Социальное самочувствие жителей Бурятии (по данным социологических исследований 2018-2019 гг.)
Автор: Петрова Елена Викторовна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 5, 2020 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассмотрены основные показатели социального самочувствия населения Республики Бурятия, связанные с удовлетворенностью жизнедеятельностью и восприятием перспектив будущего. Сделан вывод о росте миграционных потоков из республики на фоне неблагоприятных показателей социально-экономического развития. Отмечено характерное для российских регионов противоречие между оптимистичными настроениями населения, обусловленными непритязательностью жизненных стратегий, и весьма скромными условиями жизни, а также лидерством республики во всевозможных антирейтингах качества жизни среди субъектов Российской Федерации. Сформулированы рекомендации для изменения ситуации в лучшую сторону, направленные на повышение уровня и качества жизни, решение проблем социально-экономического характера, преодоление инфраструктурной и пространственной поляризации развития территории. Автор подчеркивает, что большое значение имеют усилия и действия местного населения, направленные на позитивные преобразования в регионе.
Социальное самочувствие, республика бурятия, миграционные потоки, жизненные стратегии, качество жизни, оптимизм
Короткий адрес: https://sciup.org/149134392
IDR: 149134392 | DOI: 10.24158/tipor.2020.5.3
Текст научной статьи Социальное самочувствие жителей Бурятии (по данным социологических исследований 2018-2019 гг.)
Трансформация социальной структуры современной России, а также кризисные явления в экономике и продолжающиеся реформы в социальной сфере привели к снижению уровня жизни и дифференциации населения, углублению социального неравенства, что непосредственно повлияло на социальное самочувствие населения, которое характеризует оценку социальных изменений в обществе и государстве, а также отражает уровень адаптации к новым условиям. Т. е. социальное самочувствие является одним из значимых индикаторов развития страны и качества жизни.
На социальное самочувствие влияют объективные и субъективные факторы, к которым можно отнести уровень социально-экономического и пространственного развития региона, образование, возраст, сферу занятости человека или группы. Территориально-поселенческая неоднородность страны и разный уровень качества жизни в регионах заметно дифференцировали возможности жителей разных населенных пунктов для конвертации своих активов в ресурсы или капиталы. Чем более высокими показателями развития и качества инфраструктуры отличается населенный пункт, тем больше возможностей у его жителей для выстраивания стратегий восходящей мобильности и формирования более позитивных социальных настроений.
Существует множество определений социального самочувствия. Мы рассматриваем его как «интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, которая складывается из соотношения между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта» [2, с. 50], «комплексный показатель состояния комфортности в окружающей среде» [3, с. 41]. Индикаторами социального самочувствия выступают «удовлетворенность индивидуальными и социальными условиями жизни, наличие и специфика субъективно переживаемой неопределенности жизненной ситуации» [4, с. 94; 5, с. 135].
В 2018-2019 гг. социологическая группа Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук провела социологическое исследование межнационального согласия в Республике Бурятия по гранту РФФИ. Методом анкетирования (са-мозаполнения) было опрошено 900 человек (2018 г. - городское население, 500 человек; 2019 г. -сельское население, 400 человек), взято 24 глубинных интервью. Выборка многоступенчатая, квотная (пол, возраст, образование, национальность). Объем генеральной и выборочной совокупностей определялся на основе итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. При разработке инструментария мы опирались на методику ФНИСЦ РАН [6, с. 14].
Исследование межнационального согласия невозможно без изучения социального самочувствия, поэтому мы имеем возможность проанализировать некоторые параметры удовлетворенности жизнью населения республики, вопросы о которых были включены в анкету исследования. По многим показателям рейтинга социально-экономического развития субъектов РФ Республика Бурятия находится в последней десятке (качество жизни, уровень доходов, работа транспорта, медицинское обслуживание и т. д.). Т. е. имеют место давние накопившиеся проблемы, которые в настоящее время весьма успешно решает команды нового главы республики А.С. Цыденова, избранного в 2018 г., и мэра г. Улан-Удэ И.Ю. Шутенкова, избранного в 2019 г.
