Социальная обусловленность криминализации умышленного уничтожения или повреждения, а равно незаконной добычи, сбора и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена анализу социальной обусловленности криминализации противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов. Рассматриваются: экологический, экономический, культурный, международный, социально-психологический, а также иные факторы, обосновывающие необходимость существования уголовно-правового запрета совершения противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов.

Социальная обусловленность, экологические преступления, общественная опасность, особо ценные растения и грибы, Красная книга Российской Федерации

Короткий адрес: https://sciup.org/14133208

IDR: 14133208   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2025_3_124_128

Текст научной статьи Социальная обусловленность криминализации умышленного уничтожения или повреждения, а равно незаконной добычи, сбора и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации

Н а высшемзаконодательномуровне – в Конституции Российской Федерации (ст. 42, 58) – закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность по ее сохранению и бережному отношению к природным богатствам. С 2017 года, объявленного в России Годом экологии, в стране ведется активная политика по обеспечению экологической безопасности, в частности, экологическая безопасность и рациональное природопользование закреплены в качестве основных направлений обеспечения национальной безопасности [1].

Одной из мер, предпринятых законодателями и нацеленных на сохранение биологического разнообразия, стала криминализация противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов. Так, 12 октября 2023 года ст. 260.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) вступила в законную силу. Данная норма имела отложенный характер и активно критиковалась и в научных кругах, и в средствах массовой информации. В соответствии с этим представляется актуальным исследование социальной обусловленности ее введения.

Вопрос критериев и факторов криминализации деяний изучался многими авторами. К примеру, в соответствии с позицией П.С. Тоболкина социальную обусловленность как основание уголовно-правового запрета можно охарактеризовать как «…раскры-тие экономических, политических, психологических, нравственных и иных факторов, вызывающих необходимость существования нормы…» [2, с. 7].

Иной точки зрения придерживается М.В. Бав-сун, выделяя следующие основания криминализации:

  • •    общественная опасность деяния, степень его влияния на общественные процессы и общественное сознание;

  • •    распространенность деяние и его удельный

вес в общем состоянии преступности;

  • •    степень тяжести преступных последствий, ха рактеризующихся размером причиненного вреда;

  • •    антисоциальная направленность деяния и

  • лица, противопоставляющего себя обществу [3, с. 12].

В свою очередь, Р.С. Ефремов отмечает, что «… для установления преступности деяния необходимо, чтобы оно было общественно опасным, достаточно распространенным, процессуальнодоказуемым, а противодействие ему иными правовыми средствами (например, гражданско-правовыми или административно-правовыми) являлось бы неэффективным» [4, с. 19].

Рассмотрим факторы, обуславливающие необходимость существования уголовно-правового запрета совершения противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов.

Первоочередным, безусловно, является экологический фактор. Угроза исчезновения редких видов растений и грибов представляет собой серьезную проблему в настоящее время. За последние десятилетия деятельность человека, оказывающая пагубное влияние на природу, кратно возросла. Статистические данные свидетельствуют, что скорость исчезновения различных видов растений превышает естественный ход эволюции в 5000 раз. При сохранении данной тенденции через 50 лет исчезнет половина видов наземных организмов [5].

Многие из исчезающих видов играют важную роль в поддержании биоразнообразия, стабильности экосистем и оказывают влияние на биологические процессы. Их уничтожение или повреждение наносит непоправимый ущерб окружающей среде, что влечет за собой негативные последствия для всего общества (эрозию почв, изменение климата, нарушение пищевых цепей и др.). Отметим также, что сохранение биологического разнообразия является одной из задач, закрепленных в Экологической доктрине Российской Федерации [6].

Таким образом, криминализация противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов отвечает целям экологической политики Российской Федерации и направлена на защиту этих видов от антропогенного воздействия и сохранение экологического баланса.

Представляется логичным, что осуществление незаконной деятельности по добыче и обороту особо ценных растений и грибов затрагивает также экономический фактор.Многие из краснокнижных грибов и растений являются достаточно дорогостоящими, поскольку обладают свойствами, позволяющими активно использовать их в ресторанном бизнесе, фармацевтике, косметологии и других отраслях легкой промышленности. Ярким примером служит рядовка мацутакэ. В Японии средняя стоимость данного гриба составляет от 700 до 3000 долларов за килограмм. В связи с этим широко развита нелегальная добыча данного гриба в районах Дальнего Востока России с целью контрабанды. Данный «промысел» приносит значительную прибыль, стимулируя преступную деятельность.

Нелегальная добыча и торговля (в том числе за пределами Российской Федерации) особо ценными растениями и грибами негативно влияет на экономику России, в первую очередь по причине развития теневого сектора, а также оттока денежных средств за пределы страны. Криминализация противоправных деяний в отношении особо ценных растений и грибов нацелена, в том числе, на сокращение их незаконного оборота на так называемых черных рынках, что является одним из средств защиты экономических интересов России.

