Социально-правовые факторы криминализации фальсификации лекарственных средств и обращения фальсифицированной медицинской продукции

Автор: Иликбаева Евгения Сергеевна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 5, 2018 года.

Бесплатный доступ

В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, одной из важнейших задач государства выступает защита граждан от опасной и некачественной продукции, в том числе медицинского назначения. Распространение последней формирует серьезные угрозы для жизни и здоровья населения. Ее вредоносность усиливается в связи с тем, что чаще всего фальсификации подлежат лекарственные средства частого, а нередко и ежедневного потребления. В статье рассматриваются социально-правовые факторы криминализации фальсификации лекарственных средств и обращения фальсифицированной медицинской продукции. Автор раскрывает содержание наиболее важных из них, а именно: наличие существенного вреда от совершения указанных деяний, повышенная угроза интересам государства и общества, антиобщественная направленность, неэффективность борьбы с таким противоправным поведением, соответствие уголовно-правового запрета ожиданиям общества и устоявшимся социальным нормам поведения.

Еще

Фальсифицированные лекарственные средства, фальсифицированные медицинские изделия, обращение фальсифицированной медицинской продукции, обращение фальсифицированных лекарственных средств, основание криминализации деяния, факторы криминализации

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14932278

IDR: 14932278   |   DOI: 10.24158/pep.2018.5.23

Текст научной статьи Социально-правовые факторы криминализации фальсификации лекарственных средств и обращения фальсифицированной медицинской продукции

Вопрос обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами, отвечающими всем предъявляемым требованиям, выступает актуальным как для экономики, так и для национальной безопасности российского государства. В процессе становления и развития механизма производства, поставки и обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями встает вопрос, связанный с проблемой их качества и безопасности.

Число лекарственных средств в настоящее время резко увеличилось, количество препаратов, имеющихся в распоряжении врачей, измеряется сотнями тысяч, что провоцирует рост нежелательных явлений, связанных с использованием лекарственных средств, актуализируя проблему борьбы с фальсифицированной медицинской продукцией. Сегодня фальсификация лекарственных средств выступает в качестве глобальной мировой проблемы, масштаб распространения которой справедливо вызывает беспокойство не только у национального законодателя, но и у ряда международных организаций и международного сообщества в целом [1]. Впервые проблема фальсификации лекарственных средств стала предметом обсуждения в 1985 г. на совещании экспертов Всемирной организации здравоохранения по рациональному использованию лекарственных средств в Найроби (Кения) [2].

В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, одной из важнейших задач государства выступает защита граждан от опасной и некачественной продукции, в том числе медицинского назначения. Распространение последней формирует серьезные угрозы для жизни и здоровья населения.

Ее вредоносность усиливается в связи с тем, что чаще всего фальсификации подлежат лекарственные средства частого, а нередко и ежедневного потребления. Не следует оставлять без внимания то обстоятельство, что потребитель лекарственных препаратов не обладает способностью самостоятельного определения качества приобретаемых таблеток, мазей, наполнения ампулы.

В связи с расширением распространения фальсифицированной медицинской продукции встал вопрос об установлении уголовно-правового запрета на ее обращение, поскольку, как известно, криминализация общественно опасных деяний играет ведущую роль среди средств воздействия на различные негативные явления.

На определенном этапе развития общественных отношений возникает потребность преодолеть то или иное социально опасное явление, ограничить его дальнейшее распространение и масштабы негативного воздействия на общество. Соответствующая потребность порождает необходимость создания и внедрения адекватных эффективных средств воздействия на негативные факторы, способствующие распространению деструктивных явлений. К таковым в том числе относится фальсификация лекарственных средств.

Таким образом, одним из объективных средств воздействия на негативное социальное явление выступает криминализация общественно опасных деяний, с ним связанных. В уголовноправовой доктрине криминализация рассматривается как процесс выявления общественно опасных видов человеческого поведения, признания на государственном уровне необходимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и, в случае положительного ответа на эти вопросы, закрепления их в законе как преступлений [3].

Меры уголовно-правового воздействия должны быть таковыми, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение стоящих перед ними целей.

Общественная опасность преступных деяний заключается в их способности порождать вредные (с точки зрения граждан, общества и государства) изменения в охраняемых уголовным правом общественных отношениях и создавать угрозу будущих негативных их изменений.

