Социально-психологические причины и условия, способствующие организованному противодействию правоохранительным органам

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14988375

IDR: 14988375

Текст статьи Социально-психологические причины и условия, способствующие организованному противодействию правоохранительным органам



PSIH14.P65

ролью и особенностями формирования, но и участвовали в тренингах, выполняли специальные упражнения, обсуждали различные проблемные ситуации, предлагали варианты их преодоления, высказывали мнения по поводу их эффективности.

При обсуждении эмоционально-стрессовых и проблемных ситуаций, особенностей социальной поддержки сотрудники часто отвлекались от темы, переводили нaправление на обсуждение личностных и семейных проблем. Во время таких обсуждений часть участников семинара проявляли недостаточное внимaние и эмпатий-ное участие по отношению к своим коллегам. В выполнении тренинговых занятий, нaправлен-ных на развитие у участников программы эмпатии, аффилиации, восприятия и оказания социальной поддержки, проблем-преодолевающе-го поведения выявлена “скованность” в проявлении эмоций и ограничение репертуара поведения. Особое внимание обращает на себя тот факт, что на занятии, посвященном развитию Я-концепции, у большей части сотрудников, являющейся профессиональной группой специалистов, занимающихся воспитанием несовершеннолетних, обнаружено незнание или схематичное представление о развитии личности детей в разные возрастные периоды. Однако в процессе проведения занятий сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних высказывали свое мнение о том, что получаемые знания и участие в тренингах позволяют им лучше разбираться в проблемных ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни и в общении с трудными подростками. Это способствует лучшему пониманию окружающих и выбору адекватных ситуации стратегий разрешения проблем.

Литература

  • 1.    Беличева С.А., Подольская Т.А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — М., 1995. — №1. — С. 3-17.

  • 2.    Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними / Под ред. M.Гос-соп и М.Грант. — Женева, 1993. — С. 232.

  • 3.    Попов В.А. Предмет и задачи превентивной педагогики // Сов. педагогика. — М., 1990. — №9. — С.53-57.

  • 4.    Психология : Словарь. – М., 1990.

  • 5.    Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.

  • 6.    Реньге В . Психологическая подготовка учителей за рубежом (Обзор литературы США 60-70-х годов). — М., 1993. — С. 131-158.

  • 7.    Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. докт. мед. наук. — СПб., 1994. — 283 с.

  • 8.    Спиркина E.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. — 1994. — № 6. — С. 121-127.

  • 9.    Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дис. докт. мед. наук. — СПб., 1995. — 396 с.

  • 10.    Bandura A. Social Learning Theority. — Englewood Clift, N.-Y. Prentice — Hall, 1977. — Р. 1-66.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗОВАННОМУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ

ОРГАНАМ

Канд. юрид. наук Н.В.Яджин

Тюменский юридический институт МВД России

Активное навязывание, под предлогом развития демократии, западных ценностей жизни, имеющих основой индивидуализм, романтизация социально негативных норм, обычаев и традиций преступного мира послужили социальнокриминальной основой формирования преступного поведения значительной части населения России. В криминальные отношения все чаще стали вступать лица тех слоев общества, которые традиционно считались благополучными и на помощь которых в борьбе с преступностью могли рассчитывать сотрудники правоохранительных органов.

В последние годы отчетливо обозначились отрицательные тенденции к обогащению любым, в том числе и преступным, путем. Вызывает тревогу то обстоятельство, что совершение преступлений значительной частью населения перестало осуждаться, и правонарушитель нередко продолжает оставаться уважаемым членом общества. Более того, все чаще преступник вызывает зависть окружающих как удачливый бизнесмен, умеющий найти способ эффективно обойти или нарушить закон и получить при этом высокую прибыль.

В значительной мере тенденция обогащения нашла отражение и в подростково-молодежной психологии. Среди школьников, студентов происходит расслоение, сопряженное со статусом родителей и их материальными возможностями. Проведенный нами социологический опрос студентов показал, что 75% опрошенных ждут от своих родителей не столько моральной, сколько материальной поддержки.

Молодежь обольщается “преступной романтикой”, “красивой жизнью”, свободой от обязательств перед обществом, властью денег и культом насилия. В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на то обстоятельство, что могут быть различными мнения о необходимости той или иной идеологии, можно дискуссировать о пользе или вреде тех или иных религиозных воззрений, но невозможно отрицать то огромное психологическое воздействие, которое оказывают на население, в том числе и на молодежь, потоки информации, извергаемые средствами массовой информации. Это воздействие на формирование личности и на поступки человека, на поведение отдельных групп людей и на сознание определенных слоев населения будет усиливаться по мере расширения возможностей современных информационных технологий.

