Социальная идентичность населения астраханской области: гражданский и региональный компоненты
Автор: Дьякова Вера Валерьевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 12, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности гражданского и регионального компонентов социальной идентичности астраханцев, представлены результаты социологического исследования, уделено внимание вопросам самоидентификации, патриотизма, изучена оценка населением ситуации в стране и регионе. Сделаны выводы о структуре самоидентичности у жителей Астраханской области, их патриотических ценностях и ориентациях, а также о взаимодействии гражданской и региональной идентичности.
Социальная идентичность, гражданская идентичность, региональная идентичность, патриотизм, малая родина, гражданственность, астраханская область
Короткий адрес: https://sciup.org/14939677
IDR: 14939677
Текст научной статьи Социальная идентичность населения астраханской области: гражданский и региональный компоненты
В условиях непрекращающейся модернизации всех сфер общественной жизни, длящейся уже четверть века, актуализируется вопрос интеграции российского общества и поиска объединяющей основы. Для российского населения этот период, помимо прочего, характеризуется сложным процессом формирования социальной идентичности - от стабильной и тотальной идентичности «советский народ» до сложного конгломерата изменяющихся типов идентичности («ностальгической» советской, российской, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной, гражданской и др.). Особое внимание политического и научного сообщества сосредоточено на анализе двух компонентов социальной идентичности - гражданского и регионального.
При изучении гражданской составляющей внимание исследователей сосредоточено на следующих аспектах: принадлежность индивида к сообществу граждан, качественные характеристики гражданской общности как коллективного субъекта [1], гражданственность и патриотизм [2]. При анализе регионального элемента исследовательский интерес фокусируется на конкретном социально-территориальном аспекте [3], понятии «малая родина», местном патриотизме [4].
В статье освещены результаты инициативного социологического исследования, посвященного изучению особенностей социальной идентичности жителей Астраханской области, в частности ее регионального и гражданского компонентов (N = 682). Астраханский регион, с одной стороны, в силу социально-демографических и социально-политических показателей, схожих со среднероссийскими, может выступать репрезентативной моделью [5], с другой, характеризуется наличием сформированной и специфичной региональной идентичности «астраханцы» - представители полиэтничного, конфессионально и культурно многообразного землячества [6].
На вопрос: «Кем Вы ощущаете себя в первую очередь?» - 55,4 % респондентов ответили «Я - россиянин», а 20,7 % - «Я - астраханец». Такие результаты подтверждают общероссийскую тенденцию сосуществования нескольких элементов социальной идентичности - превалирование гражданской составляющей и ослабление региональной [7]. Рост удельного веса гражданской идентичности - не только показатель положительной консолидации населения, но и реальная основа для успеха модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.
При изучении идентификационных стратегий и поиске основы для интеграции населения особое внимание уделяется анализу категории «патриотизм». Каждый второй житель Астраханского региона ассоциирует это понятие в первую очередь с Россией в целом (55,4 %). Для 17,9 % респондентов оно связано с регионом, родным городом, деревней. Если в 1990-е, в период накала сепаратистских настроений, проявление «местного» патриотизма носило больше дезинтеграционный характер, то в 2010-х это показатель социального чувства единения с народом и страны, и региона – без какого-либо намека на противоречие или противопоставление, а в зависимости от ситуации.
С точки зрения патриотических ориентаций и настроений интересным в рамках предпринятого анализа будет более подробное рассмотрение эмоционального аспекта. Астраханцы подчеркивают, что они могут гордиться своей страной (81,9 %) и малой родиной (75 %), что им комфортно жить в стране (75,1 %) и своем регионе (62,4 %), что каждый житель может удовлетворить свои интересы как на федеральном (67,5 %), так и региональном (59,8 %) уровне. Проблемными остаются следующие моменты: представители федеральной (60,2 %) и региональной (61,2 %) власти не помогают простым людям; население не доверяет власти в стране (57,2 %) и в регионе (61,2 %); отсутствует эффективное управление экономикой как в стране (56,9 %), так и в регионе (63,1 %). Существует очевидная разница в проявлении чувств: более положительная характеристика индикаторов государственного уровня и менее позитивная в отношении показателей регионального значения. Такое отличие в коннотативном аспекте лишь подчеркивает влияние социально-территориального фактора.