Фальсифицированные лекарственные средства представляют реальную угрозу экономической и социальной безопасности в связи с тем, что подвергают риску здоровье и жизнь пациентов. Легальные фармацевтические предприятия несут убытки в результате недополучения прибыли. Растет недоверие граждан к новым разработкам в сфере фармакологии и к системе здравоохранения в целом. Увеличиваются расходы на программы по борьбе с контрафактной продукцией, правительства теряют доходы в виде налогов и сборов, а общество утрачивает самый ценный ресурсный потенциал – здоровье нации.

На современном этапе развития фармацевтический рынок является сложным, многоуровневым, полифункциональным образованием со стабильно высокими темпами роста производства, продажи товаров и, соответственно, показателями рентабельности. Эти показатели связаны со спецификой лекарственных препаратов как товаров, спрос на которые растет независимо от экономических и политических факторов. Фармацевтический рынок – это сфера взаимодействия субъектов, имеющих прямое отношение к производству, продаже и потреблению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; занимающихся изысканием, исследованием, разработкой способов добычи, обработкой, изготовлением и хранением лекарственных средств, препаратов и материалов, применяемых в медицине и ветеринарии, а также решением вопросов их стандартизации; осуществляющих закупку и продажу лекарств с целью удовлетворения потребностей конечных потребителей и получения экономических выгод.

Отсутствие в России действенного механизма государственного регулирования фармацевтического рынка, неравномерное разделение частного и государственного его сегментов, сокращение объемов закупки, хаотичные создание и деятельность новых мелких аптечных пунктов и аптек – все это свидетельствует о необходимости разработки надлежащей правовой базы обращения лекарственных средств. Крайне актуальной является потребность в формировании законодательства, направленного на предупреждение, предотвращение фальсификации лекарственных средств, на уменьшение темпов распространения такой продукции и пресечение соответствующего вида преступлений, на создание условий для скорейшего раскрытия уже совершённых преступлений.

Российский рынок лекарственных средств занимает 7-е место среди ведущих фармацевтических рынков мира. В 2014 г. его объем составил более 919,5 млрд р. Доля государственных закупок составляет 26 %, доля отечественных лекарств в денежном выражении – 25 %, в натуральном выражении – 58 %. С начала 2014 г. происходит рост количества регистрируемых лекарственных препаратов – до 400 ежегодно. Число лекарственных препаратов, которые уже сейчас существуют в государственном реестре Российской Федерации, превысило 79 тыс. торговых наименований, что составляет 5,5 млрд упаковок (по данным информационного агентства Regnum).

Наиболее часто фальсификации подвергаются дорогостоящие лекарственные средства, приносящие высокую прибыль даже при небольшом объеме продаж, и те, что широко применяются и приносят прибыль за счет большого объема продаж. Кроме того, довольно часто подделывают противомикробные лекарственные средства (28 % от общего количества наименований фальсифицированной продукции), гормональные препараты (22 %), антигистаминные лекарственные средства (17 %), сосудорасширяющие лекарственные средства (7 %), препараты, употребляемые при сексуальных расстройствах (5 %) [4, с. 169].

Анализ особенностей и тенденций современного фармацевтического рынка России, угроз от фальсификации лекарственных средств и их обращения позволяет прийти к определенным выводам относительно системы социально-правовых факторов криминализации деяний, связанных с фальсификацией лекарственных средств или обращением их на территории Российской Федерации.

Во-первых, фальсификация лекарственных средств как вид правонарушения приобрела на современном этапе развития российского государства достаточную распространенность как вид антиобщественного поведения, что выступает одним из оснований криминализации данного вида деяния. Оно характеризуется крайне высоким уровнем общественной опасности, определяемым рядом моментов, на него влияющих. Речь идет о важности и значении объекта соответствующих посягательств, характера и размера причиненного вреда, способа совершения деяния, особенностей его субъективной стороны, характеристики виновного лица.

Во-вторых, исследование материалов следственной и судебной практики свидетельствует о неблагоприятной динамике фальсификации лекарственных средств и обращения фальсифицированных препаратов, которая характеризуется увеличением числа зафиксированных случаев совершения такого правонарушения. Об этой тенденции свидетельствуют и многочисленные сообщения в СМИ.

Обстоятельства, социально обусловливающие необходимость нормативного запрета фальсификации лекарственных средств, ряд социально-экономических и психологических факторов, связанных с этим негативным явлением, позиции международного сообщества и отдельных организаций, а также отдельные свойства фармацевтического рынка в своей совокупности приводят к необходимости воздействия уголовно-правовыми мерами на такой вид правонарушения на уровне национального права. В России это получило отражение в ст. 238.1 Уголовного кодекса РФ. При этом следует отметить, что 29 декабря 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 439-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения» [5].