Сегодня завершен передел информационного поля. Доля частных изданий акционерных компаний, финансовых и промышленных структур, в том числе подчиненных криминальному миру, составляет 98%, а государственным изданиям принадлежит мизерная часть.

Информационно-психологическое воздействие, явно или неявно, сознательно или не сознательно, осуществляется в преступных целях, т.е. в целях реализации определенных преступных замыслов. К такому информационно-психологическому воздействию можно отнести создание привлекательного имиджа преступнику, преступному миру, с одной стороны, бессилие правоохранительных органов — с другой.

На наших глазах происходит ранее немыслимое: всегда презираемые обществом преступники стремятся выглядеть в его глазах импозантно и респектабельно. Открытая пропаганда “воровских” и других преступных обычаев и традиций — необычный социальный феномен в цивилизованном обществе, поскольку речь идет о легальном распространении негативных обычаев, норм преступного, общественно опасного образа жизни. По всем канонам общества это недопустимо, поскольку противоречит общечеловеческой морали.

В 1994 г. Г.Петрачков опубликовал остросюжетную повесть “Сюрпризы для авторитетов”, где действующие лица делятся на три категории: преступников-одиночек — киллеров, наемных убийц; это самая “лучшая” категория. “Воров в законе” он ставит рядом с киллерами, но считает преступниками; и “ментов” — самых “подлых” людей.

Е.Ефремов в книге “Воровской орден. Путешествие за ужасом”, говоря о “ворах в законе”, указывает: “Испытания, которым подвергались тюремные воры (так называемая гнулов-ка), по международным нормам можно назвать пыточными. Тех, кто выдерживает пытки, обычно называют героями. Ну что ж, мы можем от- вергать образ жизни и убеждения тюремных воров, но мы не вправе отказать им в том, что они являются героями в мире неволи”.

Знаменитый писатель-публицист А.Солже-ницын, проведший в местах лишения свободы не один год, отмечает: “Скажем и слово в защиту блатных. У них-то есть “своеобразный кодекс” и своеобразное понятие о чести. Но не в том, что они патриоты, как хотелось бы нашим администраторам и литераторам, а в том, что они последовательные материалисты и пираты... Это племя, пришедшее на землю — жить! А так как времени на тюрьму у них приходится почти столько же, сколько и на волю, то они и в тюрьмах хотят срывать цветы жизни, и какое им дело — для чего тюрьма задумана и как страдают тут рядом” (“Архипелаг Гулаг”).

Факты, которые мы привели, разоблачают названных и других писателей, которые не понимают глубины затрагиваемых ими проблем, либо делают это по чьему-то заказу, или являются сторонниками “воров в законе”, а также других опасных преступников.

Криминально-психологическую основу имеет такого рода пропаганда в так называемой массовой культуре, что и проявляется затем в произведениях кинематографии, драматургии. Как, например, в фильме кинорежиссера Е.Та-тарского “Тюремный романс”, вышедшем на экраны в 1993 г. Герой фильма, садист, член “воровского” клана, показан “высокочеловечной” натурой в трактовке создателя киноленты. Хотя сами факты, показанные в конце картины, когда этот “человек”, совершая побег из следственного изолятора, убивает нескольких сотрудников МВД, говорят о глубине его падения.

Такого рода информация способствует развитию правового нигилизма, пренебрежения к общественным интересам либо компрометирует в глазах общественности сотрудников правоохранительных органов и тем самым вызывает сомнение в результативности их деятельности. Все это отрицательно сказывается на общественной психологии. По результатам проведенных исследований ВНИИ МВД России, свыше трети граждан не удовлетворены деятельностью милиции, а более 40% считают, что органы внутренних дел не способны обеспечить должный общественный порядок и личную безопасность. В результате зарегистрированная преступность составляет лишь одну третью часть от ее общего массива. Таким образом, свыше 6 миллионов преступлений в год оказывается вне регистрации. Около 60% опрошенных жертв преступлений не обращались в правоохранительные органы. Основные причины необраще-ния граждан в правоохранительные органы: сомнение в результативности их работы (54%), нежелание быть втянутым в затяжной судебный процесс (26%), опасения наступления неблагоприятных последствий (26%).

Процесс развития гласности, начатый в 90-х годах, привел к тому, что информационное поле стало жить по своим, зачастую далеким от интересов общества и государства, законам. И эти законы не всегда вписываются в моральные и нравственные нормы. Термин “четвертая” власть точно отражает амбиции средств массовой информации, стремящихся мощно и эффективно воздействовать на сознание населения.

С целью уменьшения влияния средств массовой информации на население России необходимо срочное введение действенных форм государственного контроля, эффективных мер защиты духовного мира граждан от идейнонравственного растления на основе положительных исторических традиций русского народа.

