Социальная адаптация в техногенном обществе

Автор: Капитанова Надежда Валентиновна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 7, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье актуализирована проблема современной социальной динамики и ее особенностей в контексте возрастающей потребности человека оперативно и эффективно адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Сформулирована научная область исследования, состоящая в изучении характерных признаков социальной адаптации в условиях современного техногенного этапа развития общества. Представлен анализ подходов к проблеме социальной адаптации в истории научной мысли. Дана характеристика техногенного общества и выявлены особенности социальной адаптации в нем. Предложен авторский подход к пониманию социальной адаптации в современной социальной реальности, для которой характерно использование информационно-цифровых технологий. Определена возможность дифференциации социальной адаптации на активную (предполагает стремление субъекта изменить среду) и пассивную (предполагает приспособление к среде). Утверждается, что пассивная адаптация имеет следствием замену приоритетов гуманизма на техницизм, утрату социальной роли нравственности, смену форм коммуникации, отказ от социальности жизни. Делается вывод о необходимости актуализации ресурсов активной адаптации, нацеленной на творческое освоение современной среды существования человека.

Еще

Адаптация, социальная адаптация, ресурсы адаптации, пассивная адаптация, активная адаптация, техногенное общество, техносфера, технологизация, цифровые ресурсы

Короткий адрес: https://sciup.org/149140685

IDR: 149140685   |   DOI: 10.24158/spp.2022.7.4

Текст научной статьи Социальная адаптация в техногенном обществе

ные этими изменениями общественные риски являются неотъемлемой частью современной социальной реальности и обуславливают растущую потребность в формировании способностей человека к оперативной и эффективной адаптации к условиям быстро меняющегося мира. Признание того, что особенности социальной динамики находят свое отражение в системе адаптационных ресурсов личности и, в свою очередь, определяются ею, вызывает настоятельную потребность в научных исследованиях характера социальной адаптации в ее взаимосвязи со спецификой конкретных этапов общественного развития.

В целом стоит признать, что проблема социальной адаптации не нова для мировой научной мысли. Весомый вклад в исследование адаптационных способностей человека и их роли в развитии социальных институтов и общества внесли классики зарубежной социологии М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, О. Конт, К. Манхейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер, а также отечественные ученые В.П. Казначеев, О.В. Лунева, А.В. Мозговая, А.Н. Прошина, О.М. Слепова, Н.Е. Шилкина. Отдельные вопросы процесса адаптации в условиях развития информационнокоммуникационных технологий представлены в трудах В.А. Заиченко, А.В. Носковой, Д.В. Голоуховой, Е.И. Кузьминой, Д.В. Галицкой, Л.Г. Титаренко.

Вместе с тем, считаем, что имеющиеся достижения в данной области научных исследований не раскрывают общих особенностей социальной адаптации в условиях современного, техногенного этапа развития общества. Социальная адаптация определяет эффективность реакции человека на возникающие риски и угрозы, при этом находится в непосредственной зависимости от современных общественных трансформаций, что актуализирует обращение к исследованию их основополагающих характеристик.

Современный этап общественного развития может быть определен как техногенный, где тотальное проникновение науки и техники во все сферы общественной жизни порождает новую сферу бытия – техносферу. Эта новая сфера, вступая во взаимодействие с иными, с культурой и социальными практиками взаимодействия субъектов, существенно изменяет уже сложившиеся характеристики системы общественных отношений, повышая их скорость, изменяя материальную основу, влияя на духовный мир общества.

Цель данной статьи заключена в определении особенностей социальной адаптации в условиях развития техногенного общества.

Для достижения поставленной цели использован теоретико-методологический анализ философской, социологической, психологической научной литературы. Также был применен метод синтеза для изучения рассмотренных теоретических концепций.

Социальная адаптация, будучи важным звеном в развитии различных общественных явлений и процессов, выступает объектом научного интереса многих обществоведческих дисциплин. В рамках социологического подхода к проблеме отметим утверждение неотъемлемости от общественной жизни постоянного приспособления человека к изменениям социальной среды. При этом, в социологии традиционно признается взаимное влияние среды и организма (человека) друг на друга.

