Соотношение понятий ненормированного служебного дня и выполнения обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени сотрудников органов внутренних дел

Автор: Шелепова М.А.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 4 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

В условиях преобразования общества и общественных отношений, внедрения современных технологий и изменения условий выполнения отдельных видов работ наиболее актуальным является внедрение новых форм и методов выполнения отдельных видов работ в сфере организации труда. В настоящее время сотрудники органов внутренних дел в условиях тотального сокращения кадров, увеличения нагрузки на подразделения, выполняющие функции по охране общественного порядка, выявлению и пресечению преступлений, нуждаются в грамотном, эффективном распределении времени службы и времени отдыха. В статье рассматриваются особенности организации служебного времени и времени отдыха сотрудников органов внутренних дел в режимах ненормированного служебного дня и сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Авторы обращают внимание на проблемы, связанные с привлечением сотрудников к выполнению служебных обязанностей в данных режимах, и пути их решения.

Еще

Служебное время, время отдыха, организация деятельности овд, ненормированный служебный день, нормальная продолжительность служебного времени, сверхурочная работа

Короткий адрес: https://sciup.org/142226764

IDR: 142226764

Текст научной статьи Соотношение понятий ненормированного служебного дня и выполнения обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени сотрудников органов внутренних дел

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого в нашей стране на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37), а также на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (п. 5 ст. 37)1. Положения Конституции как основного закона страны направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантии которой обеспечиваются исполнением требований законодательства Российской Федерации.

Органы внутренних дел, являясь федеральным государственным ведомством, руководствуются в своей деятельности специальными актами, в случае же отсутствия специальных норм организация деятельности ОВД регламентирована общими нормами трудового законодательства.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ2 закреплены общие положения прохождения службы в органах внутренних дел, нормы которого конкретизированы подзаконными нормативными актами и ведомственными приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 503, создание которого является, несомненно, положительным фактором, обобщающим ранее действующие разрозненные акты МВД России, раскрываются особенности прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе вопросы организации служебного времени и времени отдыха.

Деятельность органов внутренних дел является одним из видов государственной службы, специфика правоохранительной деятельности требует от сотрудников значи- тельных физических затрат и психологической нагрузки, в связи с этим особенно важно четкое урегулирование порядка организации несения службы, распределения служебного времени, предоставления дней и времени отдыха.

В целях сохранения человеческих ресурсов при выполнении служебных обязанностей для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен ряд специальных норм, направленных на защиту интересов как сотрудника, так и работодателя.

Как Трудовым кодексом РФ, так и Федеральным законом № 342-ФЗ предусмотрено два способа привлечения работников (сотрудников) к выполнению обязанностей вне рабочего дня: ненормированный рабочий (служебный) день и сверхурочное рабочее время.

Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени и ненормированный рабочий день в трудовом законодательстве имеют ряд отличий:

  • -    в трудовом договоре не могут быть отражены условия о выполнении работы сверх установленной;

  • -    к сверхурочной работе может быть привлечен любой работник, тогда как ненормированный рабочий день предусматривается для определенных должностей и отражается в локальных актах, трудовых договорах и иных актах;

  • -    привлечение работника к выполнению работ сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени требует согласия самого работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 99 ТК РФ, тогда как согласие на ненормированный рабочий день работник дает при подписании трудового договора;

  • -    сверхурочная работа оплачивается дополнительно, условия оплаты содержат-

    ся в ст.152 ТК РФ, при ненормированном рабочем дне работнику предоставляется дополнительные дни отдыха [1, с. 15 3154].

Главой 8 Федерального закона № 342-ФЗ установлено служебное время и время отдыха для сотрудников органов внутренних дел.Законом предусмотрена пятидневная служебная неделя, что исключает неверное толкование, имеющее место быть среди практических работников территориальных органов о ненормированном служебном дне. Исключение в виде шестидневной служебной недели предусмотрено для обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Положения о нормировании служебного времени и времени, когда сотруднику предоставляется время для отдыха, позволяет четко разграничить служебные и выходные дни, а также рассчитать дни отпуска.

