Социальный портрет городских жителей: анализ на основе эмпирических данных (на примере города Бишкек)

Автор: Исаков Б.Б.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Социальные и гуманитарные науки

Статья в выпуске: 7 т.11, 2025 года.

Бесплатный доступ

На основе эмпирических интервью анализируются особенности социального поведения жителей города Бишкек. Цель исследования - определение типичных социальных тенденций и ментальных особенностей в повседневной жизни горожан с социологической точки зрения. В ходе исследования были выявлены следующие явления: тенденция не планировать будущее и "жить сегодняшним днем", ограниченное использование городского пространства, слабость социальных связей, низкий уровень материальных амбиций и стремление не выходить из зоны комфорта. Также были отмечены различия в жизненных стратегиях внутренних мигрантов из села и молодежи, родившейся и выросшей в городе. В статье использованы такие теоретические направления, как теории Энтони Гидденса, Пьера Бурдьё и Рональда Инглхарта, полученные данные интерпретированы посредством социологических понятий. Результаты исследования показывают актуальность таких проблем в общественном менталитете городских жителей, как пассивность и социальная изоляция.

Еще

Урбанизация, городские жители, социальное поведение, менталитет, эмпирическое исследование, социальные связи, бишкек

Короткий адрес: https://sciup.org/14133375

IDR: 14133375   |   DOI: 10.33619/2414-2948/116/61

Текст научной статьи Социальный портрет городских жителей: анализ на основе эмпирических данных (на примере города Бишкек)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №7 2025

УДК 316.334.56                                    

Город — это не просто географический регион или инфраструктурная структура, это уникальное социальное пространство, в котором формируются образ жизни людей, социальные отношения и формы мировоззрения. Процесс урбанизации в последние десятилетия в Центральноазиатских государствах, особенно в Кыргызстане, протекает с особой скоростью. Город Бишкек, как столица, ставшая центром этого процесса, превратился в очаг социальных и экономических возможностей для внутренних мигрантов, стекающихся со всей страны. Однако то, как городская жизнь изменила сознание, поведение и социальное взаимодействие людей, остается вопросом, который еще не глубоко изучен в урбанистической социологии Кыргызстана. На основе эмпирических интервью анализируется жизненный опыт, ожидания, общественные связи и восприятие городского пространства молодежи из различных социальных слоев, проживающей в городе Бишкек. Особое внимание уделяется различиям в социальном поведении и мировоззрении молодежи, родившейся и выросшей в городе, и молодежи, переехавшей из регионов. Актуальность исследования заключается в том, что общественный менталитет, культурная адаптация и социальная инертность городских жителей Кыргызстана являются важными факторами для понимания общих изменений в обществе. Городские жители характеризуются такими моделями поведения, как «жить сегодняшним днем», высокий уровень непланирования будущего, избегание общественных связей, нежелание выходить из зоны социального комфорта. Эти явления тесно связаны с существующими экономическими, культурными и социальными структурами. Используются теоретические подходы, такие как «теория структурации» Энтони Гидденса, «познавательный габитус» Пьера Бурдьё и «система культурных ценностей» Рональда Инглхарта, а полученные данные интерпретируются на социологическом уровне. На основе этого анализируется, как формируется менталитет городских жителей и как этот процесс влияет на общественное развитие. Быстрый ритм городской жизни способствует формированию нового социо-психологического типа, характеризующегося отчуждённостью и потребительскими ценностями. Эта среда формирует идентичность горожанина, приводя к зависимости от технологий и предпочтению виртуальной реальности как способу ухода от социальных проблем [1].

Городской образ жизни формирует портрет горожанина через индивидуальные восприятия и переживания, влияя на его ментальные карты и эмоциональную привязанность к городской среде, в конечном итоге способствуя формированию уникальной идентичности и образа города [2].

Городская повседневность влияет на становление портрета горожанина через эмоциональные и психологические переживания, порождая многогранные идентичности, формирующиеся в результате социальных взаимодействий, отчуждения и хаотичной среды, что в конечном итоге отражает стремление индивида к признанию и самореализации [3].

Городской стиль жизни формирует мышление, поведение и межличностные отношения, способствуя появлению новых городских типов. Эти типажи демонстрируют потребительские наклонности, поверхностные связи и гибкость, отражая влияние социальных изменений и капиталистической системы на их идентичность [4].

