Социально-экономическое положение служащих Троицкосавского городского народно-революционного комитета в период ДВР
Автор: Квач Алина Алексеевна, Паликова Татьяна Вадимовна, Малыгина Ольга Анатольевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринята попытка дать общую характеристику социально-экономического положения служащих Троицкосавского городского народно-революционного комитета в начале 1920-х гг. Изучение социально-экономического положения городского служащего, его материальной обеспеченности демонстрирует переход от распада государственного аппарата к построению нового. При этом автор выявляет проблемы этого перехода, способы их решения, которые впоследствии найдут отражение в программе социальной политики новой власти в сфере поддержки служащих городского управления.
Забайкалье, двр, троицкосавск, гражданская война, городское управление
Короткий адрес: https://sciup.org/170195958
IDR: 170195958 | DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9263
Текст научной статьи Социально-экономическое положение служащих Троицкосавского городского народно-революционного комитета в период ДВР
С обытия 1917 г. изменили все сферы жизни обывателя. Происходившие в государстве переломные процессы естественным образом привнесли изменения в экономическую, политическую, социальную ее составляющие.
Повседневная жизнь населения ДВР значительно осложнилась из-за революционных событий, военных действий, неурожая и, как следствие, общего экономического кризиса. Что касается муниципальных служащих, то их социально-экономическое положение мало чем отличалось от положения всего населения.
Вопрос изучения условий жизни служащих Троицкосавского горнарревкома в начале 1920-х гг. исследователями ранее не рассматривался. Так, в работах Т.В. Паликовой анализируются отдельные аспекты повседневной жизни забайкальского города в период становления советской власти, а также исследуются условия жизни служащих в г. Верхнеудинскe [Паликова, Красовская 2020].
О. Кочев, Т.З. Позняк в своих трудах описывали становление советской государственности на Дальнем Востоке [Кочев 2008; Позняк 2021а]. Г.Я Тригуб выявил исторические особенности развития местного самоуправления на Дальнем Востоке России в условиях Гражданской войны [Тригуб 2013]. Некоторые вопросы истории Гражданской войны, затрагивающие г. Троицкосавск, рассмотрены в трудах Л.В. Кураса, Б.Д. Цыбенова, Л.В. Кальминой [Цыбенов, Курас 2018; Кальмина, Плеханова 2019].
После событий Октябрьской революции 1917 г. в короткие сроки был осуществлен переход к новым формам управления, которые характеризуются как военные и полувоенные, – такими органами стали революционные комитеты (ревкомы). 6 апреля 1920 г. на Учредительном съезде трудящихся Прибайкалья было провозглашено создание Дальневосточной республики (ДВР) со столицей в г. Верхнеудинске [Курас 2019: 42]. В этот период Троицкосавск становится форпостом молодого Советского государства на востоке, и здесь создается представительство НКИД РСФСР в Монголии. 7 апреля 1920 г. был образован Троицкосавский городской народно-революционный совет, который заменил собой бывшие органы городского самоуправления – думу и управу. Спустя 3 месяца, 16 июля 1920 г. новый орган революционной власти был переименован в горнарревком [Красовская 2021б: 12-13].
Согласно архивным сведениям, состав Троицкосавского горнарревкома выглядел следующим образом:
А.И. Горяинов – председатель;
И.И. Филимонов – товарищ председателя;
И.В. Томсон, впоследствии был заменен П.А. Карбоиновым, – заведующий финансовым отделом, казначей;
В.В. Заливин – заведующий административным отделом;
Ф.Л. Щапов, которого впоследствии заменил И.Д. Шульгин, – заведующий отделом транспорта.
Также в число служащих входили секретарь, бухгалтер и делопроизводитель.
Основные направления деятельности и возникающие перед горнаррев-комом проблемы были обусловлены спецификой расположения города на российско-китайско-монгольской границе и сложившейся традицией торговли с этими странами. Новая власть возлагала на Троицкосавск большие надежды по осуществлению своих стратегических интересов, продиктованных особенностями пограничной политики [Красовская 2021а: 18]. Но достижение этих интересов осложнялось тяжелым финансовым положением в стране. Нехватка денежных средств была больным вопросом как для центральных, так и для местных властей. Областное руководство передало заботу о местных нуждах городским властям, при этом требовало перевода собранных налогов в центр. В результате подобной политики возникла нехватка ресурсов на местах для выплаты заработной платы служащим [Позняк 2020: 78].
Тяжелое экономическое положение в стране сказывалось на уровне жизни населения. Цены на продукты постоянно росли – с мая 1918 г. по январь 1919 г. цены на хлеб увеличились на 529%, молоко – на 700%, картофель – на 91 %. К середине 1919 г. цены на хлеб поднялись еще на 150%. Всю сложность ситуации с продовольствием в Троицкосавске можно оценить по следующему описанию: «Город стал не город... Прежний шумный базар превратился в пустыню. Магазины закрыты, заколочены. А мелкие лавочки стоят без окон и дверей... Съестные припасы достаются с трудом» [Гельман 2017: 105].