Вопросы применения в трудовом законодательстве положений о ненормированном рабочем дне носят явно проблемный характер. По мнению В.Н. Ванюхина, «ненормированный труд характеризуется отсутствием установленных нормативов (нормы времени, нормы выработки), так как работу такого рода не удается учесть ни в часах, ни в единицах продукции, ни в производственных операциях. А поскольку не удается точно учесть и тарифицировать, значит, и невозможно обоснованно оплатить фиксированной частью заработной платы» [2, с. 67]. Мнение В.М. Лебедева более радикально, автор считает, что «…определение ненормированного рабочего дня, предложенное законодателем, носит откровенно антирабочий характер. Систематические переработки лиц, заключивших трудовой договор с условием ненормированного рабочего дня, стали настоящим бедствием для современной России» [3, с. 73].

Понятие ненормированного рабочего времени закреплено Трудовым кодексом РФ4, который выражается в таком режиме, при котором работники могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций при необходимости, эпизодически, за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). Необходимо отметить, что положения о ненормированном служебном дне и особенности его компенсации были внесены в Закон о службе по аналогии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ5, в соответствии с чем предусмотрен такой вид дополнительного отпуска, как отпуск за ненормированный служебный день. Ненормированный служебный день был установлен Федеральным законом № 342-ФЗ для лиц высшего и старшего начальствующего состава соответственно в размере 10 и 9 календарных дней, а также для иных должностей, для которых ненормированный служебный день вводился Правилами внутреннего служебного распорядка органа им отпуск предоставлялся в размере 7 дней6. Условия ненормированного служебного дня в органах внутренних дел были пересмотрены в 2016 году, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ7 был установлен режим ненормированного служебного дня для руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава (ч. 5 ст. 53). Законом оговаривается возможность введения ненормированного служебного времени для сотрудников, замещающих иные должности, в случаях, если таковой устанавливается приказом руководителя органа. Условия и порядок предоставления отпуска за ненормированный служебный день регламентирован Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 508.

Приказ МВД России дублирует положения трудового законодательства в определении ненормированного рабочего (служебного) дня и условия привлечения работников (сотрудников), содержащиеся в указанных нормативных актах, о том, что в условиях ненормированного служебного времени сотрудникам, привлекаемым к выполнению поставленных задач сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсация не предоставляется. Учитывая нагрузку на сотрудников отдельных подразделений в связи с прошедшими сокращениями в течение последние лет, тотального некомплекта подразделений, решающих задачи по охране общественного порядка, объем времени сверх установленной продолжительности рабочего времени по совокупности за год значительно превышает количество дней, предусмотренных в качестве компенсации.

В связи с изложенным невозможно не согласиться с мнением Е.В. Киселевой, которая считает, что «для ненормированного рабочего дня нет ограничений на его продолжительность, не установлены пределы за переработку в неделю, месяц, год. Проблема в толковании понятия «эпизодичность» по-прежнему создает на практике большие трудности, о чем неоднократно указывалось в юридической литературе» [4]. О порядке предоставления компенсации в виде отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего дня разъясняет Роструд в письме от 24 мая 2012 г. № ПГ/ 3841-6-1, где указано, что работник получает право на отпуск установленной продолжительности независимо от продолжительности работы в данных условиях9.

Применяя нормы трудового законодательства, не определяющие предельного совокупного времени, в течение которого работодатель может привлекать работника сверх установленной продолжительности рабочего времени, должно рассматриваться как злоупотребление правом.

Аналогичного мнения придерживается Н.Л. Лютов: «На наш взгляд, является актуальной проблема, с которой на практике сталкиваются стороны трудовых отношений, - это содержащиеся в законе категории «эпизодически» и «при имеющейся необходимости». Эти понятия, справедливо считает автор, являются неопределенными на законодательном уровне, и «вследствие этого пробела в трудовом законодательстве работодатель может привлекать работника к выполнению трудовых функций практически в любых случаях и в любое время» [5]. Высказывания авторов, указывающих на отсутствие ограничений при привлечении работников к выполнению трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня, а также отсутствии норм, предусматривающих предельное допустимое время за определенный период, в течение которого возможно использовать труд работника в указанном режиме, справедливо, считаем необходимым пересмотреть положения трудового законодательства в данной части.

