Социализация и инкультурация личности ребенка в мордовской семье

Автор: Лобанова О.В.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Молодые ученые

Статья в выпуске: 4 (45), 2006 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147136245

IDR: 147136245

Текст обзорной статьи Социализация и инкультурация личности ребенка в мордовской семье

История мордовской семьи в общих чертах шла тем же путем, что и у других восточных финнов. И здесь современным формам, которые созданы христианством, действующим каноническим правом и выработавшимися на этой почве понятиями, предшествовали иные, архаические, формы.

Примечательно, что в мордовских языках отсутствует слово «семья» в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово э. куд, м. кудо «дом». В при Правительстве РМ народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. В традиционном быту, как правило, семья (дом) называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение: «Мордва в прошлом вместо слова семья или фамилии употребляла родовой знак, тавро, например колесо, косу, зерно. Для отличия отделившихся членов этого тав-#Ю. В. Лобанова, 2006

ра использовались дополнительные меты, производные от него: лишняя спица, двойная ручка и т. п.»1.

Семья у мордвы, как и у других народов, прошла сложный путь развития, начиная от классических форм, существовавших на стадии разложения родового строя. Для мордовской семьи была характерна смена матриархальных устоев патриархальными, поскольку институт отцовства возник и сформировался гораздо позже материнского. В научной литературе данное положение объясняется тем, что первобытное мировоззрение признавало лишь биологическую связь между матерью и ребенком и игнорировало роль отца в акте зачатия2. Эти мифические представления широко отражены и в устном творчестве мордвы.

Первые видоизменения матриархального порядка возникли на почве захвата женщин чужого рода. Насильственно введенная в дом, связанная номинально с ребенком молодая женщина была фактически достоянием взрослых членов семьи и главы дома — отца. С возникновением индивидуальных прав мужчин на женщину изменяется и отношение детей к родителям. Преобладающее влияние переходит к отцу — владыке матери.

К периоду развившегося патриархата относится купля девушки, заменившая у мордвы ее похищение. Отец продает дочь, как свою собственность, жених или его род покупает ее, как вещь, которой может распоряжаться по своему усмотрению.

Сохраняя до настоящего времени остатки своего права на личность детей, отец, естественно, является для них авторитетом во всех житейских сферах. Вопрос о границах отеческой власти у мордвы довольно обстоятельно разработан в известной книге В. Майнова «Очерки юридического быта мордвы».

Одно из главных назначений семьи — продолжение человеческого рода. Репродуктивная функция предусматривала не только количественное воспроиз водство, но и качественное, что связано с социализацией, приобщением детей к общественной жизни, культурным и нравственным ценностям, позволявшим им полноправно функционировать в данном социуме. Народное мировоззрение ставило значимость семьи в зависимость от качества детей. Хорошее потомство поднимало статус рода, семьи, родителей. «Семья обычно „воспроизводит” себя в детях не только физически, но и духовно: характер личности, отношение человека к другому полу, к старшим, к обществу, его нравственные черты, как правило, во многом повторяют соответствующие элементы структуры той семьи, в которой человек рос и воспитывался» — отмечает А. Г. Харчев3.

Традиционная семья, как большая, так и малая, представляла собой стабильный, нравственно здоровый и сплоченный коллектив. Она обладала такой системой передачи социальной информации, которая позволяла детям осваивать ее с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой. Важную роль играли стиль жизни семьи, взаимоотношения между ее членами. Многое из семейных отношений, уникальное и неповторимое, способствовало формированию различных свойств и черт характера. Они служили также ориентиром на будущую жизнь.

В традиционной мордовской семье в деле воспитания отец и мать признавались равноправными партнерами. В тех вопросах, в которых была компетентна жена, ей принадлежало первенство. В ряде других проблем приоритетное значение имел отец. Народная мудрость настаивала на преемственности и взаимодополняемости отцовского и материнского воспитания как сыновей, так и дочерей, а нравственная опека со стороны родителей никогда не прекращалась.

Таким образом, жизнь семьи — это особый мир, микрокосм, в котором непосредственно сочетаются индивидуальные и коллективные начала. Семья, яв- ляясь первичной ячейкой общества, служит одновременно биологическим и социальным источником жизни людей, формирующим нравственные качества ребенка, представления о характере межличностных и социальных связей. В ней закладываются нормы и правила поведения целых поколений.

Статья обзорная