Важным показателем является оценка населением ситуации в стране и регионе. Распределение ответов о положении дел на общегосударственном уровне было примерно одинаковым: 34,3 % – «становится лучше», 24,6 % – «остается стабильной», 12,1 % – «становится хуже». При характеристике регионального развития респонденты дали следующие ответы: «становится лучше» – 38,3 %, «остается стабильной» – 36,9 %, «становится хуже» – 22,1 %. Необходимо отметить, что при оценке ситуации в России вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 10,4 % ответивших, а в Астраханском крае – только 2,7 %. В данном случае подтверждается влияние пространственного фактора.
Интересным в рамках предпринятого анализа является изучение мнения астраханцев о положении дел в родной области в сравнении не только по вертикали «государство – регион», но и по горизонтали «регион – регион». Так, 29,3 % респондентов отметили, что ситуация в области «лучше, чем в других регионах», 25,7 % – «такая же хорошая, как и в других регионах», 27,4 % – «такая же плохая, как и в других регионах», 16,8 % – «хуже, чем в других регионах». Затруднились ответить на этот вопрос 0,8 %.
Половина (50,2 %) респондентов считают, что ситуация в стране зависит от Президента РФ, 15,3 % – от самого населения. 55,8 % астраханцев отмечают, что ситуация в области зависит от губернатора, 13,7 % – от ее жителей. Одновременно деятельность президента одобряют 67 % опрошенных и не одобряет 21 %; деятельность губернатора положительно оценивают 27 %, а отрицательно – 47 %. Эти данные подтверждают тезис о традиционных ценностях и ориентациях российского населения – этатизме и персонификации власти.
На вопрос о способах реализации своих гражданских прав 78,2 % астраханцев ответили «участвую в голосовании на выборах». Население задумывается о своей роли во взаимодействии «гражданин – государство» и готово перейти к активным действиям в связи с конкретным случаем – выборами, то есть единоразово и в промежуток в несколько лет (в зависимости от электорального цикла). Следует отметить, что политическая культура астраханцев в целом характеризуется невысокой электоральной активностью и низким уровнем политической грамотности [8].
Таким образом, можно выделить следующие особенности взаимодействия гражданского и регионального компонентов социальной идентичности у жителей Астраханской области: доминирование общегражданского элемента; влияние социально-территориального фактора на индикаторы социальной идентичности – более высокая степень участия и проявления эмоций при оценке ситуации в регионе, чем в государстве; персонификация власти и этатизм, еще более усиливающиеся на региональном уровне; низкий уровень гражданской культуры.
Выявленные в результате социологического исследования в Астраханском регионе ориентации формирования рассматриваемых в статье аспектов процесса социальной идентификации в целом совпадают с общероссийскими тенденциями. Гармоничное сосуществование гражданского и регионального компонентов, при условии доминирования первого, является благоприятным условием для эффективной общественной модернизации и залогом успешного процесса интеграции российского населения.
Ссылки:
-
1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140–142.
-
2. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 1 (57). С. 109–113.
-
3. Черникова В.В. Формирование региональной идентичности в современной России (на примере Воронежской области) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 81–87.
-
4. Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России. М., 2010.
-
5. Дьякова В.В. Гражданская идентичность современного российского поколения X (на примере Астраханской области) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 3 (37). С. 28–31.
-
6. Зелетдинова Э.А. Трансформация этноструктуры Астраханской области // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 144–156.
-
7. Дробижева Л.М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика [Электронный ресурс] // Перспективы : сетевое изд. Центра исслед. и аналитики Фонда ист. перспективы. 2014. URL: http://www.per-spektivy.info/print.php?ID=300862 (дата обращения: 14.11.2016).
-
8. Дьяков О.Ю. Особенности взаимодействия власти и оппозиции в современной России: идеологический аспект // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 4 (11). С. 119–126.
Список литературы Социальная идентичность населения астраханской области: гражданский и региональный компоненты
- Водолажская Т. Идентичность гражданская//Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.
- Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 1 (57). С. 109-113.
- Черникова В.В. Формирование региональной идентичности в современной России (на примере Воронежской области)//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 81-87.
- Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России. М., 2010.
- Дьякова В.В. Гражданская идентичность современного российского поколения X (на примере Астраханской области)//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 3 (37). С. 28-31.
- Зелетдинова Э.А. Трансформация этноструктуры Астраханской области//Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 144-156.
- Дробижева Л.М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика //Перспективы: сетевое изд. Центра исслед. и аналитики Фонда ист. перспективы. 2014. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=300862 (дата обращения: 14.11.2016).
- Дьяков О.Ю. Особенности взаимодействия власти и оппозиции в современной России: идеологический аспект//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 4 (11). С. 119-126.