В-третьих, к социально-правовым основаниям криминализации фальсификации лекарственных средств и оборота фальсифицированных лекарственных средств на территории РФ следует отнести следующие:

  • –    отсутствие действенного механизма реализации уголовной ответственности за фальсификацию лекарственных средств и обращение фальсифицированных лекарственных средств;

  • –    коррупционные проявления и конфликт интересов в фармацевтической отрасли (как среди производителей, поставщиков, реализаторов продукции, так и среди представителей органов власти и иных должностных лиц, на которых возложено осуществление контроля и надзора за деятельностью субъектов фармацевтического рынка);

  • –    подорожание иностранной валюты и общие тенденции в экономике страны, не обошедшие сектор фармацевтической отрасли и стимулирующие реализацию фальсифицированных лекарственных средств по ценам ниже оригинала;

  • –    наличие не урегулированных на уровне закона ставок предельных надбавок на лекарственные средства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов [6];

  • –    ненормированное употребление лекарственных средств и увеличение объемов безрецептурных лекарств;

  • –    наличие интернет-ресурсов, через которые осуществляется продажа лекарственных средств;

  • –    спрос, превышающий предложение лекарственных средств;

  • –    сложившийся механизм поставки лекарственных средств к точкам сбыта через сделки с привлечением большого количества посредников;

  • –    отсутствие механизма четкого контроля за ценообразованием и ростом рынка свободной торговли;

  • –    деятельность нелегальных предприятий по производству лекарств;

  • –    неэффективное взаимодействие органов государственной власти в сфере контроля и надзора за фармацевтической отраслью;

  • –    отсутствие эффективной системы обеспечения качества лекарств.

Таким образом, социально-правовыми основаниями криминализации деяний, связанных с фальсификацией лекарственных средств и оборотом фальсифицированной медицинской продукции, выступают следующие обстоятельства: наличие существенного вреда от совершения указанных деяний, их распространенность и динамика, повышенная угроза интересам государства и общества, антиобщественная направленность, неэффективность борьбы с таким противоправным поведением, соответствие уголовно-правового запрета ожиданиям общества и устоявшимся социальным нормам поведения.

Ссылки:

  • 1.    Costa A.M. The Illicit Trafficking of Counterfeit Goods and Transnational Organized Crime [Электронный ресурс] // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. URL: https://www.unodc.org/docu-

    ments/counterfeit/FocusSheet/Counterfeit_focussheet_EN_HIRES.pdf (дата обращения: 12.03.2018).

  • 2.    Поддельные, ложно маркированные, фальсифицированные, контрафактные лекарственные средства [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/medicines/services/counterfeit/ru/ (дата обращения: 11.03.2018).

  • 3.    Голик Ю.В., Коробеев А.И. Преступность – планетарная проблема. (К итогам XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию). СПб., 2006. С. 69 ; Яковлев А.М. Социальные функции процесса кримино-логизации // Советское государство и право. 1980. № 2. С. 95.

  • 4.    Ушкалова Е.А. Проблемы фальсификации лекарственных средств: фокус на антимикробные препараты // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2005. Т. 7, № 2. С. 167–173.

  • 5.    О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 29 дек. 2017 г. № 439-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/docu-

    ment/556184038 (дата обращения: 12.03.2018).

  • 6.    Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 г., перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 23 окт. 2017 г. № 2323-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Список литературы Социально-правовые факторы криминализации фальсификации лекарственных средств и обращения фальсифицированной медицинской продукции

  • Costa A.M. The Illicit Trafficking of Counterfeit Goods and Transnational Organized Crime //Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. URL: https://www.unodc.org/documents/counterfeit/FocusSheet/Counterfeit_focussheet_EN_HIRES.pdf (дата обращения: 12.03.2018).
  • Поддельные, ложно маркированные, фальсифицированные, контрафактные лекарственные средства //Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/medicines/services/counterfeit/ru/(дата обращения: 11.03.2018).
  • Голик Ю.В., Коробеев А.И. Преступность -планетарная проблема. (К итогам XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию). СПб., 2006. С. 69; Яковлев А.М. Социальные функции процесса криминологизации//Советское государство и право. 1980. № 2. С. 95.
  • Ушкалова Е.А. Проблемы фальсификации лекарственных средств: фокус на антимикробные препараты//Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2005. Т. 7, № 2. С. 167-173.
  • О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения : федер. закон РФ от 29 дек. 2017 г. № 439-ФЗ//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/556184038 (дата обращения: 12.03.2018).
  • Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 г., перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи : распоряжение Правительства РФ от 23 окт. 2017 г. № 2323-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Еще
Статья научная