Социальная справедливость и равенство как ключевые принципы руководства деятельностью в области права на образование

Автор: Цзин К.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 5, 2024 года.

Бесплатный доступ

Социальная справедливость и равенство являются ключевыми принципами в области образования, поскольку они способствуют обеспечению равного доступа к обучению для всех граждан. В Китае социальная справедливость и равенство в образовании воспринимаются в качестве фундаментальных факторов, способствующих общественному развитию и улучшению качества жизни каждого человека. Именно поэтому целью данной статьи является исследование принципов социальной справедливости и равенства с учетом особенностей китайской образовательной системы. Для достижения ее был применен качественный метод исследования, в рамках которого проанализированы научные публикации, связанные с образованием в Китае. Результаты исследования подтверждают прогресс в обеспечении равных возможностей в национальном образовании Поднебесной, однако указывают на остаточные вызовы и применяемые меры по их разрешению. Подчеркивается приверженность Китая к продвижению социальной справедливости и необходимость дальнейших усилий для обеспечения равных возможностей в образовании.

Еще

Деятельность, китай, образование, право, принцип, равенство, руководство, социальная справедливость

Короткий адрес: https://sciup.org/149145867

IDR: 149145867   |   DOI: 10.24158/tipor.2024.5.11

Текст научной статьи Социальная справедливость и равенство как ключевые принципы руководства деятельностью в области права на образование

и молодежь должны обладать одинаковым или соизмеримым доступом к обучению высокого уровня, ресурсам для реализации своего потенциала (Шамсутдинова, Нафикова, 2023: 111), что позволит построить процветающее общество.

В целях обеспечения социальной справедливости и равенства в образовательной сфере требуется своевременно и в должном объёме принимать комплексные меры. Необходимо обеспечивать доступность ресурсов для учащихся через проведение политики инклюзивности.

Исследование опыта применения таких мер значимо для обеспечения эффективных стратегий, которые ориентированы на модернизацию образовательной системы.

Существуют 2 главенствующих типа стратегий обеспечения социальной справедливости и равенства в образовании: «выравнивания» и «институциональных преобразований». Первая из названных направлена на сглаживание неравенства средствами действующей системы образования. «Выравнивание» производится точечными, целевыми программами, потому стратегия эффективна в решении частных проблем несправедливого доступа к обучению. Стратегия «институциональных изменений», напротив, характеризуется проведением масштабных структурных реформ, необходимых для решения систематических проблем в сфере образования (Вахштайн, 2005: 99).

Наибольшую эффективность для обеспечения равного и справедливого доступа к образованию показывает сочетание двух стратегий, однако наличие существующего сильного расслоения общества затрудняет реорганизацию системы (Вахштайн, 2005: 110). Именно поэтому необходимы исследования концепций образования, преодолевших выраженные институциональные барьеры. Здесь особого внимания требует опыт реализации принципов социальной справедливости и равенства в Китае как страны, которая осуществила крупные институциональные изменения на пути обеспечения всеобщего доступа к образованию, играющему ключевую роль в формировании будущего нации.

Существуют и международные организации, занимающиеся вопросами равенства в сфере образования. Одной из них является специализированное учреждение Организации Объединенных Наций – ЮНЕСКО. Организация считает обучение ключевым фактором в развитии человеческого потенциала, общества и экономики, в связи с чем она отстаивает равное право на образование для всех (Шибилова, 2021: 84). Тесно сотрудничая с правительствами государств, ЮНЕСКО стремится обеспечить это право на международном уровне. Так, в 2015 г. была принята действующая Инчхонская декларация «Образование 2030», закрепляющая концепцию инклюзивного образования и необходимость в преобразовании международных стандартов в сфере обучения в соответствии с ней1.

Китай напрямую сотрудничает с ЮНЕСКО в рамках содействия развитию образования в странах Глобального Юга, а также регулирования вопросов гендерного и иного социального равенства в образовании внутри самой страны (Ши, 2021). Однако, несмотря на это, в Китайской Народной Республике (КНР) еще существуют нерешенные вопросы социальной справедливости в рамках образовательной системы.

