Сорбционная активность полисорба ВП и углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, на примере E. coli и S. aureus в условиях in vitro
Автор: Герунов Т.В., Герунова Л.К., Плешакова В.И., Иванова Е.А., Лапухова В.А.
Статья в выпуске: 1 т.257, 2024 года.
Бесплатный доступ
Распространение инфекционных заболеваний у животных, широкое применение антибактериальных препаратов и появление антибиотикорезистентных штаммов микроорганизмов обусловливают поиск новых подходов к лечению и профилактике. Целью данного исследования является сравнительная оценка сорбционной активности Полисорба ВП и Углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, по отношению к некоторым возбудителям инфекционных заболеваний. В исследовании in vitro использовали тест-культуры Staphylococcus aureus АТСС 6538-Р FDA 209-Р и Escherichia coli М-17. Из суточных агаровых тест-культур готовили суспензии в изотоническом растворе натрия хлорида, разливали в пробирки, куда предварительно вносили испытуемые препараты по 100 мг. Контролем служили пробирки с микробной взвесью без препаратов. Экспозиция микробной суспензии и испытуемых препаратов составляла 30 и 60 мин. При использовании Полисорба ВП концентрация S. aureus снизилась по сравнению с контрольной пробой на 91,5 % через 30 минут и на 99,4 % при 60-минутной экспозиции. В отношении E. coli эффективность сорбции составила 41,7 % через 30 минут и 79,2 % по истечении 60 минут. При этом Углеродный энтеросорбент, модифицированный полиаргинином, менее эффективно сорбировал S. aureus, но был более эффективен в отношении кишечной палочки.
Углеродный энтеросорбент, полиаргинин, полисорб, диоксид кремния, escherichia coli, staphylococcus aureus
Короткий адрес: https://sciup.org/142240704
IDR: 142240704 | DOI: 10.31588/2413_4201_1883_1_257_44
Текст научной статьи Сорбционная активность полисорба ВП и углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, на примере E. coli и S. aureus в условиях in vitro
Staphylococcus aureus
Заболевания, вызываемые условнопатогенной микрофлорой, занимают важное место среди причин, снижающих продуктивность и сохранность животных [2]. Это обусловлено возрастающим прессингом стресс-факторов на иммунную систему животных. Нерациональное применение антибактериальных препаратов для борьбы с оппортунистическими инфекциями животных привело к появлению полирезистентных штаммов микроорганизмов и снижению эффективности фармакотерапии [1, 4]. В связи с этим возрастает роль методов эфферентной терапии, направленной на снижение эндоинтоксикации при инфекционных заболеваниях и ограничение колонизационной активности условно-патогенной микрофлоры. В связи с этим была поставлена цель – провести сравнительную оценку сорбционной активности Полисорба ВП и Углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, на примере E. coli и S. aureus в условиях in vitro.
E. coli и S. aureus имеют важное клиническое значение для современного промышленного свиноводства, которое развивается в условиях повышенного риска передачи инфекции в больших популяциях животных и постоянного напряжения их стресс-лимитирующих систем [5]. Escherichia coli является одной из часто встречающихся бактерий в желудочно-кишечном тракте млекопитающих [6] и может быть причиной инфицирования других органов и систем. Колибактериоз свиней создает широкий спектр проблем, таких как неонатальная диарея, диарея после отъема, отечная болезнь, септицемия, полисерозит, колиформный мастит и инфекции мочевыводящих путей [8, 10]. Усугубляющим ситуацию фактором является роль E. coli в качестве резервуара генов устойчивости к антибиотикам [7].
Staphylococcus aureus представляет одну из наиболее клинически значимых угроз, как для животных, так и для человека. Данный микроорганизм имеет высокий приоритет в списке возбудителей заболеваний, против которых ведется поиск эффективных лекарственных средств [15]. S. aureus вызывает широкий спектр заболеваний, включая инфекции кожи и мягких тканей, инфекционный эндокардит, пневмонию, менингит, остеомиелит, мастит, артрит, бактериемию, а также жизнеугрожающие состояния, опосредованные токсинами микроорганизма. Эти инфекции связаны с высокой заболеваемостью, смертностью и значительными экономическими последствиями. Клиническое значение S. aureus обусловлено его способностью быстро адаптироваться к селективному давлению антибиотиков [13]. При этом у людей, вовлеченных в работу со свиньями, отмечена повышенная встречаемость возбудителя, включая носительство метициллин-резистентного S. aureus
(methicillin-resistant S. aureus – MRSA) и S. aureus с множественной лекарственной устойчивостью (multidrug-resistant S. aureus – MDRSA) [9, 12]. По этой причине свиноводство в целом рассматривается как фактор риска заражения и высокой распространенности носительства мультирезистентного золотистого стафилококка [14].
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность поиска способов минимизации нежелательных эффектов при использовании различных лекарственных средств для лечения инфекционных заболеваний, возбудителями которых выступают E. coli и S. aureus.
Материал и методы исследования. Исследования проводили на базе Омской областной ветеринарной лаборатории (БУ «ООВЛ») и кафедры ветеринарной микробиологии, инфекционных и инвазионных болезней ИВМиБ Омского ГАУ. Для сравнительной оценки сорбционной активности препаратов Полисорб ВП (АО «Полисорб», Россия, Копейск) и Углеродный энтеросорбент, модифицированный полиаргинином (Центр новых химических технологий ИК СО РАН, Россия, Омск), использовали тест-культуры Staphylococcus aureus АТСС 6538-Р FDA 209-Р и Escherichia coli М-17.
