«Союз» художника с нечеловеческим агентом - утопия или рабочая модель художественного производства?
Бесплатный доступ
Предмет статьи: произведения современного искусства, созданные посредством привлечения нечеловеческих агентов, на примере которых можно проанализировать способы интеракции современных художников с нетривиальными медиа (алгоритмами, роботами, «полуживыми художниками» и пр.). Объект статьи: влияние технологических новаций на современное художественное производство, а также необходимость в связи с обращением художника к науке и новейшим технологиям переосмыслить цели и задачи коммуникации посредством образов и само понятия искусства. Цель проекта: актуализировать для научного мира информацию о стратегиях взаимодействия художника-человека и нечеловеческого агента, а также вопрос о характере этого взаимодействия. Проведённое исследование показало, что создание произведения искусства (как физическое, так и в рамках стратегии постпродукции, как переозначивание) - это, несмотря на критику антропоцентризма со стороны представителей Акторно-сетевой теории и отдельных теоретиков медиа, все же должно пониматься как целенаправленная деятельность, присущая человеку, но не нечеловеческому агенту. Обращение к нечеловеческим агентам можно рассматривать в рамках парадигмы «ассистивных технологий» и «химерического» актора. По результатам данного исследования были обозначены ключевые тенденции, определяющие характер нашего взаимодействия с другим в процессе создания произведения искусства и взаимодействия с ним. Область применения результатов: расширение границ применения искусствоведческой методологии и смежных дисциплин, что способствует развитию языка описания феноменов современного искусства в междисциплинарной области современных медиа, в частности, в динамично развивающейся области art & science.
Art & science, агентность, современное искусство, новые медиа
Короткий адрес: https://sciup.org/148325602
IDR: 148325602 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-108-115
Список литературы «Союз» художника с нечеловеческим агентом - утопия или рабочая модель художественного производства?
- Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. Немецкий культурный центр имени Гете. -М.: «МЕДИУМ», 1996. - 239 с.
- Евангели, А. Формы времени и техногенная чувственность. - Нижний Новгород: Красная ласточка, 2019. - 272 с.
- Киттлер, Ф. Медиа философии / философия медиа // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. - №2 (104) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/media-filosofii-filosofiya-media (дата обращения: 18.01.2022).
- Латур, Б. Политики природы. Как привить наукам демократию / пер. Е. Блинова. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 336 с.
- Омохундро, С. Поворотный момент для искусственного интеллекта // Что мы думаем о машинах, которые думают / Под редакцией Джима Брокмана. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 550 с.
- Спиропулу, М. Зарождающиеся химеры «машина-человек» // Что мы думаем о машинах, которые думают / Под редакцией Джима Брокмана. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 550 с.
- Тестов, Д. Ф. Deep Dream: из вещества того же, что и сны // Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 23 /Под ред.Е. Петровской. - М.: Три квадрата, 2019. - С. 138-151.
- Хуэй, Ю. Рекурсивность и контингентность. - М.: V-A-C Press, 2020. - 400 с.
- Шпенглер, О. Человека и техника // Культурология XX века. Антология. - М., 1995. - С. 454-492.
- Andy Warhol, interviewed by G.R. Swenson. What is Pop Art? - Art News. - 1963:7. - P.126.
- Bakkum, Douglas & Gamblen, Philip & Ben-Ary, Guy & Chao, Zenas & Potter, Steve. (2007). MEART: the semi-living artist. Frontiers in neurorobotics. 1. 5. 10.3389/neuro.12.005.2007.