Настоящая работа не рассматривает напрямую, как стиль жизни влияет на формирование портрета горожанина. Она сосредоточена на параллельном развитии образов города и человека, особенно в контексте репрезентаций Рима [5].

Феномен «жизни сегодняшним днем»: социологическая интерпретация. Феномен «жизни сегодняшним днем» как специфическая ментально-поведенческая (аттитюдная) особенность городского образа жизни все больше наблюдается в современном кыргызском обществе, особенно в столичных городах. Этот феномен характеризуется безразличным отношением некоторых молодых горожан к идее стратегического планирования будущего, игнорированием долгосрочных целей и ответственности, предпочтением жизни сегодняшним удовольствием и развлечениям.

Данное явление отчетливо проявилось в эмпирических интервью: среди участвовавшей в исследовании молодежи встречаются индивиды, которые не планируют свое экономическое будущее, не рассматривают оказание материальной помощи родителям как личную обязанность, не придают особого значения социальным обязательствам и в основном посвящают свое время развлечениям, пребыванию в социальных сетях или индивидуальным удовольствиям. Эта модель поведения отражает определенную ментальную структуру, формирующуюся в городской жизни, и тенденцию «безразличия к будущему» среди молодежи. Этот феномен противоречит концепции «рефлексивного индивида» Энтони Гидденса в современном обществе. С точки зрения Гидденса, современный индивид характеризуется как активный агент, который постоянно анализирует свою жизнь, пытается планировать и управлять ею посредством рефлексии. Он формируется под влиянием социальной структуры и в то же время является важным субъектом, воссоздающим эту структуру. Однако наблюдаемое среди бишкекской молодежи поведение «жизни сегодняшним днем» свидетельствует об ослаблении потенциала быть именно этим рефлексивным субъектом. Глубинные причины такой модели поведения можно рассматривать и в социально-экономическом контексте. В некоторых случаях такой образ жизни может быть обусловлен отсутствием стабильных рабочих мест, жилищными проблемами, неработающими социальными лифтами. В этом случае «жизнь сегодняшним днем» может интерпретироваться не просто как результат поиска удовольствий, а как адаптационная реакция социального слоя, живущего в условиях системной нестабильности.

Наряду с этим, данное явление можно рассматривать и как локальное проявление «фрагментированных идентичностей» и практик «жизни в моменте» в постмодернистском обществе. Постмодернистские теории (например, Жана Бодрийяра, Зигмунта Баумана) описывают крах долгосрочных ценностей в обществе, поверхностное, скользящее участие в жизни и рост менталитета, основанного на удовольствиях, через подобное поведение.

В заключение следует отметить, что феномен «жизни сегодняшним днем» следует рассматривать как многогранный социологический феномен, связанный со структурами городской жизни, психологическим состоянием городских жителей и влиянием социальных трансформаций. Это явление заслуживает изучения как одна из новых ментальных моделей и адаптационных стратегий, формирующихся в условиях урбанизации.

Феномен «низкой мобильности» и неосвоения физического пространства: показатель пассивности в урбанистической среде. Динамика городской жизни, как правило, требует широкой мобильности, адаптации к различным пространствам и активного взаимодействия с физической средой. Однако результаты проведенного исследования выявили пассивное и даже ограниченное отношение некоторых городских жителей, особенно молодежи, к физическому пространству. Большинство респондентов ограничивались своим районом проживания и не проявляли интереса к более широкому познанию городского пространства. В некоторых случаях исследование показало, что молодые люди, проживающие в городе Токмок, даже не полностью знали улицы своего района. Это явление связано с феноменом высокого уровня «низкой мобильности».

Физическое пространство – это не просто географическая среда, оно, в интерпретации Пьера Бурдьё, является важным компонентом социальной практики и формирования индивидуальной идентичности. Согласно пространственной социальной теории Бурдьё, каждое пространство – это определенное «социальное поле», то есть динамичная среда, в которой происходит борьба с собственными правилами, ресурсами и видами капитала. Индивиды вырабатывают определенные стратегии для занятия места в этом поле и осваивают это пространство через свой «габитус».