Уже в 1920-е гг. город приобрел славу пункта контрабандной торговли – из Монголии поступали дрова, чай, крупы, масло, мясо и др. [Кальмина, Плеханова 2019: 243]. Денежные знаки ДВР не признавались населением, торговля осуществлялась за янчаны1, курс которых постоянно менялся, или имел место бартерный обмен [Квач 2022: 17]. Курс «буферок» стремительно падал, уже к концу 1921 г. тысячерублевая купюра ДВР оценивалась менее одной копейки золотом [Петин 2018: 135]. В городском хозяйстве денежные знаки ДВР были бесполезны – приобретение товаров, наем рабочих и оплата их труда существенно затруднялись. Борьба с янчанами и меры горнарревкома по укреплению курса валюты ДВР не приносили результатов.
Служащие Троицкосавского горнарревкома как индивидуально, так и коллективно нередко обращались с прошениями к своему непосредственному начальнику, а также в вышестоящие инстанции. Считаем целесообразным отразить некоторые заявления служащих. Так, 10 сентября 1920 г. служащие обратились с заявлением в горнарревком с просьбой выделить пособие на заготовку овощей янчанами из расчета на семью. Свое прошение служащие обосновывали тем, что находятся в крайне тяжелом положении, доходящем до нищенства, и поскольку начался период заготовки овощей на зиму, то «если мы сейчас не заготовим себе потребное количество овощей, тем самым поставлены будем в безвыходное положение»2.
20 декабря 1920 г. коллектив служащих горнарревкома обратился к собранию городских уполномоченных с просьбой о выдаче материалов для белья и денег янчанами на покупку муки, соли, дров и мяса. В своем обращении служащие писали: «…мы уже три месяца не получали мяса, в последний месяц не получили муки и соли, Продовольственный отдел выдал лишь 1/8 плитки черного чая и по 1/4 фун. черемухи на семью. Это составило все продовольствие на месяц. У служащих нет дров, квартиры холодны, нет одежды и белья… без поддержки служащие окончательно истощают и не будут иметь возможности далее работать»3.
Доведенные до крайности члены горнарревкома готовы были сложить с себя полномочия. Однако, несмотря на различные причины, во всех заявлениях встречается упоминание об отсутствии средств и, как следствие, физическом истощении. Так, председатель горнарревкома А.И. Горяинов 27 сентября 1920 г. просил обратить внимание на его болезненное и истощенное состояние и предлагал заменить его более рассудительным человеком, «дабы не привести городской комитет к совершенной катастрофе»4. Казначей П.А. Карбоинов 15 ноября 1920 г. просил предоставить один месяц отпуска для молотьбы хлеба и заготовки сена для скота, «иначе мне существовать будет не на что»5.
Острота продовольственного вопроса привела к тому, что 13 декабря 1920 г. соединенное заседание Троицкосавского горнарревкома и председателей военных и гражданских учреждений приняло решение о проведении хлебной разверстки. Хлеб в распоряжении продовольственного отдела все же имелся и составлял 274 пуда, но он предназначался для солдат гарнизона, гражданские служащие могли получить хлебные пайки лишь по остаточному принципу.
В то же время собрание с очевидностью понимало, что «для трудового человека хлеба, мяса и соли совершенно недостаточно»1.
Троицкосавский уезд в силу природно-климатических условий не был хлеборобным, посевные компании постоянно сталкивалась со множеством проблем. В газете «Дальне-Восточный путь» 21 мая 1922 г. была опубликована заметка «Призрак голода»: «Троицкосавское уездное управление сообщает, что на рынке хлеба нет. Необходима переброска хлеба из Верхнеудинска»2. Все это ярко демонстрирует нарастающую проблему с продовольствием не только в городе, но и во всем Троицкосавском уезде: хлеба катастрофически не хватало, а цены на продукты питания только росли. Заявления служащих Троицкосавского горнарревкома наглядно демонстрируют, что их социальноэкономическое положение было сложным.
Примерно в такой же ситуации находились и городские служащие в г. Верхнеудинске [Паликова, Красовская 2020]. Осенью 1920 г. Верхнеудинский горнарревком ввел карточную систему распределения продовольствия. Но даже несмотря на это, продовольственные пайки выдавались не в полном объеме, что приводило к недовольству и «саботажу» рабочих и служащих. Уже в феврале 1921 г. продуктовый паек был выдан в половинном размере. Недовольство населения, в т.ч. и служащих горнарревкома, нарастало: рабочие были недовольны властью, снабжающей их полуголодным пайком и в то же время требующей от них усиленной работы [Позняк 2021б: 198].