Как отмечал классик социологической мысли Э. Дюркгейм, «не тот человек, которого создала природа, но тот, каким общество хочет, чтобы он был, а он хочет, чтобы он был таким, как требует внутреннее устройство общества». По мнению ученого, человек представляет собой общественное существо и любое изменение в обществе отражается в самосознании человека. С другой стороны, говоря о приобщении индивида к жизни в обществе и становлении его как личности, мыслитель первоочередными выделял те способности человека, которые «имеют более высокую ценность для общества» (Дюргейм, 1995: 253–254). Иначе говоря, Дюргейм подчеркивал постоянную взаимосвязь личного и общественного в их взаимном развитии.

В эволюции социологических исследований проблемы социальной адаптации прослеживается направленность на изучение субъективных и объективных компонентов процесса приспособления индивида или группы к меняющимся условиям социальной среды. В рамках данного подхода ключевым моментом является то, что человек, будучи участником различных общественных взаимодействий, приобретает различные социально обусловленные инструменты собственного адаптационного потенциала – социокультурные, коммуникативные, психологические. Следует отметить, что актуальность рассмотрения адаптационного потенциала всегда возрастала в моменты крупных общественных трансформаций.

В научный оборот понятие «адаптация» введено Х. Аубертом во второй половине XIX в. Стоит отметить, что изначально термин «адаптация» использовался для описания изменения световой чувствительности при изменении освещенности (световая и темновая адаптация). Затем этим термином стали обозначать способность живых организмов изменять свою физическую организацию и поведенческую способность в зависимости от особенностей среды обитания. Так или иначе основная суть понятия «адаптация» в том, что для того, чтобы выжить, живые организмы (и человек в том числе) должны принимать во внимание и учитывать характеристики и особенности окружающей среды. Вместе с тем «адаптация всегда индивидуальна и относительна, а процесс адаптации бесконечен» (Розум, 2006).

Э. Дюркгейм называл адаптацию человека «бессознательной и самопроизвольной», посредством ее социальная жизнь организуется только лишь «под давление потребностей» (Дюр-гейм, 1996: 209). Но базовые потребности достаточно устойчивы, а значит, ими трудно объяснить возрастающий уровень динамики общественной жизни. «Не базовое», таким образом, т. е. созидаемое самим человеком и имеющее альтернативы в культуре, может быть рассмотрено также в качестве условия адаптации.

Так, американский социальный философ и педагог Дж. Дьюи писал: «…Процесс адаптации не является абсолютно пассивным; он не сводится к простому обтесыванию организма средой. Даже моллюск воздействует на среду и в какой-то степени изменяет ее. Он отбирает вещества для питания и строительства раковины, которая его защищает. Он реагирует на среду так же, как она реагирует на него» (Дьюи, 2003: 66). Иными словами, социальную адаптацию необходимо принимать не как пассивное приспособление к заданным условиям, а как творческий созидательный процесс гармонизации личного и общественного. В этом процессе субъект, встраиваясь в определенную социокультурную систему, целенаправленно способен менять ее контуры в соответствии со своими представлениями о должном.

Выдающийся немецкий философ и социолог К. Манхгейм писал о том, что осознание непривычных средовых условий, в которых оказывается человек, способствует не только трансформации поведения, но и переориентации жизненных ожиданий человека. Под «осознанием» ученый понимает не простое накопление рационального знания, как на уровне индивида, так и на уровне общества, а готовность увидеть возникшую ситуацию целиком и ориентировать свои действия на конкретные задачи и цели. Осознание, по К. Манхгейму, выражается в «правильном диагнозе ситуации». При этом любое изменение условий жизни требует от человека пересмотра привычек и переориентации ожиданий (Манхейм, 2010: 598). По мнению ученого, «истинный смысл любой человеческой деятельности может быть найден только тогда, когда он связан с проблемой приспособления» (Манхейм, 2010: 614). Иначе говоря, социальная адаптация – это соотнесение внутреннего и внешнего поведения человека с условиями окружающей среды, которые, в свою очередь, сам человек и формирует.

