Социальная регуляция и управление онлайн-практиками российских подростков
Автор: Герасимова Галина Ивановна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 4, 2021 года.
Бесплатный доступ
Целью статьи валяется анализ социальных аспектов поведения российских подростков в современном интернет-пространстве и выявление возможности социального регулирования их онлайн-практик на основе общих правил Глобальной сети и социально-культурных норм. На базе теоретического и эмпирического анализа рассматриваются особенности виртуальных коммуникаций российских подростков, определяются виды их присутствия в онлайн-среде и основные сетевые предпочтения. Проведена исследовательская работа на общероссийском и региональном уровнях для определения наиболее распространенных интернетпрактик молодежи и выявления ее сетевых приоритетов. Новизна авторского исследования заключается в конкретизации и углублении понимания сущности онлайн-поведения подрастающего поколения в контексте его связи с трансформационными процессами российского общества, требующими социально-управленческого обеспечения. Механизмами координации и управления современными интернет-практиками молодежи являются законодательные государственные инициативы и саморегулирование онлайн-коммуникаций.
Интернет-практики, онлайн-коммуникация, подростковый возраст, сетевое взаимодействие, социальное управление, социальная регуляция, социальная норма
Короткий адрес: https://sciup.org/149133603
IDR: 149133603 | DOI: 10.24158/spp.2021.4.2
Текст научной статьи Социальная регуляция и управление онлайн-практиками российских подростков
За последние годы сформировалось новое цифровое поколение, имеющее иной подход к поиску, потреблению и распространению информации. Активность присутствия этой социальной категории в Глобальной сети позволяет изучить поведение, оригинальные характеристики, предпочтительный выбор форм нахождения в интернете, что в целом открывает возможности лучшего понимания особенностей молодого поколения с учетом его социальных интенций и жизненных стратегий. Такие знания способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, пониманию особенностей коммуникативной активности подростков, решению проблем их общественной адаптации и социализации. Вместе с тем эти процессы должны сопровождаться реализацией ценностно ориентированных управленческих решений.
Теоретическим основанием изучаемого явления служит идея У. Штрауса, Н. Хоува о ценностном единстве представителей одного поколения [1, p. 46]. Для предпринятого научного анализа важна концепция социального научения А. Бандуры, считающего, что навыки разнообразного, сложного и позитивного поведения приобретаются благодаря сознательному моделированию одобряемых и непротиворечивых социальных образцов поведения. По мнению ученого, усвоенные в период социализации ролевые модели нуждаются в подкреплении за счет интеграции позитивных ценностей в массовое сознание, привития их посредством культурного, социально-экономического и правового принуждения [2, c. 26]. А. Этциони считает, что современная личность быстро утрачивает мораль и совесть без внешнего давления. Анализируя потенциал социальных технологий, он утверждает, что власть и социум обязаны внушать людям основные нравственные ценности [3]. В исследованиях А. Бандурина отмечается необходимость регуляции и формализации процедур интернет-присутствия, соблюдения в виртуальной среде общепринятых социальных и правовых норм для поддержания общественных систем в равновесном состоянии [4, с. 18].
Для определения направления изучения поведенческих паттернов подростковой аудитории в интернете рассмотрены труды Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой [5] и др. Проведенный анализ позволяет утверждать, что пребывание в Глобальной сети является одной из базовых потребностей «цифрового» поколения. Данной практике необходима социальная регуляция, под которой понимается создание и использование механизмов, направленных на реализацию соответствующих правил и норм социального поведения в виртуальном пространстве, существенно снижающих риски функционирования российского социума.
Постоянные технические усовершенствования, увеличение скорости передачи данных, снижение стоимости мобильной связи и смартфонов делают интернет-практики простыми и повсеместно доступными. Исследования, проведенные ВЦИОМ в марте 2019 г., показали, что 98 % российских подростков пользуются интернетом ежедневно, 89 % заходят в социальные сети несколько раз в день [6]. Результаты данного исследования подтверждаются опросом, проведенным автором среди учащихся старших классов двух тюменских школ и абитуриентов Тюменского индустриального университета (ТИУ) и Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Исследование интернет-активности подростков было проведено в 2018–2019 гг. во время подготовки абитуриентов к поступлению в ТИУ и ТюмГУ. Выборка включала поступающих на гуманитарные и технические направления обучения (N = 129). Так, 22,7 % респондентов выходят в интернет каждый час, 38,9 % – несколько раз в течение часа, а 30,4 % стабильно пользуются Сетью каждые 5–10 минут. Это свидетельствует о регулярном присутствии опрошенных в интернете, активном режиме их сетевого взаимодействия и потребления информации.
