Социальное проектирование как механизм построения эффективной системы местного самоуправления

Автор: Балакирева Софья Юрьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2022 года.

Бесплатный доступ

Местное самоуправление рассматривается как динамичная социальная система, направленная на удовлетворение основных жизненных потребностей населения определенной территории. Доказывается, что возникающие в процессе развития системы отношения делают её зависимой от окружающего мира, заставляют приспосабливаться к нему, вступать во множество социальных взаимодействий, что приводит к трансформации системы, потере ее эффективности. Делается вывод о том, что в настоящий момент созрела потребность в новом управленческом мировоззрении. Специфика местного самоуправления как социального объекта потребовала новых, концептуальных основ построения эффективной системы, реализующей принципы демократии и формирующей гражданское общество. В качестве возможного концептуального инструмента, обеспечивающего решение данной задачи, выступает социальное проектирование как процесс по созданию идеального объекта - модели, материализующейся впоследствии в формах социальной жизнедеятельности.

Еще

Социальное проектирование, модель, система, местное самоуправление, социальные изменения, процессуальные трансформации, факторы, механизм реализации

Короткий адрес: https://sciup.org/149140400

IDR: 149140400   |   DOI: 10.24158/fik.2022.6.13

Текст научной статьи Социальное проектирование как механизм построения эффективной системы местного самоуправления

Введение . Местное самоуправление по своей сути представляет собой сложную динамическую социальную систему, сложившуюся исторически на фоне многовековых российских традиций. В результате развития определился основной её принцип – достижение согласия между интересами государства и населения, а также основная цель – удовлетворение потребностей населения определенной территории.

Достижение указанной цели возможно лишь в случае достаточной обеспеченности необходимыми для этого внешними и внутренними ресурсами, направленными на удовлетворение

индивидуальных и коллективных интересов граждан путем принимаемых органами местного самоуправления решений и действий.

Однако возникающие при этом внешние и внутренние ограничения, связанные с недостаточностью собственных ресурсов и определенным уровнем отношений с другими структурами, обуславливают зависимость системы местного самоуправления от окружающего мира, заставляют приспосабливаться к нему, вступать во множество социальных контактов.

Взаимодействие органов местного самоуправления с государством, их определенная система отношений, характеризующаяся патернализмом и жестким подчинением, делает муниципалитет зависимым элементом политической системы. Необходимость реализации экономической и хозяйственной функций, чаще всего при финансовой необеспеченности, предполагает неравноправное взаимодействие с рядом немуниципальных хозяйствующих субъектов. Систематическая обратная связь с общественностью требуется для обеспечения легитимности и доверия к органам местной власти со стороны народа.

Основная часть . В силу такой открытости и зависимости система местного самоуправления подвержена множеству социальных изменений. Она вынуждена приспосабливаться к многообразным переменам, охватывающим как целостную систему, так и её социальную структуру – общности, группы, институты, организации, статусы и роли отдельных личностей, их взаимодействие между собой и с любыми структурными компонентами системы (Кармадонов, Степаненко, 2012).

В процессе функционирования происходит дифференциация системы местного самоуправления, переструктурирование системы, когда ее основные компоненты композиционно реорганизуются (Парсонс, 1996).

Наблюдаются также процессуальные трансформации, когда меняется поведение индивидов и их групп в новых социальных ситуациях либо по-иному выстраивается взаимодействие людей с теми или иными социальными институтами (Щедровицкий, 1981).

Кроме того, некоторая совокупность социальных изменений связана и с трансформацией функций местного самоуправления. Хотя они отличаются, исходя из целеполагания, определенной устойчивостью и стабильностью, системные изменения вносят свои коррективы в их характеристику и реализацию.

И наконец, большую группу социальных переменных составляют социокультурные преобразования, связанные с многоплановым процессом общественной динамики, в ходе развертывания которого меняются ценности, нормы и образцы поведения, то есть основополагающие принципы культуры (Блауберг и др., 1978).

Данные социальные изменения взаимосвязаны друг с другом и своей совокупностью, с одной стороны, воплощают многообразие проявлений общественной динамики, обеспечивающей развитие системы, а с другой – делают её внутренне неустойчивой, что подтверждается уже более чем тридцатилетним реформированием местного самоуправления в России, так и не приведшим к эффективному функционированию данного института.

С начала 1990-х годов осуществляется трансформация системы местного самоуправления. Сложившаяся за данные годы специфика властных отношений привела к ограниченности и условности местной автономии. Наряду с недостаточной дифференциацией компетенций регионального самоуправления и вышестоящего уровня публично-властной системы, ограниченностью местной фискальной автономии, чрезмерным государственным контролем это проявилось в виде слабой гражданской инициативы населения в процессе формирования управления «снизу».

Поправки в законодательные акты (отказ от прямых выборов мэров в пользу их конкурсного отбора; укрупнение муниципальных образований, трансформация понятий городских и сельских поселений и др.) превратили местное самоуправление в муниципальное управление (Забнева, 2021).

В результате избыточное сосредоточение административных ресурсов у власти региональной привело к подавлению экономической самостоятельности муниципальных образований; обусловило перераспределение собственности в пользу финансово-промышленных групп либо непосредственно региональных политических элит, что в свою очередь привело к торможению процесса становления «среднего класса» как ключевого актора гражданского общества.