Что касается Троицкосавского городского народно-революционного комитета, то он реагировал на поступающие прошения и пытался оказать посильную помощь своим служащим. Проанализировав заявления служащих и результаты их рассмотрения на заседаниях, можно выделить следующие меры поддержки:
-
1) обеспечение продуктами питания «в натуре», выдача продуктового пайка;
-
2) выделение денежных средств в качестве небольшой материальной поддержки;
-
3) предоставление отпуска для заготовки провизии с сохранением рабочего места.
На съезде уездных и городских народно-революционных комитетов, который проходил в Верхнеудинске с 28 декабря 1920 г. по 1 января 1921 г., все представители жаловались на критическую нехватку продовольствия и денежных средств у органов местного управления, что приводило к задержкам и невыплате заработной платы рабочим и служащим. Аналогичное положение было во всей республике. Эта ситуация вынудила правительство ДВР полностью перейти на выплату заработной платы в натуре. 8 марта 1921 г. было издано Положение о нормах снабжения государственных служащих и рабочих и их семей продовольствием и предметами первой необходимости3. С 1 января 1922 г. начал действовать закон, установивший минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума [Позняк 2021б: 203]. Эти меры правительства ДВР были направлены на поддержку рабочих и служащих на местах с целью упрочения власти Советов и мотивации работников к добросовестному труду.
Стоит отметить, что успешная и эффективная работа городских органов власти, как правило, напрямую связана с материальной заинтересованностью служащих, а также их социальной защитой. Несмотря на все внутригосударственные сложности, тяжелое финансовое положение органов городского управления, Троицкосавский горнарревком все-таки изыскивал небольшие средства и продукты для поддержки своих служащих.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (Конкурс – МК-2021) «Имперская стратегия трансграничной безопасности России на восточных рубежах (XIX – начало XX вв.)» № МК- 6005.2021.2.
Список литературы Социально-экономическое положение служащих Троицкосавского городского народно-революционного комитета в период ДВР
- Гельман В.А. 2017. Японская интервенция в Забайкалье. - Сибирь в годы Великой российской революции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. С. 103-110.
- Кальмина Л.В., Плеханова А.М. 2019. Кяхта в 1840-1930-х гг.: блеск и нищета «окна в Китай». - Власть. Т. 27. № 2. С. 240-245.
- Квач А.А. 2022. Итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г. - Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. Вып. 1. С. 15-20.
- Кочев О. 2008. Роль Дальневосточной республики в период Гражданской войны 1920-1922 гг. - Гражданская война как феномен мировой истории: материалы научной конференции. Екатеринбург. С. 192-197.
- КрасовскаяА.А.2021а.0собенностипограничнойполитикиДальневосточной республики в вопросах обеспечения безопасности в 1920-х гг. - Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. № 12-3. С. 17-21.
- Красовская А.А. 2021б. Органы управления г. Троицкосавска в 1920-е гг. -Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. Вып. 3. С. 11-15.
- Курас Л.В. 2019. Дальневосточная республика и национальная государственность бурят-монголов. - Иркутский историко-экономический ежегодник: сборник статей. Иркутск: изд-во БГУ. С. 41-47.
- Паликова Т.В., Красовская А.А. 2020. Условия жизни служащих Верхнеудинского городского общественного самоуправления в 1917 г. -Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. № 3(113). С. 52-57.
- ПетинД.И. 2018. К вопросу о производстве денежных знаков Дальневосточной республики в Иркутске (июль 1920 г. - март 1921 г.). - Вестник Томского государственного университета. № 432. С. 130-137.
- Позняк Т.З. 2020. Создание местных органов власти в Дальневосточной республике: декларации и реальность. - Россия и АТР. № 2(108). С. 63-79.
- Позняк Т.З. 2021а. Реалии Дальневосточной республики в отчетах органов областных управлений и Госполитохраны. - Итоги и перспективы развития исторической науки на Дальнем Востоке России. Владивосток: Дальнаука. С. 119-130.
- Позняк Т.З. 2021б. Продовольственная проблема и внутриполитическая ситуация в Дальневосточной республике в 1920-1922 годах. - Известия Лаборатории древних технологий. Т. 17. № 2. С. 195-207.
- Тригуб Г.Я. 2013. Местное самоуправление на Дальнем Востоке России в условиях Гражданской войны (1918-1920). - Россия и АТР. С. 18-35.
- Цыбенов Б.Д., Курас Л.В. 2018. Кяхта в огне гражданской войны (с 1917 по январь 1920 г.). — Кяхта — национальное достояние России: материалы международной научно-практической конференции Кяхта: Изд-во БГУ. С. 45-49.