Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина

Бесплатный доступ

На основе разных подходов к пониманию предмета социологии права и ее места в системе общественных наук предпринята попытка обосновать ее положение как самостоятельной юридической дисциплины. На наш взгляд, данная позиция обусловлена генетическим происхождением социологии права и его спецификой. В условиях научного дискурса относительно предмета научной дисциплины признание его междисциплинарности представляется наиболее приемлемым вариантом для разрешения проблемы.

Право, социология права, концепции правопонимания, позитивизм

Короткий адрес: https://sciup.org/148327715

IDR: 148327715   |   DOI: 10.18101/2658-4409-2023-3-19-23

Текст научной статьи Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина

Богодухов Н. А. Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2023. Вып. 3. С. 19–23.

XIX век стал началом активного становления гуманитарных наук. Огромный объем эмпирического и теоретического материала антропологии, права, психологии, демографии давал ученым разные представления об обществе исходя из специфики каждого направления исследования. В свою очередь сама логика развития европейской науки требовала создания дисциплины, способной в обобщенной форме, абстрагированно от национальных и культурных особенностей государств сформировать представление о структуре, функциональных взаимосвязях и закономерностях, свойственных любому обществу.

Роль такой научной дисциплины взяла на себя социология. Сформировавшись на междисциплинарной основе, социология столкнулась с проблемой эклектичности предмета науки, что, в свою очередь, привело к дифференциации социологической науки и формировании на ее основе побочных отраслей, таких как социология права, экономическая социология, социология религии и т. п.

Актуальным остается вопрос об определении предмета социологии права и ее места среди других научных дисциплин. Это связано с тем, что развитие иных концепций правопонимания привело к тому, что остался целый блок, который теория права разрешить не может. К примеру, если право не является исключительно результатом нормотворчества государства, то каким образом происходит формирование правовых норм. В какой момент социальные нормы переходят в разряд правовых? Как позитивное право соотносится с правом, возникающим и формирующимся внутри общества?

Ответить на данные вопросы только исходя из методов теории права не представляется возможным, поскольку требуется более эмпирический подход к изучению предмета. Кроме того, предметом изучения теории права является право как общественный регулятор. В случае с социологией права предметом изучения помимо права являются также иные социальные нормы и регуляторы.

Как отмечает М. Н. Марченко, несмотря на то, что за последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе социологии права уделялось по сравнению с прежними декадами повышенное внимание, тем не менее в отношении данной дисциплины остается довольно широкий круг спорных и нерешенных вопросов [5].

В научной литературе отчетливо прослеживается четыре ключевых позиции относительно определения места социологии права в ряде других научных дисциплин:

  • 1)    социология права как самостоятельная межотраслевая дисциплина. Такую позицию поддерживает В. Н. Дубовицкий, раскрывая социологию права как междисциплинарную отрасль научного знания, синтезирующую научные знания юриспруденции, как системы наук о праве и государстве и социологии как науки об обществе, особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем [1].

  • 2)    социология права как часть общей социологии. По мнению Э. В. Тадевосяна, социология права — одна из многочисленных отраслей социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии [7].

  • 3)    социология права как часть общей теории государства и права Д. А. Керимов под социологией права понимал составную часть общей теории права, изучающую правовые явления и процессы в аспекте их социальной детерминации, содержания и функционирования в качестве одного целостно-системного образования [3].

  • 4)    социология права как самостоятельная юридическая дисциплина. Например, В. С. Нерсесянц рассматривал социологию права как самостоятельную дисциплину общетеоретического статуса и значения [4].

Думается, что вопрос о предмете социологии права достаточно сложен и неоднозначен, и в рамках настоящей статьи не представляется возможным дать развернутую характеристику проблемы.

Нельзя не отметить, что несмотря на то, что современная общая теория права как научная дисциплина не устанавливает нормативистское правопонимание в качестве единственной верной концепции, но все же ключевое внимание уделяется норме права как внешней форме выражения государственного волеизъявления. Для социологии права, в свою очередь, важна именно социальная природа нормы и социально-экономический эффект от ее введения.