Полученный опыт достаточно объективно продемонстрировал потребность в новом управленческом мировоззрении. Специфика системы местного самоуправления как социального объекта, многовекторность его развития требуют концептуальных основ построения эффективной системы местного самоуправления, реализующей принципы демократии и формирующей гражданское общество. Возможным концептуальным инструментом, обеспечивающим решение данной задачи, является социальное проектирование (Патрушев, 2008).

Согласно теории В. Розина социальное проектирование – это процесс по созданию идеального объекта, который получает выражение в определенной знаковой форме – модели (Розин,

1984). Она являет собой первичный вид реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении, смоделированный объект имеет реальную основу, обусловленную реальными факторами.

Именно набор исходных факторов лежит в основе определяющих черт модели местного самоуправления, а также формирует требующийся для его функционирования и развития механизм.

Ключевым является исторический фактор. Именно он, во-первых, позволяет рассматривать генезис идеи самоуправления как системы; во-вторых, дает возможность определить характер тех или иных этапов его развития, выделить их политические, правовые, экономические и социальные особенности; в-третьих, несмотря на радикальную смену парадигм общественного развития, помогает установить общие тенденции функционирования системы местного самоуправления.

Экономический фактор обуславливает право субъекта принимать под свою ответственность экономические решения. Речь идет о праве распоряжаться муниципальный собственностью, финансовыми, экономическими и природными ресурсами, организовывать деятельность хозяйствующих структур, то есть о самостоятельном регулировании экономических отношений на определенной территории.

Политико-правовой фактор позволяет нормировать права местного самоуправления, устанавливать гарантии, определять уровень и меру ответственности органов власти, а также механизмы регулирования и регламентации установленных правовых отношений.

Представление о муниципальном образовании как о территориальной общности, обладающей свойствами относительной завершенности и целостности, характеризующейся едиными интересами населения и социальных групп, сформированными на основе выработанных образов социальной справедливости, обуславливает социокультурный фактор. С ним связана ориентация на широкое привлечение граждан к управлению через общественные структуры и институты демократии. Этот фактор обуславливает овладение идеями самоуправления представителями власти всех уровней и самим населением, отказывающимся от пассивного ожидания в пользу сознательной активности по отношению к жизнедеятельности местного социума.

Данные факторы в совокупности определяют фундаментальные основы модели местного самоуправления. Целевая ее установка определяется как создание условий для жизнедеятельности человека. В таком случае в качестве критериев эффективности могут выступать главные компоненты человеческого потенциала: социально-демографический, социально-экономический и социокультурный (Заславская, 2005).

Социально-демографический потенциал определяется состоянием физического и психического здоровья граждан, их объективными возможностями реализовывать себя в обществе, вести активную, полноценную жизнь, получать необходимые социальные услуги и гарантии; а также сбалансированностью возрастных и гендерных показателей, уровнем и качеством образования граждан.

Социально-экономический потенциал отражает возможности реализации трудовых и интеллектуальных ресурсов населения на той или иной территории. Он складывается из таких показателей, как уровень квалификации и профессионализма экономически активных граждан, уровень и структура их занятости, степень социальной защищенности. Сюда же относятся уровень и качество потребностей и платежеспособного спроса населения на материальные и социальные блага как один из индикаторов эффективности реализации данного потенциала.

Социокультурный потенциал связан с процессом социализации, с качественными характеристиками представленных на территории социальных общностей, со степенью готовности и способности разных групп и слоев к взаимодействию для достижения общих целей. Он отражает и само-организационные способности индивидов, уровень их гражданской активности и ответственности, способности к формированию общественно-политических структур. Вовлечение населения в гражданские практики определяет степень развития у них правовой активности, осознание людьми своих прав и свобод, своей индивидуальности, умение защищать свои интересы, что в свою очередь способствует становлению сил, побуждающих к развитию территориальной общности.

Именно полноценная реализация человеческого потенциала выступает в качестве критерия оценки эффективности местного самоуправления.

Заключение . Итак, социальное проектирование дает возможность разработать концептуальную модель эффективного местного самоуправления. В основе ее лежит совокупность исходных факторов. Они определяют специфику, характер и основные черты данной структуры, формируют механизм, под воздействием которого происходит функционирование и развитие местного самоуправления. Обозначенные факторы являются тем фундаментом, на котором при построении модели базируются структурные элементы, обусловленные территориальной спецификой.

В качестве критериев эффективности модели выступают главные компоненты человеческого потенциала: социально-демографический, социально-экономический и социокультурный.

Список литературы Социальное проектирование как механизм построения эффективной системы местного самоуправления

  • Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39-52.
  • Забнева Э.И. Специфика национальной модели гражданского общества в ракурсе законодательных изменений // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2021. № 3. С. 121-124.
  • Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 13-25.
  • Кармадонов О.А., Степаненко А.С. Управление социальным изменением: методологический аспект // Дискуссия. 2012. № 8. С. 95-97.
  • Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 478-494. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. М., 2008. 320 с.
  • Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 100-111.
  • Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования. М., 1981. С. 193-227.
Статья научная