Функцию адаптации Т. Парсонс выделял среди важнейших в системе социальных действий. Ученый утверждал, что она нацелена на установление консенсуса социальной системы и среды ее нахождения. Адаптация позволяет системе и приспособиться к окружающему миру, и преобразовать его под свои интересы.

Согласно мнению ученого, в процессе адаптации индивида решающее значение имеют три механизма: познавательные механизмы (подражание (имитация) и психическая идентификация, основанные на чувстве уважения и любви); защитные психические механизмы, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; и механизмы приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и предполагают социальную активность субъекта.

По мнению Т. Парсонса, социальная адаптация является одним из четырех функциональных условий наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить. И в данном контексте социальная адаптация личности может выступать и в пассивной, и в активной формах. В первом случае речь идет о процессе приспособления индивида к условиям социальной среды, а во втором – о творческом изменении условий жизнедеятельности (Парсонс, 2002).

Эта идея находит свое развитие и в современной науке. Так, А.В. Мозговая, указывая на неопределенность и неоднозначность современных общественных трансформаций, способствующих активизации и переориентации адаптационных процессов, называет успешной адаптацию при которой происходит не только приспособление к вновь возникшим условиям, но и формирование новых практик и технологий взаимодействия с неопределенностью1. Социальная адаптация в современном обществе представляется, таким образом, совокупностью ресурсов, которыми обладает субъект адаптации в скрытом виде и которые актуализируются в ходе адаптации и дифференцируют ее на активную (предполагает стремление субъекта изменить среду) и пассивную (предполагает борьбу за снижение или редуцирование риска).

Признав, таким образом, что социальная адаптация человека является сознательным пассивным или активным (преобразовательным) процессом приспособления человека к непривычным средовым условиям, проявляющимся не только в виде трансформации поведенческих алгоритмов и смены мировоззренческих установок и взглядов человека, но и, что возможно, в виде преобразования самой среды, вызвавшей потребность в адаптации, мы можем выявить ее особенности в техногенном обществе.

В своем развитии технологизация общества породила процесс технологизации человека, который выражается в принимаемой им зависимости от функционирования технических средств, принятии факта необходимости взаимодействия с техникой в качестве неотъемлемого атрибута своего бытия. Засилье техники пугает многих перспективой расчеловечивания современного общества, переходом в эру пост-людей, киборгов, крушением всего, что делало человека человеком (Кутырев, 2009). Вместе с тем, будущее человечества не видится вне мира техники, а следовательно, необходимости рационального с ней взаимодействия.

Так, еще М. Хайдеггер подчеркивал значение анализа сущности возникшего технического мира. Философ предлагал выстраивать доверительные отношения с техникой, а страхи, вызванные ее распространением, преодолевать через раскрытие «потаенности» технологических новаций. При глубоком анализе сущности техники можно прийти к пониманию ее истинного значения для человека, обнаружить «ростки спасительного» для него. Только правильно поняв технику, можно обеспечить развитие культуры, считал М. Хайдеггер (Хайдеггер, 1993: 121–137). «Понимание» техники в контексте проблемы социальной адаптации означает утверждение четкой социальной направленности на разумное включение технических средств в мир человека, а не вынужденное приспособление последнего к технопоклонству.

Мы солидарны с позицией О.М. Слеповой, которая, исследуя адаптационное поведение различных групп и слоев населения в модернизирующемся обществе, в качестве значимого адаптационного ресурса называет использование информационно-цифровых технологий. Их анализ с позиций общих целей социальной модернизации показал тесную связь информационно-цифровых технологий, технологических компетенций широких слоев населения, их готовности принять технические новшества и позитивных результатов общественного развития. Положительный эффект от включения новых технологий в социальный мир, как считает О.М. Сле-пова, требует перестройки имеющихся стратегий и тактик адаптации населения1. Исследователь отмечает, что, не смотря на присутствие напряженности и конфликта с новыми технологическими объектами, адаптация к новым общественным условиям должна носить не только приспособительный, но и преобразующе-деятельностный характер.

