Социология и образование: перспективы взаимодействия
Автор: Ерошенко Татьяна Игоревна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 4 (60), 2014 года.
Бесплатный доступ
В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдельного человека, так и современной цивилизации в целом. В связи с этим новую значимость приобретает преподавание социологических дисциплин на разных уровнях образования. В статье поднимается проблема методологического арсенала современной социологии, в том числе и российской. В условиях современной ситуации, когда социология представлена множеством парадигм, а её методологический инструментарий постоянно меняется, большая ответственность лежит на педагогах, которым предстоит преобразовать её в учебную дисциплину. Сложная и значимая задача стоит перед преподавателями высшей школы. Необходимо научить будущих специалистов использовать социологические знания в их профессиональной сфере.
Концепция "фракталов" в социологии, метод в социологии, методологические тренды, образовательная и воспитательная функции социологии, социологическое знание в образовательном пространстве, образовательное пространство личности
Короткий адрес: https://sciup.org/14489767
IDR: 14489767
Текст научной статьи Социология и образование: перспективы взаимодействия
ЕРОШЕНКО ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)
EROSHENKO TATIANA IGOREVNA — Full Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of
Department of history and philosophy, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)
Движущими силами развития современной социологии являются исторические сдвиги в мировом сообществе. Во второй половине ХХ века произошла научно-техническая и информационная революции, усилились техногенные риски, процессы глобализации приобрели необратимый характер, причём открылась скрытая сторона этого процесса, заключающаяся в отстранении от всех национальных ценностей, норм и традиций. В осмысливании этих сдвигов в мировом сообществе социологии принадлежит ведущая роль. Социально-гуманитарное научное знание — сравнительно поздний продукт развития человеческой культуры. Споры о научности этого рода знания не утихают и в настоящее время. Например, В.В. Щербина указывает на то, что сегодня размываются предмет и функции социологии как специфической поведенческой науки. Это вообще ставит под вопрос её научный статус [5, с. 32].
В мировой социальной науке в настоящий моммент появляется целый ряд методологических трендов, которые неоднозначно оцениваются самим российским социологическим сообществом. Первый тренд можно обозначить как критическое обсуждение позитивизма и неопозитивизма, которое началось во второй половине ХХ века. В этом направлении на первый план выходят работы социальных философов марксистской, персоналистической, теологической, экзистенциалистской и др. ориентаций. Они поставили вопрос о том, насколько приемлема естественнонаучная методология в социальных или поведенческих науках. Именно здесь зарождается в современной как западной, так и российской социологии стремление отказаться от принятых критериев научности. Принадлежность социального знания к полноценным аналитическим наукам отрицает Ю. Хабермас. Логика изменения социального порядка сводится к эффективности обеспечения социальных коммуникаций, реализующих различные жизненные стратегии, что находит отраже- ние в популярности понятия «дискурс» и приводит социологию в поле нескончаемых языковых игр.
Второй тренд наглядно выражен у представителей франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Они, во-первых, выражают негативное отношение к государству и институтам власти и умаляют их роль для нормального функционирования социума. Во-вторых, представители франкфуртской школы всячески подчёркивают, что государство не включено в самоорганизующийся механизм контроля за жизнью общества. В-третьих, органы власти представляются ими как инстанция колонизации жизненного мира, от которой исходит опасность для свободы личности в обществе.
Третий тренд связан с работами феноменолого-конструктивистского направления (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, П. Вац-лавик, Э. фон Глазерсфельд, К. Герген, Р. Харре и др.). Они занимались изучением субъективных механизмов социального порядка и пришли к полной субъективации представлений о социальной реальности. В конечном счёте сомнению были подвержены социальные структуры и социальные институты, которые были сведены к проблеме построения языковых типов. Таким образом, наметился субъективистский поворот к изучению мотиваций социальных действий и агентный поворот (когда субъект заменяется актором, рушится новоевропейская субъект-объектная модель рациональности, поскольку акторы познают и отражают одновременно, то есть конструируют).
