Соотношение правовых категорий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки

Автор: Андреев Ю.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 10 (29), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140116288

IDR: 140116288

Текст статьи Соотношение правовых категорий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки

В настоящее время в юридической литературе по вопросу соотношения правовых категорий «процесс» и «процедура» сложилось немало учений и концепций, однако, для того, чтобы правильно соотнести указанные категории, полагаю необходимым рассмотреть понятие и основные признаки «процесса» и «процедуры»

Определяя филологическое значение понятий «процесс» и «процедура», данные толковых словарей под процессом понимают — ход, развитие, последовательная смена состояний в развитии чего-либо ( Н-р: Процесс роста, творческий процесс, производственный процесс, воспалительный процесс), под процедурой — всякое длительное, последовательное дело, порядок, обряд. ( Н-р: торжественный ход, шествие, судебный ход дела). [2, с. 89].

Содержание понятий “процесс” и “процедура” не имеет нормативного определения, часто данные термины используются как синонимы, а также употребляются в разных значениях. Как следствие, данное обстоятельство, несомненно, создает неточности в правотворчестве и правоприменении. [4, с. 64].

На сегодня в ученой среде отсутствует единственное сложившееся понимание категории “юридический процесс”. Многообразие подходов к определению юридического процесса Е.Г. Лукьянова сводит к пяти основным направлениям, существующим в современной юридической науке: - во-первых, как юрисдикционной и иной охранительной деятельности органов правосудия, направленной на разрешение споров о праве и осуществление правового принуждения в рамках правосудия и в связи с ним; - во-вторых, как юрисдикционной и иной охранительной деятельности уполномоченных органов государства и иных субъектов;

  • -    всей правоприменительной и правотворческой деятельности компетентных органов (“организационные общественные отношения”, складывающиеся в процессе правотворчества и правоприменения);

  • - процесса реализации материально-правовых норм безотносительно к формам такой реализации (в данном случае трудно определить границу между материальными и процессуальными явлениями в праве);

  • - любой юридической деятельности государственных органов (правотворческой, правоприменительной, контрольной, учредительной, распорядительной) . [5, с. 40].

Отдельные сторонники широкого понимания юридического процесса (В. М. Горшенев, А. И. Ким, Ю. И. Мельников, П. Е. Недбайло, B. C. Основин и др.) иногда отождествляют процесс и процедуру и доводят юридический процесс до границ всякого правоприменения, однако некоторые последователи юрисдикционной концепции юридического процесса понимают под процессом урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности, а правовой процедурой предлагают именовать процесс в широком его понимании, то есть дают понять, что, по сравнению с процессом, процедура — юридическая деятельность иного уровня. Используя близость значений процесса и они приходят к выводу о том, что любые формы упорядоченности, закрепленной правом последовательности совершаемых действий можно именовать процессуальными. Указанными авторами отстаивалась точка зрения о существовании «единой процессуальной формы», процессуального права, нормы которого регулируют отношения не только в области юрисдикционной, но и при рассмотрении государственными органами и должностными лицами разнообразных дел положительного характера. Ярким представителем, поддерживающим данную концепцию, следует назвать Лучина В. О., который полагает, что «процесс» практически равнозначен «процедуре» и между ними невозможно провести какую-нибудь разделительную грань» [6, с.25].

Отождествление двух представленных категорий, на мой взгляд,не представляется правильным и адекватным, исходя из их отличительных черт и этимологии слов «процесс» и «процедура».

По мнению Е. И. Бутенко, процесс представляет собой особую разновидность юридической процедуры, рассчитанную на борьбу с правовыми аномалиями, экстраординарными юридическими явлениями, возникающими в результате нарушения субъектами прав других лиц и неисполнения возложенных на них обязанностей [3,С.57-61].

Процесс и процедура родственные, но не тождественные понятия, а именно процесс - это совокупность последовательных действий, а процедура - это порядок следования указанных действий, своего рода внутренняя форма процесса. В подтверждение данного вывода можно привести следующий пример. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” [8]., в рассматриваемом случае процедура медиации (правовая процедура) является составной частью гражданского процесса (юридического процесса). [4,С.64].

На основании сказанного можно выявить сходство юридического процесса и процедуры, которое заключается в том, что и первый и вторая представлены в виде установленной в правовых нормах последовательности смены фаз развития. Между юридическим процессом и правовой процедурой существует ряд отличий: 1) Процедура осуществляется как непосредственно, так и опосредованно. Процесс только опосредованно; 2) Процедурные нормы могут закрепляться как на нормативном, так и на индивидуальном уровне. Процессуальные нормы, напротив, могут закрепляться только в централизованном, как правило, законодательном порядке. Более того, для юридического процесса характерна более детальная регламентация последовательности протекания. 3) Юридический процесс, в отличие от процедуры, регламентирован императивными правовыми нормами, тогда как процедура определяется чаще всего диспозитивными нормами; 4) Правовая процедура может осуществляться каждым дееспособным субъектом права. [7,С.332-335].

Юридический процесс выступает как высшая степень конкретизации правовой процедуры, а процедурно-процессуальный механизм права включает в себя: правовые процедуры и юридический процесс. [1,С.18-24].Однако, в данном случае правовые процедуры выступают более широкой по объему своего логического содержания категорией и включают в себя юридический процесс в качестве особого элемента, что не является верным. Безусловно, как для юридического процесса, так и для процедуры характерны порядок и последовательность действий, но присутствие в обоих категориях алгоритма действий не означает включения в состав процедуры юридического процесса. Высказанные в теории права подходы к соотношению понятий «процесс» и «процедура» имеют право на самостоятельное существование. Процедура обслуживает юридический процесс, осуществляет его организационное обеспечение. Без императивных начал юридической процедуры процесс не сможет достичь своих целей.

Список литературы Соотношение правовых категорий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки

  • Горшенев, B. M. Процессуальная форма и ее назначение в советском праве/В. М. Горшенев//Советское государство и право. -1973. -№ 12. -С. 18-24.
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. IV. С. 89; Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 18. М., 1986. С. 585.
  • Е. И. Бутенко О соотношении понятий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки (статья) Право третьего тысячелетия. Материалы I Международной заочной научно-практич. конф. студентов и аспирантов (17 апр. 2009 г., г. Ставрополь). Вып. I. Ставрополь, 2009. С. 57-61.
  • Ланг П.П. Вопросы экономики и права. 2013. № 4, статья «ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»,; СГЭУ, с. 64
  • Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 40.
  • Лучин В. О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. С. 25.
  • Солдатова О. Е. К вопросу о соотношении понятий «юридический процесс» и «юридическая процедура»//Молодой ученый. -2014. -№15. -С. 332-335.
  • Собрание законодательства Рос. Федерации (далее СЗ РФ). 2010. № 31. Ст. 4162.
Статья