В.А. Заиченко, исследуя адаптацию в современных условиях жизни техногенного общества, указывает на то, что развитие технических и информационных систем в обществе настолько стремительно, что человек, находясь в таких условиях, оказывается неспособным формировать необходимые адаптационные механизмы и поведенческие стратегии, которые смогли бы стать основой активной информационно-технологической адаптации2. Это обусловливает ее развитие в пассивных формах и имеет уже определенные результаты в изменении жизненных приоритетов отдельных групп современного общества, количественный рост которых является тенденцией социальной динамики. Показательны в данном контексте процессы, затронувшие отечественную систему образования в последние годы (прежде всего, пандемия Сovid-19). Вынужденные и очень стремительные изменения в организации образовательного процесса обострили проблему адаптации в педагогической среде, стимулируя в первую очередь пассивные формы ее развития. Так, в коллективном исследовании А.В. Носковой, Д.В. Голоуховой, Е.И. Кузьминой, Д.В. Галицкой отмечается, что принятие требований техногенной среды на личностном уровне, приобретение педагогическим работником новых цифровых компетенций стало необходимостью в новых общественных условиях. При этом, отмечают ученые, для многих преподавателей эти меры явились крайне сложными, вынужденными и воспринимаемыми в качестве временного приспособления к негативным условиям (Носкова и др., 2022).

Такое «настороженное» отношение к технологическим новациям в среде интеллектуалов С.Л. Ивашевский объясняет осознанием роста негативных социальных последствий от активного внедрения технических средств во все сферы общественной жизни. Особенно ученый выделяет набирающие силу процессы дегуманизации техногенного общества, утрату им традиционных нравственных ориентиров (Ивашевский, 2020).

Л.Г. Титаренко, исследуя гуманитарные риски в условиях цифровой трансформации цивилизации, пишет о том, что только системное рассмотрение плюсов и минусов техногенной среды позволит спрогнозировать результаты цифровой общественной трансформации, найти оптимальные средства для успешной адаптации к новым условиям, при этом «не растерять гуманитарных ценностей и роскоши человеческого общения» (Титаренко, 2021: 64).

Таким образом, обобщая выявленные нами идеи об особенностях адаптации человека в техногенном обществе, можно утверждать, что социальная адаптация, воспринимаемая как процесс приспособления, будет отличаться сменой приоритетов гуманизма на техницизм, утратой нравственности своей традиционной роли в организации общественных отношений, сменой форм коммуникации, включая замену языка общения, отказом от социальности жизни и абсолютизацией значения технологических компетенций личности, позволяющих быть естественной частью техномира.

В этом контексте, признание активного характера адаптации имеет большое значение для преодоления негативного характера технологизации общества. В такой форме принимаемый процесс адаптации направляет человека в сторону творческого синтеза традиций национальной культуры и того в технической сфере жизни, что эту культуру может обогатить.

Таким образом, следует признать, что в техногенном обществе в процессе социальной адаптации возможны риски неадекватной оценки роли техники и технологий в общественных отношениях. Их абсолютизация для жизни общества продуцирует пассивные формы социальной адаптации, грозящие в своем развитии ростом асоциального поведения, потерей человеком своей социальности. Это актуализирует задачу тщательного анализа всех технологических новаций с позиции их соответствия интересам личности и общества. С опорой на эти интересы должна быть выстроена и система социальной адаптации, как творческий процесс гармонизации техносферы и национальной культуры во всем многообразии их проявлений.

Список литературы Социальная адаптация в техногенном обществе

  • Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. М., 2003. 493 с.
  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 430 с.
  • Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. 352 с.
  • Ивашевский С.Л. Социальные проблемы цифровизации гуманитарного знания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1 (57). С. 52-57.
  • Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. М., 2009. 264 с.
  • Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. М., 2010. 744 с.
  • Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 159-168. 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002. 880 с.
  • Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006. 365 с.
  • Титаренко Л.Г. Цифровая трансформация и гуманитарные риски // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 3. С. 60-66.
  • Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. 445 с.
Еще
Статья научная