Низкий уровень качества жизни, безработица и холодный климат формируют миграционные настроения жителей Бурятии. В последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка и выросло число онкологических заболеваний, что также повлияло на рост миграции из республики. Уезжают, как правило, в Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Новосибирск, Иркутск. В последние годы популярными направлениями становятся зарубежные страны - США, Южная Корея, Монголия, куда едут не только на постоянное место жительства, но и на заработки. В основном мигрируют молодые, амбициозные и образованные люди, часто с семьями, чтобы у детей были более широкие возможности для получения образования [7].
Так, по данным Росстата, в 2018 г. миграционная убыль населения Бурятии составила 4 577 человек, этот показатель примерно на треть (33,6 %) выше, чем в 2017 г. Приехавших в республику было меньше (13 277 чел.), чем тех, кто ее покинул (17 854 чел.) [8]. В 2019 г. динамика сохранилась: 30,5 % составила межрегиональная миграция. В другие регионы России уехали 1 172 человека, в основном в Центральный (838 чел.), Северо-Западный (599 чел.) и Южный (308 чел.) федеральные округа, меньше - в Сибирский (164 чел.) и Приволжский (91 чел.) [9].
Однако, несмотря на укоренившийся статус депрессивного региона, изменившуюся в худшую сторону экологическую обстановку и высокую миграцию населения, жители республики вполне оптимистично смотрят в будущее. Как оказалось, своей жизнью удовлетворена большая часть опрошенных (63 %), треть (32 %) не удовлетворена, затруднились ответить 5 %. Считают себя счастливыми также большинство (66 %), несчастными - 5,4 %, и треть не задумывались об этом.
В меньшей степени удовлетворены жизнью жители в предпенсионном возрасте 50–59 лет (53,5 %) по сравнению с другими возрастами (соответственно 18-29 лет - 62 %, 30-39 лет -61,1 %, 40-49 лет - 64,5 %, б0 и старше - 75 %), неверующие (57,4 %) по сравнению с верующими (65,6 %). По полу, образованию и национальности различий не было обнаружено. Говоря о будущем, респонденты чаще испытывают положительные эмоции: надежду (46,1 %), оптимизм, уверенность в будущем, (32 %), спокойствие, но без особых надежд (30 %), реже негативные: тревогу, опасения (28,3 %), раздражение (8 %), безысходность (9 %), страх, отчаяние (6 %).
Мужчины более оптимистично смотрят в будущее (36 %), чем женщины (28,5 %), так же как и спокойнее (соответственно 32 % и 28 %), в то время как женщины чаще испытывают тревогу и опасения (35,1 %), чем мужчины (20,5 %). Городские жители настроены более позитивно, чем сельские.
Чем выше уровень образования у респондентов, тем меньше у них оптимизма и уверенности в будущем. Так, респонденты с высшим образованием менее всего уверены в будущем (28 %), в отличие от тех, кто имеет среднее профессиональное (32 %) или среднее образование (34 %). Также они продемонстрировали меньше спокойствия (соответственно 23,3 %, 31 % и 33 %) и больше тревоги (35 %, 31 %, 22 %). Данную закономерность подтверждают и опросы экспертов, проведенные нами в ходе мониторинга межнациональных отношений в республике в 2016-2019 гг. (анкетирование, фокус-групповые дискуссии, глубинные интервью), среди которых были преимущественно высокообразованные и статусные респонденты (политическая и научная элита), значительная часть которых настроена весьма критично, оценивая собственный уровень жизни в республике, и пессимистично смотрит в будущее [10].
Мнения респондентов относительно уровня жизни в республике разделись примерно поровну: 35 % опрошенных посчитали, что «все не так плохо и жить можно», почти столько же - что «жить трудно, но можно терпеть» (36,6 %), 18 % - «все очень плохо и терпеть невозможно» и только 6,4 % заявили, что «все идет хорошо». При этом половина опрошенных (50 %) отмечала, что практически все получаемые доходы идут на питание, оплату коммунальных платежей и одежду, а чтобы приобрести вещи или бытовые приборы длительного пользования, необходимо брать кредиты. И это подтверждают данные статистики: Бурятия входит в число лидеров в РФ по закредитованности населения и слабой платежеспособности [11].