Тем самым социология права в рамках своего предмета способна вместить изучение не урегулированных правовыми нормами общественных отношений с помощью методов юридических наук. Из сказанного следует, что социология права не может быть частью общей теории государства и права. Здесь следует согласиться с позицией В. Н. Дубовицкого о том, что сказанное не обедняет общую теорию права, а, напротив, позволяет ей аккумулировать и интерпретировать под своим углом зрения выводы и результаты исследований, осуществляемых на стыке юриспруденции с философией, социологией и т. д. [1]

Особого внимания заслуживает позиция В. М. Сырых о том, что сторонники взгляда, согласно которому социология права является самостоятельной отраслью правоведения, перепутали место, на которое она может и должна претендовать. Вместо того чтобы освободить общую теорию права от давно умершего и сдерживающего ее развитие позитивистского понимания объекта данной науки, представители социологии права стали покушаться на ее живую и жизненно важную часть — объективно-истинные знания о праве, понятийный аппарат [6].

Разрешая вопрос о социологии права как о части общей социологии, хотелось бы отметить, что ее формирование шло не только путем методологического и теоретического заимствования из общей социологии («сверху — вниз»), но и путем использования статистического, демографического и антропологического материала внутри отраслевых юридических наук и последующего их закрепления в социологии права («снизу — вверх»).

В. Н. Жуков помимо вышеуказанного довода отмечал также влияние на формирование социологии права различных социологических школ права, изучавших право и государство как абстрактно взятые институты [2].

Не следует забывать также и о том, что к моменту формирования социологии как научной отрасли юриспруденция обладала значительным опытом самостоятельного изучения общественных отношений через правовой аспект, а само право является одним из ключевых способов регулирования общественных отношений.

Позиция о социологии права как самостоятельной межотраслевой дисциплиной нашла значительную поддержку в научном сообществе. На наш взгляд, данная позиция обусловлена генетическим происхождением социологии права и его спецификой. В условиях научного дискурса относительно предмета научной дисциплины признание его междисциплинарности представляется наиболее приемлемым вариантом для разрешения проблемы.

Однако необходимо отметить одно важное обстоятельство: общая социология в целом сформировалась на базе междисциплинарных исследований и, как уже отмечалось в начале статьи, для социологии характерна эклектичность и размытость ее предмета. Правильное определение предмета науки и его границ имеет большое значение для институционального обособления научной дисциплины и его последующего развития в рамках единого теоретико-методологического ракурса.

На наш взгляд, определение социологии права как междисциплинарной науки, созданной на стыке двух наук, одна из которых уже носит междисциплинарный характер, создает только больше теоретических вопросов и полностью «размывает» границы предмета социологии права.

В свете изложенных позиций мы поддерживаем мнение тех авторов, которые считают социологию права самостоятельной юридической дисциплиной, при этом не отрицая значительного влияния методов социологических (в первую очередь в части эмпирических исследований) наук.

В то же время считаем необходимым отказаться от определения социологии права как общетеоретической науки. Представляется, что подобное определение

«замыкает» социологию права в сфере теории и не позволяет в полной мере использовать прикладные и эмпирические социологические исследования. В этом плане показательно, что теоретическое основание социологии права будет дано силами теории права, тем самым дублируя предмет и метод, формируя единую научную дисциплину с разными названиями.

Следует отметить, что социология права не может обрести обособленный предмет изучения в рамках позитивистской концепции правопонимания, поскольку право в данном случае рассматривается исключительно как результат нормотворческой деятельности государства, что делает бессмысленным изучение иных способов формирования права. Вместе с тем данный подход лишает социологию права и право в целом связи с объективными знаниями о праве, возникающем внутри общества, делает право заложником «государственной воли».

В свою очередь в рамках исторической концепции правопонимания социология права дает теоретическую основу для обоснования формирования права в общественной среде путем взаимоотношения его представителей и закрепления данных взаимоотношений в правоприменительной практике.

Список литературы Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина

  • Дубовицкий В. Н. Социология права: предмет, методология и методы Минск: Право и экономика, 2010. 174 с. Текст: непосредственный.
  • Жуков В. Н. Социология права: история, теория, методология // Государство и право. 2013. № 4. С. 20-35. Текст: непосредственный. EDN: PZENBL
  • Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2003. 520 с. Текст: непосредственный.
  • Лапаева В. В. Социология права / под редакцией В. С. Нерсесянца; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. Москва: Норма, 2004. 287 с. Текст: непосредственный. EDN: QVTJBD
  • Марченко М. Н. Понятие и предмет социологии права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2012. № 5. С. 21-37. Текст: непосредственный. EDN: PJWHNN
  • Сырых В. М. Социология права как отрасль правоведения и учебная дисциплина // Ленинградский юридический журнал. 2006. № 6. С. 205-226. Текст: непосредственный. EDN: MWBCXT
  • Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102-117. Текст: непосредственный.
Статья научная