Коллективом российских ученых под руководством Г.У. Солдатовой в 2018 г. были предоставлены данные о количестве времени, которое подростки проводят в интернете: двое из трех в будние дни – от 2 до 5 ч, каждый пятый – 6 ч и более, а один из двадцати пяти – 12 ч и более. По выходным дням каждый десятый старший подросток проводит в интернете 12 ч и более. Лидируют по интернет-активности так называемые «периоды ожидания»: в дороге часто или всегда выходят в интернет двое из трех младших подростков и 78,9 % старших подростков. Более того, лишь один подросток 12–13 лет из трех и один подросток 14–17 лет из пяти не пользуются интернетом на занятиях в школе. 50 % респондентов «сидят» в интернете параллельно с общением с друзьями, а также во время приема пищи. Каждый третий опрошенный обращается к смартфону при ночных пробуждениях [7, c. 88].
При достаточно богатом диапазоне возможностей для осуществления разнообразных практик в виртуальном пространстве ведущими сетевыми занятиями подростков являются общение и потребление контента. При этом в отличие от взрослых, считающих, что они живут скорее в реальном мире, подростки часто ощущают себя находящимися в двух мирах – онлайн и офлайн – в равной степени или постоянно переключаются между ними. Показательно, что характеристики активности интернет-пользователей родителей и их детей различаются. Так, 93 % подростков с помощью социальной сети пользуются возможностью общаться друг с другом почти непрерывно, в то время как 76 % их родителей в сети в основном переписываются, а каждый четвертый обменивается мультимедийными файлами и постами.
Одной из основных задач исследования, проведенного автором в 2018 г., являлось выявление предпочитаемых видов деятельности в интернете. Опрошенным было предложено оценить формы своего присутствия в Сети с помощью балльной оценки от 0 до 10 баллов, где 0 – «Не занимаюсь этим совсем»; 1 – «Делаю крайне редко»; 10 – «Делаю на регулярной основе, постоянно». Анализ полученных данных показал, что, несмотря на распространенное представление об увлечении подростков игровыми практиками, онлайн-игры заняли последнюю строчку в списке увлечений респондентов. Проведенный анализ также указывает на то, что игровая деятельность больше похожа на хобби и не является массовой потребностью в отличие от общения или поиска информации. Этот вывод подтверждается данными мониторинговых исследований С. Цымбаленко, показывающими, что 56 % респондентов скачивают из интернета различную полезную информацию, 47 % читают новостную ленту, 43 % общаются, 27 % проводят время за онлайн-играми. Обобщая данные опросов, можно заметить, что в 2012 г. интернет как источник знаний выбирали 71 %, а в 2017 г. – 76 % респондентов [8, с. 23]. Традиционные СМИ как информационные каналы демонстрируют существенный спад: их доля в информационных предпочтениях подростков за последние пять лет уменьшилась почти наполовину. Современная молодежь все реже смотрит телевизор или слушает радио и совсем не читает газеты. Снижается и роль учителей как источников получения информации.
В процессе изучения мотивов использования молодыми людьми интернета удалось выявить характерные тенденции. Прежде всего, целевая аудитория обращается к этому ресурсу в «поисках интересной и развивающей информации», далее по степени убывания расположены потребности в знакомстве, общении и возможности получить «доступ к развлечениям, играм, фильмам и книгам». Исследования показывают, что подростки рассматривают интернет и социальные сети как эффективный информационный ресурс, но при этом отмечают избыточность ложной и ненужной информации. Многие из них, отдавая себе отчет в том, что чрезмерное пользование интернетом становится для них проблемой, осознают негативные последствия интер-нет-зависимости. Они указывают, что за последний год хотя бы несколько раз чувствовали себя дискомфортно без доступа в интернет, конфликтовали из-за этого с близкими, однако признаются, что их попытки ограничить время своего пребывания в онлайне являлись, как правило, безуспешными. Следовательно, можно говорить о необходимости формирования информационной культуры подростков, социальном конструировании и продвижении позитивных моделей поведения в сетевом пространстве.
Очевидно, что цензурирование и блокирование отдельных сайтов и сетевых платформ не является эффективным, и правильное решение видится в направлении поиска и внедрении механизмов формирования индивидуальных и групповых социальных норм и конвенций, соотнесенных с национальными и культурными ценностями. Механизмы социально-управленческого регулирования присутствия молодежи в интернете реализуются посредством совершенствования нормативно-правовой и социально-контролирующей базы. Первое направление связано с законодательными возможностями государства и его суверенным правом управлять информационными процессами внутри страны, защищая себя от внутренних и внешних угроз. И здесь российская и зарубежная практика опирается на законы, регулирующие национальные сегменты Всемирной паутины. Что касается второго направления, то оно представлено механизмами саморегулирования онлайн-сообществ и сетевых комьюнити. Ярким примером такого подхода является веб-энциклопедия «Википедия», имеющая четкую структуру модерирования и иерархию внутреннего управления. Известно, что именно анонимные пользователи чаще всего создают антинормативный контент, поэтому деанонимизация способна стать профилактикой нежелательного поведения, упорядочить виртуальные связи.