В связи со сказанным целью настоящей работы было определено исследование проблемы применения принципов равенства и справедливости в праве на образование в КНР для выработки возможных решений и инициатив, направленных на повышение эффективности обучающих практик.

Методология . Для исследования проблемы применения принципов равенства и справедливости в праве на образование возможно применение качественного подхода. Он помогает полноценно понять уникальные аспекты социальной справедливости и равенства в образовании через проведение глубинных интервью, фокус-групп, анализа источников соответствующей тематики (Зубков, 2023: 205). Также не последняя роль отводится сравнительным исследованиям: проведение сопоставления между системами помогает выявить лучшие стратегии для обеспечения социальной справедливости. Применение лонгитюдных исследований предоставляет возможность осмыслить, каким образом равенство, социальная справедливость оказывают влияние на образовательную траекторию учащихся на протяжении их жизни. Важно учитывать и исследования по оценке разрабатываемых программ, помогающих вовремя заметить ценные практики и проблемные области в образовании.

Помимо этого, подходы к анализу проблем могут различаться по масштабу: макроанализ направлен на образовательные системы на уровне государства или региона; микроанализ же фокусируется на конкретных школах, группах учащихся.

Объединение перечисленных подходов, а также вовлечение различных заинтересованных сторон (учащиеся, родители, учителя, общественные группы, эксперты, правительственные органы и т. д.) позитивно сказывается на определении того, как общие структурные факторы и отдельные аспекты влияют на достижение равенства в образовании. Отчётливое и корректное понимание этого эффекта имеет определяющее значение при разработке релевантных политик и рекомендаций.

Материалы и методы исследования . Для достижения цели работы нами использовался качественный метод исследования. В рамках его применения были отобраны научные статьи, статистические данные, специальные тематические публикации, связанные с китайской системой образования и реализацией принципов равенства и справедливости внутри нее. Отбор производился по следующим ключевым словам: инклюзивное образование, образование в Китае, образовательная политика.

Результаты и обсуждение . Для понимания специфики китайского образования целесообразно отметить ряд его современных характеристик:

  • –    акцент на стандартизированных тестах;

  • –    большое внимание к обучению математике, точным наукам и языкам;

  • –    интенсивное развитие онлайн-образования и цифровых технологий;

  • –    выраженный акцент на навыки «мягкого» и креативного мышления;

  • –    расширение возможностей для обучения за рубежом и внедрение международных стандартов;

  • –    системные вызовы в виде высокого уровня конкуренции, давления на учеников и вопросов качества образования (Фэн, Козилова, 2023: 306).

Статистика, приводимая Министерством образования КНР, показывает, что доступность образования в стране увеличивается. Так, совокупный коэффициент поступления в дошкольные учреждения в 2022 г. составил 89,7 %, увеличившись на 1,6 % по сравнению с прошлым годом. Показатель окончания бесплатного девятилетнего обязательного образования в Китае составил 95,5 %; суммарный показатель зачисления в старшую среднюю школу был равен 91,6 %, что на 0,2 % выше, чем в 2021 г. Количество учащихся в высших учебных заведениях достигло 46 млн 550 тыс. чел., что на 2 млн 250 тыс. чел. больше показателя прошлого года. Суммарный показатель зачисления в вузы 2022 г. составил 59,6 %, увеличившись на 1,8 %1.

Категории социальной справедливости и равенства в КНР неразрывно связаны с моральными принципами конфуцианства и идеологией коммунизма (Голышева, 2021: 91). Ключевые термины и дефиниции в китайском толковании равенства и справедливости – это «гармония», «регулирование отношений в обществе».

Так, в контексте социума в КНР большое значение имеет принцип «конфуцианской гармонии», подразумевающий стремление к соблюдению норм и правил общественного поведения. Подобная концепция участвует в формировании моральных ценностей в Китае и способствует поддержанию устойчивости отношений между людьми и институтами (Морозова, 2022: 56).

В связи с этим социальная справедливость в республике поддерживается действиями государства, проведением, например, реформ в системе образования, медицины и социальной защиты, направленных на формирование равных условий для устойчивого общественного развития.