Следующий неочевидный фактор, обуславливающий социальную криминализацию исследуемых деяний, – культурный. Сегодня особо ценными при- знаны только два растения и один гриб1. Как было отмечено министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козловым, при составлении перечня особо ценных грибов и растений анализировалась статистика правоохранительных, таможенных органов, а также учитывалось мнение ученых [7]. Тенденция исчезновения отдельных видов растений, отмеченная ранее, а также анализ Перечня объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что данный перечень будет расширен [8].

Необходимо учитывать, что многие редкие виды растений и грибов имеют культурно-историческое значение, являясь символами определенных регионов или объектами народных традиций и верований. В качестве примера можно привести случай использования краснокнижного растения в геральдике. Так, на гербе Партизанского городского округа Приморского края изображен женьшень, характеризуемый как «уникальное растение юга Дальнего Востока России, «король» южной части приморской тайги» [9].

Уничтожение или повреждение до степени прекращения роста особо ценных растений и грибов представляет собой ущерб культурному наследию нации. Криминализация данных деяний способствует сохранению этих видов как части культурного богатства.

Международный фактор также подтверждает рациональность криминализации исследуемых деяний. Российская Федерация, в том числе как правопреемник СССР, является участником многих международных договоров о сохранении биоразнообразия [10-12]. Действие данных нормативно-правовых актов направлено в первую очередь на предупреждение и пресечение контрабанды, а также на установление норм международного оборота особо ценных растений и грибов.

Криминализация умышленного уничтожения, повреждения, а равно незаконной добычи, сбора и оборота видов, охраняемых указанными договорами, вытекает из международных обязательств Российской Федерации и способствует глобальным усилиям по охране биологических ресурсов.

Следующий фактор – социально-психологический. Криминализация ст. 260.1 УК РФ, с одной стороны, выполняет функцию общего предупреждения, что способствует повышению экологической грамотности населения и формированию ответственного отношения к природе, с другой – возможность привлечения к уголовной ответственности и наличие достаточно строгого наказания, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ. Это является эффективным превентивным механизмом, сдерживающим от незаконной деятельности в данной сфере, выполняя функцию специального предупреждения.

Полагается необходимым также рассмотреть такие критерии криминализации, как распространен-ностьдеяния и неэффективность мер административного регулирования. Ранее за совершение противоправных деяний в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения грибов и растений была предусмотрена исключительно административная ответственность (ст. 8.35 КоАП РФ). Однако, как свидетельствует практика, меры административно-правового воздействия не оказывали должного результата, и краснокнижные грибы и растения уничтожались в колоссальных объемах.

Так, гражданину, добывшему 2588 экземпляров корневищ родиолы розовой было назначено наказание в виде штрафа в размере 776 400 руб. [13, с. 28]. Иным примером служит ситуация, когда сотрудники таможни пресекли попытку контрабанды женьшеня настоящего в объеме более 8,5 кг стоимостью около 14 млн руб. [14]. Как отмечалось ранее, стоимость особо ценных грибов и растений, обладающих специфичными качествами, на черном рынке высока, в связи с чем привлечение к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа не являлось эффективной мерой превентивного воздействия. Данный факт подтверждается также мнением министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлова: «Практика показала, что только административные штрафы за уничтожение краснокнижных растений и грибов нарушителей не останавливают, поэтому было решено ввести уголовное наказание» [7].

Вышеприведенные примеры из практики не были единичными. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту № 231311-8, «…в ряде субъектов Российской Федерации в течение последних лет наблюдается значительное увеличение случаев уничтожения редких видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» [14]. За два месяца 2023 года2 было зарегистрировано одно преступление. За период 2024 года пост. 260.1 УК РФ было квалифицировано 60 преступлений [15], что с учетом новизны нормы, специфики совершаемого деяния и особенностей его выявления, а также включения в перечень особо ценных грибов и растений всего трех объектов, свидетельствует об относительной распространенности данного преступления.

Несмотря на возникавшие в научных кругах опасения о потенциальных проблемах при расследовании уголовных дел исследуемой категории [16, с. 7; 17, с. 24], статистика свидетельствует об их процессуальной доказуемости. Из 60 возбужденных в 2024 году уголовных дел 34 были предварительно расследованы, 26 – направлены в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением, и только 7 – приостановлены в соответствии с ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (шесть по п. 1 ч. 1 ст. 208, одно по п. 3.1 ч. 1 ст. 208).

Таким образом, рассмотренные факторы в совокупности демонстрируют, что криминализация исследуемого деяния связана не просто с охраной отдельных особо ценных видов растений и грибов,а с широким спектром социальных интересов: экологических, экономических, культурных и международных.

Противоправные деяния в отношении особо ценных грибов и растений, безусловно, являются общественно опасными. Степень их влияния на общественные процессы и общественное сознание, тяжесть преступных последствий, антисоциальная направленность подтверждают социальную обусловленность криминализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что криминализация противоправных деяний в отношении особо ценных грибов и растений является социально обусловленной.

Статья научная