В целом персональная верификация, отказ от никнеймов, а также модерируемая горизонтальная координация делают поведение в интернете более этичным, сознательным и предсказуемым. Благодаря такому подходу можно решать проблемы сетевой идентичности, т. к. пользователи часто размещают о себе ложную или искаженную информацию, тем самым имитируя более успешную жизнь, чем она у них есть в действительности, провоцируя развитие различных комплексов, препятствующих лучшему пониманию себя и окружающего мира. Характер социальной регуляции напрямую зависит от уровня общей информационно-коммуникативной культуры социума, поэтому приоритетными должны стать образовательные программы, предусматривающие обучение способам валидизации сведений, наносящих вред здоровью, а также развитие у подростков навыков корректного виртуального общения, соблюдения безопасности поведения во Всемирной сети.
Отсутствие сложностей во взаимодействии с различными сервисами, применение которых является простым и понятным на интуитивном уровне, позволяет юношам и девушкам быстро осваивать самые разнообразные виды онлайн-деятельности. Глобальная сеть для молодых -это привычная практика моментального взаимообмена сообщениями на различных платформах, форма социального взаимодействия, активный поиск и потребление всех видов информации в нелинейном режиме, а также возможность производства и публикации собственного контента. Исследования показали, что приоритетными способами времяпрепровождения подростков в интернете являются общение с друзьями и подписчиками, прослушивание музыки, поиск интересного контента, чтение книг, новостной ленты и игры. Для данной социальной группы теряют свою значимость традиционные СМИ, их перемещение на периферию интересов молодых людей свидетельствует о кризисе современных российских медиа, теряющих возможность формировать повестку дня и общественное мнение. Молодежь предпочитает получать информацию не из официальных источников и школьных программ, а из хаотического и неконтролируемого интернета, от сверстников и лидеров мнений (блогеров, ютуберов, селебрити, известных медийных персон). Как следствие, актуализируется значимость формальных и неформальных механизмов социальной регуляции, приспосабливающих виртуальные коммуникации к персонифицированным запросам молодых людей и способствующих поддержанию конструктивного диалога на различных цифровых платформах.
Социальное регулирование интернет-практик подрастающего поколения открывает возможности не только для лучшего понимания особенностей поведения подростков, но также для успешного построения оптимального социального взаимодействия с ними. Механизмы регуляции необходимо рассматривать в аспекте правового и социального контроля, направленного на формирование у молодежи образцов социально желательной сетевой деятельности, продвижение положительных ценностей и позитивных культурных ролевых моделей. Интегрированный подход, включающий саморегуляцию и нормотворчество, позволяет, с одной стороны, понимать и учитывать интересы подростков, с другой – опираться на государственную законодательную регламентацию российского интернет-пространства.
Ссылки:
-
1. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. N.Y., 1997. 382 p.
-
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
-
3. Этциони А. Демократизации недостаточно // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3, № 2. С. 12–14
-
4. Бандурин А.П. Сетевая модель социальной регуляции: синергетический подход к анализу // Известия вузов.
-
5. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М., 2013. 144 c.
-
6. Подросток в соцсетях – норма жизни или сигнал опасности? [Электронный ресурс] // Новости ВЦИОМ. 2019. 12 марта. URL: (дата обращения: 11.02.2021).
-
7. Цифровая компетентность … С. 88.
-
8. Цымбаленко С. Б. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. М., 2018. 72 с.
Северокавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 11. С. 16–24.
Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна
Список литературы Социальная регуляция и управление онлайн-практиками российских подростков
- Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. N.Y., 1997. 382 p.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
- Этциони А. Демократизации недостаточно // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3, № 2. С. 12-14
- Бандурин А.П. Сетевая модель социальной регуляции: синергетический подход к анализу // Известия вузов. Северокавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 11. С. 16-24.
- Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М., 2013. 144 с.
- Подросток в соцсетях - норма жизни или сигнал опасности? [Электронный ресурс] // Новости ВЦИОМ. 2019. 12 марта. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587_ (дата обращения: 11.02.2021).
- Цифровая компетентность.. С. 88.
- Цымбаленко С. Б. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. М., 2018. 72 с.