В-четвёртых, идеи феноменолого-конструктивистского направления были упрочены и существенно продвинуты таким направлением, как структурализм (К. Леви-Стросс). В работах представителей данного направления, а также представителей постструктурализма и отчасти — постмодернизма понятие «социальная структура» приобретает субъективистскую трактовку и су- ществует только за счёт действий социальных агентов. Постмодернисты (Ж. Бодрияр, Р. Будон, Дж. Деррида, Дж. Ритцер, М. Фуко и др.) вообще ставят под сомнение универсальную природу социальности в современном мире. По их мнению, ухватить многоликую, изменчивую, неопределённую, нарастающую рисками социальную реальность невозможно, поэтому традиционная наука об обществе невозможна [5, с. 36].
Очень важный тренд современной социологии, который является следствием постмодернистской критики прежней социологии, представляет собой обращение к критическим чертам нашего общества, таким как фрагментарность, случайность, хаос, спонтанное стечение обстоятельств, риски, эфемерное и т.д. (И. Пригожин, Г. Хакен, Е. Князева, С. Курдюмов, С. Гришунин и др.). Для этих целей в качестве методологического основания социального познания привлекается синергетика (социосинергетика), которая даёт возможность представить социальное бытие как сверхсложное, многоуровневое, сложное в управлении образование с самоорганизующимися процессами, то есть — как социальную систему, которая обладает потенциально творческим свойством.
Одними из основных функций социологии являются образовательная и воспитательная. Об ра зо ва тель ная и вос пи та тельная функции реализуются в школах, высшей школе, в образовательных программах телевидения, учителями, преподавателями социологии, ведущими программ ТВ. Л. А. Резванова указывает на то, что судьбу понятия «образования» разделяют такие, как «культура» и «мировоззрение» [3]. В условиях современной ситуации в социологии, когда она представлена множеством различных направлений и школ, очень сложно преобразовать её в учебную дисциплину. Если это и происходит, то только в высшей школе.
Цель социологического знания в образовательном пространстве состоит в том, чтобы донести до студента содержание важнейших достижений социологической мысли с учётом определённого уровня социализации его личности, что предполагает не просто передачу информации, а обучение определённым навыкам её использования как в практике повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Причём успешность социологического образования зависит от взаимодействия педагогов и студентов — как участников образовательного процесса одновременно. Педагог в процессе преподавания превращает социологическую информацию в знание, создавая осмысленные схемы её интерпретации, и побуждает у студентов стремление выработать своё мнение относительно усвоенной информации. Более того, социологическое знание в образовательном пространстве должно пробуждать творческий потенциал личности, чтобы студент на социальный мир, которому он принадлежит, посмотрел другими глазами и увидел то, чего не видел, находясь в плену обыденнопрактического сознания.
М. А. Кузнецов справедливо отмечает, что в педагогическом процессе русской школы очень важна культурная традиция, фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни [2]. Социологическое знание потому и занимает важнейшее место в образовательном пространстве, поскольку является инструментом социализации личности.
Сегодня необходимо вернуться к поиску смыслов жизни российского общества и создать социальную науку, в основе которой будет лежать идеология в самом широком смысле, позволяющая воссоздавать со-циоантропологическое пространство. Процесс воссоздания и расширения людьми своего социоантропологического мира есть социальный Автопоэзис, который ориентирует социологическую мысль на поиск научных основ вовлечения людей в творческий процесс сознательного и ответствен- ного сотворения социальной реальности. «Теория общества не может не включать в себя наряду с дескриптивными элементами социальных действий элементов нормативных. Она должна быть социальной теорией и социальной этикой одновременно»
[4, с. 22]. Именно в морали как ценностном ядре социума, так же как и две тысячи лет назад — времени появления первых христианских текстов [см.: 1, с. 30], следует видеть аттрактор, способный притягивать и объединять многоликое человечество.
Список литературы Социология и образование: перспективы взаимодействия
- Ерошенко И. П, Ерошенко Т. И. Проект Благовествований: двухтысячелетний диалог с миром//Научная мысль Кавказа. Приложение. 2001. С. 20-31.
- Кузнецов М. А. Концептуальное обоснование духовно-нравственного воспитания молодёжи [Электронный ресурс]//Интернет-журнал «Науковедение»: [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.
- Резванова Л. А. Герменевтика как методология подхода к анализу образования//Науковедение. Интернет-журнал: [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-3-13-RGSU.
- Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии//Социологические исследования. 2009. № 12. С. 16-25.
- Щербина В. В. Существует ли сегодня наука социология?//Социологические исследования. 2012. № 8. С. 31-41.