Но респонденты не отчаиваются и стараются получить дополнительные заработки. Те, кто преимущественно проживают в сельской местности, «выращивают овощи, ягоды на дачном участке, огороде» (29,4 %) или «собирают дикоросы» (11 %). Также опрошенные отмечали, что «постоянно или периодически подрабатывают» (29 %); «работают на второй работе или одновременно в нескольких местах» (23,1 %); некоторые пытаются найти новую работу и более высокие заработки (16 %), кому-то помогают родственники (16,6 %), кто-то занимает деньги (14 %); 10 % «получают дополнительное образование»; 7 % «уже получили новую квалификацию», и лишь 6,4 % респондентов « ничего не предпринимают, так как ничего не могут сделать».
Проводя в 2018 г. социологическое исследование «Межпоколенческий анализ социальных настроений жителей Бурятии» (первый этап, население г. Улан-Удэ), мы установили, что, несмотря на объективно проблемные показатели социально-экономического развития республики (лидерство в российских антирейтингах), которые свидетельствуют о невысоком качестве и уровне жизни в республике, жители столицы настроены вполне позитивно [12].
Оказалось, что эмпирические результаты по городскому населению республики аналогичны данным по республике и в целом свидетельствуют об удовлетворительном социальном самочувствии жителей Бурятии, большинство из которых настроены вполне оптимистично, несмотря на существующие социально-экономические проблемы и рост миграционных настроений. Причина такого противоречия, возможно, кроется в «невысоком уровне притязаний опрошенных, их нежелании признавать какие-либо проблемы в качестве серьезных, а также традиционной российской терпеливости» [13]. Кроме того, подавляющее большинство населения республики (особенно возрастное) вряд ли когда-нибудь решится поменять место жительства и выехать из Бурятии (в том числе по причине отсутствия денег на переезд и в силу смутных, неясных после переезда перспектив), а потому старается акцентировать внимание в основном на повседневных и позитивных моментах жизни, оставаясь патриотами своей малой Родины и, может быть, проявляя так называемый «сибирский характер» в решении каких-то проблем. Как сказал один из наших экспертов на фокус-групповой дискуссии в г. Улан-Удэ (2018 г.), озвучивая причину низкой привлекательности республики для иностранных мигрантов: «Нас спасает наша бедность».
Таким образом, анализ результатов проведенного в Бурятии исследования показал, что способы повышения уровня и качества жизни населения республики, уменьшения социального неравенства и улучшения социального самочувствия жителей лежат в плоскости ускорения темпов социально-экономического развития региона, сбалансированного пространственного развития территории, строительства инфраструктурных объектов, уменьшения миграционных настроений среди молодежи и создания новых рабочих мест с достойной заработной платой. Также большое значение имеют усилия и действия местного населения, направленные на позитивные преобразования в регионе и привлечение для этого финансирования. Включение республики в ноябре 2018 г. в состав Дальневосточного федерального округа и в феврале 2019 г. в Дальневосточный макрорегион следует рассматривать как фактор ускорения темпов экономического роста, процессов технологического, производственного и социального развития и сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни.
Ссылки:
Редактор, переводчик: Меньшикова Екатерина Олеговна
Список литературы Социальное самочувствие жителей Бурятии (по данным социологических исследований 2018-2019 гг.)
- Исследование проведено и статья подготовлена по гранту РФФИ, проект № 18-411-030010 "Межнациональное согласие в Республике Бурятия в изменяющихся социально-политических условиях"
- Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50-55
- Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Социальные ресурсы и адаптация к риску: выбор стратегии (на примере социальной общности в ситуации конкретного риска) // Социальная наука и социологическая практика. 2014. № 4 (8). С. 25-49
- Корнилова М.В. Институт социальной защиты населения в условиях усиления социальных рисков (на примере социального обслуживания пожилых граждан г. Москвы): дис…. канд. соц. наук. М., 2012. 201 с
- Корнилова М.В. Социальное самочувствие: понятие и основные показатели // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 3. С. 135-138