Трудовой кодекс РФ, кроме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ), определяет иную разновидность организации рабочего времени - сверхурочная работа, к выполнению которой работодатель привлекает работника с его письменного согласия, определение которой содержится в ст. 99 ТК РФ. Федеральным законом № 342-ФЗ по- нятие сверхурочной работы (службы) не предусмотрено, однако ст. 53 закона содержит такое понятие, как выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

В отличие от первой, рассмотренной нами выше разновидности организации времени работы и отдыха сотрудников органов внутренних дел, выполнение обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени подлежит компенсации в полном объеме по совокупности отработанного времени. В целях учета служебного времени в подразделениях ведется табель учета служебного времени. Однако справедливо заметить, отмеченные факторы, влияющие на увеличение служебного времени сотрудника органов внутренних дел, часто не позволяют последнему воспользоваться дополнительным временем отдыха.

Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом № 342-ФЗ допускается привлечение работников (сотрудников) к работе сверх установленной продолжительности рабочего (служебного) времени, однако если трудовое законодательство указывает на основания, при которых возможно использование труда работника сверхурочно, то Федеральный закон № 342-ФЗ таких оснований для привлечения сотрудников свыше установленного режима служебного времени не содержит. Приказ МВД России № 50 предусматривает дисциплинарную ответственность для руководителей, необоснованно привлекающих сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени (ст. 275), однако в ведомственном акте также не отражены причины, при наступлении которых сотрудник может быть привлечен свыше служебного времени, п. 274 приказа устанавливает такую возможность не иначе как «в случае служебной необходимости».

Еще одним «камнем преткновения» являются условия, при которых (как следует из разъяснений Федеральной службы по труду и занятости) «сверхурочная работа имеет место, если инициатива исходит от работодателя, если же сотрудник остается на работе по собственной инициативе, то такая работа сверхурочной не считается»10. Следовательно, сотрудник, выполняющий объем работы, превышающий его физические возможности, при условиях, указанных выше (некомплект, нагрузка сверх нормы) и выполняющий ее свыше времени, предусмотренным распорядком дня, претендовать на компенсацию в виде дополнительного времени отдыха не может.

Привлечение сотрудников сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на протяжении длительного времени превращается в порочную практику, попытки сотрудников восстановить справедливость и добиться компенсации в судебном порядке часто не приводят к положительному результату. Подтверждение находим в решениях судов различного уровня: апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 июня 2014 г. по делу № 33-7877/2014; апелляционное определение от 12 мая 2017 г. по делу № 337302/2017; решение центрального районного суда г. Прокопьевска № № 2-1564/ 2016 и др11.

Возвращаясь к вопросу выполнения возложенных на органы внутренних дел задач в условиях тотального некомплекта и в разы увеличенной нагрузки на отдельные подраз- деления, полагаем, необходимо пересмотреть режим службы для сотрудников, служебный день для которых часто выходит за рамки установленного. К таковым относятся оперативные подразделения, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних и некоторые иные, деятельность которых предполагает решение задач оперативного характера, возникающих в любое время суток, независимо от установленного режима, выполнения функций, связанных с выявлением и пресечением преступлений, пресечением административных правонарушений, выполнения процессуальных действий и прочих, требующих значительных временных затрат.

Полагаем, в целях защиты прав сотрудников необходимо:

  • -    внести изменения в Федеральный закон №342-ФЗ в части определения всех обстоятельств, при наступлении которых возможность привлекать сотрудников к выполнению служебных обязанностей в режимах ненормированного служебного дня и сверх установленной продолжительности служебного времени;

  • -    установить предельное допустимое количество часов за определенный период времени, на которое возможно привлекать сотрудников при ненормированном служебном дне. Время переработки, превышающее установленную компенсацию в виде отпуска, признать подлежащим компенсации.

Список литературы Соотношение понятий ненормированного служебного дня и выполнения обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени сотрудников органов внутренних дел

  • Алиева Е.В. Вартанова А.А.Отличие сверхурочной работы от ненормированного рабочего дня // Инновационная наука. 2018 г. № 6. С. 153-154.
  • Ванюхин В.В. Ненормированный рабочий день // Кадровик. Трудовое право кадровика. 2011. № 2. URL: https://base.garant.ru
  • Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы Общей части. Томск, 1997.184 с.
  • Киселева Е.В. Общее и особенное в сверхурочной работе.. и ненормированном рабочем дне // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. №3 (101).
  • Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: Науч.-практ. пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012.
  • Закалюжная Н.В. Институт рабочего времени в условиях современных трудовых отношений // Вестник Брянского государственного университета. № 2018. № 2.
Статья научная