса; в результате социально-культурных процессов в странах Запада и глобализации возникла угроза традиционным ценностям и нравственным идеалам, происходит абсолютизация безнравственности; российские духовно-нравственные ценности позволяют объединить разные этносы и конфессии в стране.
Ценность «крепкая семья» (№ 8). Смысл: представление о семье как союзе мужчины и женщины, воспитывающих детей. Государство реализует многочисленные программы для стимулирования рождаемости. Родители и дети разделяют традиционные семейные ценности. Сбережение народа провозглашается высшим национальным приоритетом. В странах коллективного Запада происходит разрушение института семьи, подвергаются ревизии священные тексты мировых религий.
Ценность «созидательный труд» (№ 9). Смысл: с одной стороны, меры государственного регулирования рынка труда, с другой стороны, труд как средство достижения благородной цели (достойная жизнь, победа, преобразование мира). В посланиях Президента России труд рассматривается как основа материального обеспечения семьи, величия страны и достоинства граждан; в период пандемии граждане трудились напряженно, качественно, на совесть; предпринимательские способности предполагают созидание, преобразование мира; в период СВО талантливые специалисты трудятся в оборонно-промышленном комплексе ради достижения победы.
Ценность «приоритет духового над материальным» (№ 10). Смысл: в России, в отличие от стран коллективного Запада, сохраняется большее влияние религий на духовную сферу жизни общества. В будущем именно ценности как основа идентичности позволят отвечать на внешние и внутренние вызовы. Страны коллективного Запада идут к духовной катастрофе.
Ценность «гуманизм» (№ 11). Смысл: человек есть высшая ценность, государство и общество должны ориентироваться на благополучие индивидов, намеренное причинение страданий антигуманно (продекларированная цель антироссийских санкций).
Ценность «милосердие» (№ 12). Смысл: готовность оказать помощь нуждающимся. Традиционная (во многом религиозная) ценность распространяется с индивидуального уровня на уровень народа и страны в целом. Ценность «милосердие» определена как одна из исторически присущих народу России характеристик наряду с семьей, дружбой, взаимовыручкой, сплоченностью.
Ценность «справедливость» (№ 13). Смысл: представление о равномерном и пропорциональном распределении различных материальных благ; равное применение закона к разным людям. В документах стратегического планирования условием создания справедливого общества назван синтез сильной державы (макроуровень) и благополучия человека (микроуровень). В контексте СВО появляется нематериальный смысл – восстановление исторической справедливости.
Ценность «коллективизм » (№ 14). Смысл: представление об эффективности совместной деятельности по сравнению с индивидуализмом Запада. В контексте СВО – совместное несение бремени тягот фронта всеми участниками спецоперации.
Ценность «взаимопомощь и взаимоуважение» (№ 15). Смысл: представление о взаимном уважении поколений, забота о представителях старших и младших возрастов. Во внешней политике – готовность нести издержки для оказания помощи в кризисной ситуации (стихийные бедствия, пандемия, СВО). Донбасс с 2014 г. ждал помощи России, Россия поможет всем, кто попал в беду.
Ценность «историческая память и преемственность поколений » (№ 16). Смысл: внешние силы стремятся обесценить и фальсифицировать историческую память российского народа, необходимо защитить историческую правду. Молодежь следует воспитывать на примерах отечественного героического прошлого. В документах стратегического планирования указано, что целью защиты исторической памяти является укрепление единства этносов России; существуют угрозы пропаганды чуждых для российской цивилизации ценностей, увеличения межпоколенческого разрыва. В посланиях Президента России акцентируется, что бойцы СВО сражаются за предков и воссоединение народа, современные поколения обязаны ориентироваться на героический опыт предков и быть достойными их.