Итак, в КНР социальная справедливость позиционируется в качестве важнейшего аспекта жизни, который определяется моральными и культурными ценностями, государственной политикой, действиями самих граждан.

Целесообразно отметить, что принципы социальной справедливости, равенства в образовательной сфере Китая формировались в результате сложного взаимодействия исторических, политических и культурных факторов на протяжении столетий. Корректное осмысление данной динамики требует изучения ключевых периодов и политики, которые повлияли на систему образования в КНР.

В древнем Китае обучение в первую очередь было предназначено для знати и аристократии. Имперская система экзаменов, восходящая к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), сыграла фундаментальную роль в отборе государственных чиновников на базе заслуг, а не наследственного статуса. Вместе с тем доступ к образованию и экзаменам для масс был весьма ограничен, что ощутимо усиливало социальную иерархию и проявления неравенства (Хоу, 2021: 113). Успех на экзаменах во многом зависел от социально-экономического положения, поскольку доступ к качественному образованию и ресурсной базе оказывался избирательным для разных социальных слоев.

В начале XX в. в Китае массово возникали движения, призывающие к модернизации, демократизации, развитию науки для разрешения проблем страны, нивелирования слабостей государства; примером может стать «Движение четвертого мая» (Ефимова, 2022: 27). Велись достаточно ожесточённые дебаты на предмет потребности в реформировании образовательной сферы и обеспечении максимально справедливого доступа к обучению для всех граждан.

Создание Китайской Народной Республики в 1949 г. явилось весьма значимым поворотным моментом в области образования, приведшим к большому количеству институциональных изменений. Коммунистическая партия (КПК) приступила к реализации комплексной программы реформы, ориентированной на продвижение социальной справедливости и равенства. Так, ключевыми инициативами стали ликвидация неграмотности, формирование единой системы обучения и продвижение социалистических ценностей в образовании (иными словами, делался упор на аксиологическую составляющую).

Но последующая культурная революция оказала мощное негативное влияние на образование в Китае. Многие школы были разрушены, интеллектуалы подверглись преследованиям, а система обучения стала сильно политизированной. Ряд учебных заведений был закрыт, а традиционные академические занятия девальвированы в пользу идеологической обработки.

После окончания революционных потрясений КНР пережила период экономических преобразований и открытости под руководством Дэн Сяопина. В рассматриваемое время произошло возрождение интереса к образованию; наметился явный сдвиг в сторону более меритократической системы. Восстановление вступительных экзаменов в колледж в 1977 г. стало своего рода возвращением к академическим достижениям в качестве основного критерия поступления в университет (Ван, 2021: 83).

В течение последних десятилетий в КНР фиксируется значительное укрепление позиций высшего образования с существенным увеличением числа выпускников вузов и колледжей. Однако неравенство в доступе к обучению еще сохраняется, особенно в сельских местностях и среди маргинализированных групп (Абаскалова, Ван, 2022: 8).

Правительство КНР реализовало ряд инициатив, которые направлены на результативное разрешение проблем дискриминации и несправедливости. В настоящее время законом гарантировано девятилетнее бесплатное обучение для всех детей, включающее шесть лет начального образования и три года неполного среднего. Так, каждый ребенок обладает полноценным доступом к базовому обучению, вне зависимости от его социально-экономического статуса.

В настоящее время Китай в большей степени придерживается стратегии «выравнивания» доступа к образованию. В частности, запущены инициативы по улучшению образовательных возможностей в сельских районах. Программа развития на селе ориентирована на строительство большего количества школ и усовершенствование инфраструктурных объектов. Реализуется и тесное партнерство, совместное использование ресурсов среди городских и сельских школ, позволяющее улучшить результаты обучения в сельской местности за счет опоры на опыт и ресурсную базу, доступные в городских организациях.

В комплексе с этими инициативами Правительство КНР предлагает стипендии и финансовую поддержку студентам из малообеспеченных групп, позволяющие покрыть плату за обучение, проживание и прочие расходы.

В дополнение к отмеченному, в Китае действуют программные мероприятия содействия учащимся с ограниченными возможностями и особыми потребностями. В увязке с этим делается упор на предоставление специализированных образовательных ресурсов, ассистивных технологий, подготовленных учителей. В центре внимания – гарантия инклюзивного и качественного обучения.