Как представляется, самый доступный и быстродействующий путь исправления создавшегося положения — использование самих средств массовой информации, но с применением эффективных методов социального контроля, исходя из интересов всего общества, а не ограниченной его части.

К антикриминальным факторам, препятствующим развитию организованной преступности, следует отнести, в частности, уважение исторических традиций русского народа; воспитание чувства любви к государству, а также религиозных чувств. Важно ослабить пропаганду культа денег, насилия и т.п. Именно общесоциальная профилактика призвана нейтрализовать тот комплекс причин, который порождает организованное противодействие правоохранительным органам и организованную преступность в целом. В скоординированной программе контроля над преступностью профилактика должна выступать и целью, и конечным результатом. Основным содержанием борьбы с преступностью должно быть формирование у населения менталитета с отрицательным или, лучше сказать, непримиримым отношением ко всякому злу.

На наш взгляд, только комплексный подход даст возможность связать предупреждение преступности с проблемами экономики, политики, общественного сознания, а пока его отсутствие приводит к тому, что происходит широкое и целенаправленное внедрение преступной психологии в общественное сознание. Жаргон мест лишения свободы и иные негативные явления стали привычными для слуха граждан России, его широко используют и средства массовой информации.

Кроме того, одновременно деятели организованной преступности обеспечивают “тылы” и пополнение: им выделяются средства для оказания помощи инвалидам, пенсионерам, привлечения части населения на свою сторону.

Идет активная работа и по вовлечению молодежи в преступную деятельность. Для этого используются следующие способы: 1) предложения, просьба, угрозы, уговоры, которые нередко сопровождаются совместным употреблением спиртных напитков, наркотических и иных одурманивающих средств (25%); 2) подкуп несовершеннолетних деньгами, модными вещами и другими “престижными” предметами (17%); 3) втягивание в долги при помощи займов, азартных игр и т.п., впоследствии — “прощение” карточного или иного долга, который подросток не в состоянии вернуть (18%); 4) обман относительно целей и мотивов совершаемых действий, в которые втягиваются подростки (9%); 5) возбуждение чувства мести и злобы на основе таких специфических особенностей подростковой психологии, как повышенное внушение, возбуждение, эмоциональность (15%); 6) психологическое насилие в виде распространения позорящих несовершеннолетнего сведений (шантаж) или запугивания физической расправой (27%); 7) физическое насилие, проявляющееся в форме побоев, избиений, изнасилования (мужеложство) (8%); психическое вкупе с физическим воздействие, по нашим данным, составляет более 35%, это особая форма принуждения, являющаяся распространенным методом вовлечения подростков в организованную преступную деятельность; 8) обещание перспективы принять в сообщество “воров в законе” и др. (2).

Процесс нравственной эрозии не обошел и правоохранительные органы. Часть сотрудников, не имеющих твердых моральных убеждений и установок, постоянно соприкасаясь с криминальной средой, впитывают ее идеологию, становятся пособниками преступников. Особую озабоченность вызывает то, что в структуре правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, значительно выросла доля общеуголовных преступлений.

Мы считаем, что эти негативные явления нередко обусловлены одними и теми же причинами. Среди них — отсутствие в ряде органов тщательного отбора кандидатов на службу, поверхностная проверка деловых и моральных качеств, низкий уровень служебной дисциплины, недостаточная требовательность, а порой и беспринципность руководителей к себе и подчиненным, профессиональная деформация личности некоторых сотрудников, отсутствие системы организации борьбы с коррупцией и т.п.

Представляется целесообразным ужесточить требования к деловым и моральным качествам кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и образовательные учебные заведения МВД России. С этой целью необходимо использовать оперативные подразделения по отработке возможных связей канди- датов с преступной средой, их неформальных отношений с коммерческими и иными организациями, контактов с бывшими сотрудниками органов внутренних дел, уволенными по дискредитирующим обстоятельствам. Кроме того, целесообразно организовать учет лиц, уволенных по отрицательным мотивам, наладить контроль за их поведением и связями с действующими сотрудниками органов внутренних дел.

Важно изменить систему деятельности органов внутренних дел в вопросах укрепления законности. Даже рост числа сотрудников, привлеченных к ответственности, но выявленных собственными силами, должен оцениваться как положительное явление.

Список литературы Социально-психологические причины и условия, способствующие организованному противодействию правоохранительным органам

  • Ефремов В. Воровской орден. Путешествие за ужасом. -Симферополь: Таврида, 1994. -С.121-122.
  • Калугина Н.Г. Влияние общеуголовной и организованной преступности на развитие криминального профессионализма и организованности в преступности несовершеннолетних//Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации: Материалы научно-практической конференции. -М.: ЮИ МВД России, 1997. -С. 181-182.
  • Солженицын А. Архипелаг Гулаг. -М., 1981. -С.403-404.
Статья