Ценность «единство народов России» (№ 17). Смысл: основным типом идентичности является национально-государственный тип идентичности, представленный понятием «единый российский народ» («многонациональный российский народ»). Данная идентичность служит залогом побед и ответом на вызовы. Извне предпринимаются попытки расколоть страну на фоне имеющихся социально-экономических проблем; традиционные ценности являются основой единства российских этносов путем формирования общей гражданской идентичности; многонациональный народ России сохраняет отличительные культурные особенности всех этносов; государственная политика нацелена на недопущение межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Традиционные ценности характеризуются тем, что они передаются от поколения к поколению. Целесообразно определить временн у ю границу между традицией и модерном в отечественной истории, чтобы зафиксировать смысловую нагруженность каждой разобранной ценности. В качестве дальней границы можно указать период 1917–1922 гг., когда традиционные организации и институты всех сфер жизни общества были насильственно-революционно заменены на модернистские советские организации и институты. При этом новые организации и институты могли использовать часть традиционного ценностного ядра с процедурами переосмысления в новом контексте. Как ближнюю границу можно рассматривать период 1991–1994 гг., когда произошло разрушение советских организаций и институтов во всех сферах, а на смену им пришли гибридные, прозападные по форме и самобытные по содержанию формы и правила устройства общества.
Исходя из данной хронологии, можно констатировать, что перечень из 17 традиционных ценностей в рамках доминирующего (властного) дискурса содержит элементы трех типов. Девять ценностей (№ 4, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15) можно охарактеризовать как классические традиционные ценности, отражающие служилый характер государства, стремление к пропорциональному распределению служебного бремени, доминирование православия (ислам также гармонично вписывается в указанный перечень).
Ценности № 1, 3, 11 «жизнь», «права и свободы человека», «гуманизм» хотя и могут рассматриваться как универсальные, общечеловеческие, по своему смысловому наполнению относятся к модернистским. Они активно дискутировались в 1990-е гг. в контексте импорта институтов стран Запада, но ни в царский, ни в советский период данные ценности в выявленных автором смыслах не акцентировались.
Остальные пять ценностей в выявленных автором смыслах в чистом виде затруднительно отнести как к традиционным, так и к модернистским (№ 2, 5, 9, 16, 17). Поэтому они составили категорию переходных ценностей. Например, следуя модели политической системы Д. Истона, ценность «гражданственность», с одной стороны, предполагает активность индивидов и организаций на входе в политическую систему (что не является характерной чертой российского общества) и активность граждан на выходе из политической системы (что вполне соответствует действительности). Смысл созидательного труда для повышения уровня благосостояния и реализации предпринимательских способностей характерен для модерна, а созидательный труд для победы над врагом и как средство профессиональной самореализации существовал и ранее. Смысл ценности исторической памяти тесно связан с государственной политикой памяти (модерн), но устная историческая память народа уходит корнями в традиционное общество. Ценность единства народов России, с одной стороны, традиционна, с другой – она базировалась на разных идеологических платформах и, соответственно, на разных акцентах ценностей: в царский период – на религиозно-монархической платформе, в советский период – на идеологии коммунизма, в настоящее время – на общероссийской гражданской идентичности многонационального народа России. При этом сама российская национально-государственная идентичность представляет собой динамичный конструкт [Расторгуев, Титов 2024]. Ценность «достоинство» включает в себя элемент целеполагания (трудиться, чтобы стать достойным), элемент характеристики патриотического чувства, а также модернистское понимание достоинства как самоуважения личности, субъекта свободных волевых действий.
Таким образом, на основе дискурс-анализа текстов Конституции России, документов стратегического планирования и посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации были выявлены смыслы и контексты каждой из 17 традиционных духовно-нравственных ценностей. Автор предлагает классификацию ценностей по шкале «традиция – модерн» в зависимости от выявленных смыслов. В результате 9 ценностей были классифицированы как собственно традиционные, 3 – как модернистские, а 5 – как переходные, несущие в себе черты как традиционных, так модернистских смыслов. Объединение в одно множество ценностей трех различных групп позволяет органам государственной власти проводить гибкую политику в зависимости от актуальных контекстов, внутренних и внешних вызовов.