Также Китай инвестирует в программы подготовки и профессионального развития учителей. Пристальное внимание уделяется корректировке и модернизации методов управления классом и предметной экспертизе.

КНР реализует также политику поддержки образовательных прав групп этнических меньшинств (обеспечение двуязычного обучения, предоставление стипендий). Эти шаги нацелены на сохранение культурной самобытности малых народов в комплексе с обеспечением доступа к качественному образованию.

Для отслеживания прогресса в достижении заявленных целей Правительство КНР создало систему мониторинга соблюдения равенства в образовании. Функционал представлен сбором данных по различным показателям:

  • –    уровень зачисления;

  • –    процент отсева;

    – академическая успеваемость (Морозова, 2022: 57).

После анализа выявления различия соответствующих показателей возможна корректировка курса управленческих решений.

Выводы. Историческая траектория социальной справедливости и равенства в образовательной сфере Китая отражает сложное взаимодействие традиций, права, идеологии, а также многочисленных социально-экономических факторов. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в расширении доступа к образованию и продвижении меритократии, сохраняющиеся в этой сфере проблемы подчеркивают продолжающуюся борьбу за обеспечение равных возможностей для всех граждан. По нашему мнению, реализуемые сегодня программы и инициативы наглядным образом демонстрируют приверженность КНР к продвижению социальной справедливости в сфере обучения путем устранения дискриминации, расширения доступности, повышения качества образования для всех учащихся.

Ограничением исследования может стать выбранная методология, поскольку качественный анализ источников не позволяет полностью охватить всю глубину проблемы справедливости в образовании. Включение иных методов исследования может дать более полное представление о состоянии справедливости и равенства в системе образования Китая. Помимо того, возможно дальнейшее рассмотрение образовательных систем иных стран для сравнения и выявления общих тенденций.

Список литературы Социальная справедливость и равенство как ключевые принципы руководства деятельностью в области права на образование

  • Абаскалова Н.П., Ван Ц. История становления компетентностного подхода в образовании Китая и России // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022. № 1. С. 1–12.
  • Ван Х. История становления и современное развитие системы образования Китая // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. Т. 10, № 2. С. 80–84. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-2-80-84.
  • Вахштайн В.С. Стратегии обеспечения равенства образовательных возможностей в странах ОЭСР: сравнительный анализ // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М., 2005. С. 98–110.
  • Голышева К.В. К вопросу об образовании в Китае детей с ограниченными возможностями здоровья // Детство – территория безопасности. М., 2021. С. 91–95.
  • Ефимова Л.И. История становления и развития инклюзивного образования на примере Китая, Индии и США // Высшая школа: научные исследования. М., 2022. С. 26–29.
  • Зубков А.Д. Идеи и идеалы открытого образования // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15, № 4-1. С. 203–216. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-203-216.
  • Морозова О.С. Взаимодействие государства и гражданского общества в образовательной политике Китая // Единство науки и образования как инструмент перехода к постиндустриальному миру. Стерлитамак, 2022. С. 55–57.
  • Фэн М., Козилова Л.В. К вопросу о распределении возможностей использования ресурсов образования в Китае // Ценностные ориентиры профессионального становления педагога. Сургут, 2023. С. 306–308.
  • Хоу М. История образовательной политики и оценки грамотности чтения в Китае // Инновации. Наука. Образование. 2021. Т. 1, № 44. С. 113–117.
  • Шамсутдинова А.А., Нафикова А.И. Образование и социальная справедливость: к вопросу обеспечения равных возможностей в образовании // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Пермь, 2023. С. 110–113.
  • Ши Д. Основные направления сотрудничества КНР и ЮНЕСКО (2014–2019 гг.) // Исследование международных отношений в Республике Беларусь: состояние и перспективы. Минск, 2021. С. 89–95.
  • Шибилова З.А. Роль ЮНЕСКО в обеспечении права человека на образование // Байкальский студенческий юридический форум – 2021. Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Иркутск, 2021. С. 83–88.
Еще
Статья научная