Однако исследование показывает, что городские жители не заинтересованы в установлении глубокой связи с этим «полем». Их мобильность низкая, намерение и действия по исследованию, пониманию и освоению пространства ограничены. Это свидетельствует о низком уровне пространственного капитала городских жителей и о том, что они не активно реализуют позицию субъекта по отношению к физической среде. С социологической точки зрения, такая пассивность может быть объяснена несколькими факторами: 1) Фрагментация социальной инфраструктуры: в некоторых городах плохое межрайонное сообщение (дороги, транспорт, сети связи и т.д.) вынуждает горожан не выходить за пределы своего района. 2) Недостаток социального капитала: низкий уровень доверия между индивидами и поверхностность социальных связей могут создавать психологический барьер для посещения других частей города. 3) Отсутствие индивидуальной мотивации: у некоторых молодых людей низкий интерес к познанию пространства, поскольку они воспринимают город лишь как фон для повседневного потребления, а не как поле для развития, исследования и возможностей. 4) Разрыв исторических и культурных кодов: особенно у людей, приехавших в результате миграционных процессов, эмоциональная и культурная связь с городом может быть еще не сформирована. Этот феномен также соответствует понятию «текучей современности», введенному Зигмунтом Бауманом. С его точки зрения, современный человек не связывает себя надолго со своей жизненной средой, он живет фрагментированным жизненным опытом, скользит по разным пространствам, но не стремится глубоко их понять. Незнание городскими жителями своего пространства и неспособность установить с ним «семейные» отношения могут быть локальным проявлением этих глобальных тенденций.

В заключение следует отметить, что феномен «низкой мобильности» и неосвоения физического пространства является глубоким социально-ментальным показателем отношения городских жителей к своей жизненной среде. Это явление можно объяснить уровнем социального капитала, неразвитостью городской идентичности и пассивностью жизненных стратегий. Такое положение дел следует исследовать в связи с новыми социальными структурами, возникшими в процессе урбанизации.

Низкий уровень материалистического сознания. Одним из основных факторов, определяющих жизненную стратегию человека в социологических исследованиях, является его ценностная ориентация. Взгляды на жизнь, мировоззрение и мотивации городских жителей при определении своего жизненного пути во многом обусловлены тем, насколько они ориентированы на материальные или постматериальные ценности. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что для большинства респондентов накопление богатства, достижение успеха через бизнес или увеличение материальных ресурсов не являются главной целью. Вместо этого они предпочитают позицию «лишь бы близкие были рядом», «достаточно душевного спокойствия». Это свидетельствует о том, что для них внутренний покой, духовный комфорт и связь с близкими являются приоритетом. Это явление объясняется теорией постматериализма известного социолога Рональда Инглхарта. Инглхарт характеризует постматериализм как новую систему ценностей, возникающую в обществах, прошедших стадию удовлетворения материальных потребностей. По его мнению, в индустриальных и постиндустриальных обществах люди начинают придавать большее значение таким ценностям, как самореализация, права человека, качество жизни и духовное богатство, чем физическая безопасность и экономические достижения.

По словам Инглхарта, "Postmaterialist values emphasize autonomy and self-expression rather than economic and physical security." Другими словами, в современном

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №7 2025 урбанизированном обществе материальное достижение перестает быть абсолютным приоритетом, а вместо него важными становятся эмоциональное богатство и качество жизни.

В ходе исследования из 50 опрошенных 34 человека (68%) отметили «гармонию с близкими людьми», «качественную жизнь», «душевное спокойствие» в качестве главной цели в жизни. Для них не имущество или деньги, а проведение времени с важными людьми, связь с природой или занятие своим хобби составляют основу жизненных приоритетов. Ниже приведем выдержки из комментариев некоторых респондентов:

«Даже если я разбогатею, все пройдет. Главное, чтобы в семье были мир и здоровье».

«Те, кто гонится за деньгами, устают. Я стараюсь найти себя».

«Приехал в город, попробовал открыть бизнес, но оказалось, что важен не столько доход, сколько смех детей».

Такой взгляд показывает, что для определенного слоя городских жителей постматериалистические отношения и экзистенциальные приоритеты становятся актуальными. Проанализированные выше факторы отражают типичные тенденции в общественном поведении городских жителей. Процесс урбанизации оказывает существенное влияние на социальный менталитет, формируя свои уникальные особенности городской жизни. Однако эти особенности в некоторых случаях могут замедлять темпы социального развития. Нежелание городских жителей планировать будущее, ослабление социальных связей и низкая мобильность могут быть важным сигналом для социологических исследований. В соответствии с этими явлениями необходимо разрабатывать городскую социальную политику и гражданские инициативы в правильном направлении.

Статья научная