Из суточных агаровых тест-культур готовили суспензии в изотоническом растворе натрия хлорида в концентрации 1,5 х 106 КОЕ/мл согласно стандарту мутности. Готовую взвесь асептически разливали в пробирки по 5 мл, куда предварительно вносили испытуемые препараты по 100 мг. Контролем служили пробирки с микробной взвесью без препаратов. Экспозиция микробной суспензии и испытуемых препаратов составляла 30 и 60 мин. По прошествии указанных промежутков времени суспензию с препаратом фильтровали через стерильный бумажный фильтр. Фильтрат использовали для последующего разведения и бактериологического посева. Ряд последовательных разведений субстрата проводили в изотоническом растворе натрия хлорида (9 мл), перенося пипеткой по 1 мл взвеси до конечного разведения 10-12. Посев взвеси осуществляли в объеме 0,01 мл на чашки Петри с ГРМ-агаром с последующим растиранием шпателем Дригальского для получения изолированных колоний. Инкубировали посевы 24 ч при 37°С. После инкубирования подсчитывали количество выросших колоний и сравнивали с контролем.
Для пересчета количества КОЕ в 1 мл использовали формулу:
М =
a ■ Ю* V
где М – количество клеток в 1 мл взвеси бактерий, а – число колоний, выросших при посеве данного разведения, V – объем посеянной взвеси бактерий, 10n – коэффициент разведения.
Исследование с каждым препаратом проводили в трех повторностях.
Статистическую обработку данных проводили при помощи t-критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при P<0,05.
Результат исследований.
Результаты представлены в таблице 1. При использовании Полисорба ВП концентрация S. aureus снизилась по сравнению с контрольной пробой на 91,5
% через 30 минут и на 99,4 % при 60минутной экспозиции. В отношении E. coli эффективность сорбции составила 41,7 % через 30 минут и 79,2 % по истечении 60 минут.
Применение Углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, вызывает снижение концентрации S. aureus на 88,7 % относительно контроля, E. coli – на 87,5 % при 30-минутной экспозиции. Через 60 минут количество колониеобразующих единиц S. aureus уменьшается на 97,2 % относительно контроля, а концентрация E. coli начинает вновь возрастать, хотя остается ниже контрольного уровня на
85,9 %. Указанная закономерность свидетельствует о начале десорбции. Однако в целом следует признать более высокую эффективность сорбента, модифицированного полиаргинином, в отношении E. coli, в то время как Полисорб ВП в большей степени снижает концентрацию S. aureus.
Таблица 1 – Сравнительная оценка сорбционной активности энтеросорбентов,
КОЕ/мл
Тестовые микроорганизы |
Контроль |
Экспозиция 30 мин |
Экспозиция 60 мин |
Полисорб ВП |
|||
S. aureus |
(10,60±0,91)×1015 |
(0,90±0,22)×1015* |
(0,06±0,002)×1015* |
E. coli |
(2,40±0,32)×1015 |
(1,40±0,08)×1015* |
(0,50±0,003)×1015* |
Углеродный энтеросорбент, модифицированный полиаргинином |
|||
S. aureus |
(10,60±0,91)×1015 |
(1,20±0,05)×1015* |
(0,30±0,001)×1015* |
E. coli |
(2,40±0,32)×1015 |
(0,30±0,002)×1015* |
(0,34±0,003)×1015* |
Примечание: * - P<0,05 относительно контроля
Очевидно, установленные различия обусловлены морфологическими особенностями возбудителей и в разной степени выраженным их «сродством» к энтеросорбентам [11]. Углеродный энтеросорбент характеризуется преобладанием мезо- и микропор, удобных для закрепления перитрихиально расположенных жгутиков у E. coli . Стафилококки, имеющие правильную шаровидную форму диаметром 0,5-1,5 мкм, легче поглощаются макропористым Полисорбом ВП. Немаловажное значение имеет щелочная реакция среды данного сорбента [3], выходящая за границы оптимума pH для стафилококков.
Заключение. Таким образом, результаты исследования подтверждают целесообразность применения энтеросорбентов в условиях in vivo как регуляторов кишечной микробиоты, играющей важную роль в регуляции восприимчивости к патогенам. Гармонизируя работу организма в целом, энтеросорбенты повышают продуктивность животных и качество продуктов питания животного происхождения. Однако для достижения максимально выраженных эффектов сорбционной терапии необходимо учитывать физико-химические свойства сорбентов и адгезионные свойства микроорганизмов.
Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (МД-2435.2022.5.).
Список литературы Сорбционная активность полисорба ВП и углеродного энтеросорбента, модифицированного полиаргинином, на примере E. coli и S. aureus в условиях in vitro
- Анганова, Е. В. Проблема антибиотикорезистентности возбудителей инфекционных болезней животных и птиц / Е. В. Анганова, А. М. Аблов, А. С. Батомункуев, А. А. Плиска // Вестник АПК Ставрополья. – 2017. – № 2 (26). – С. 55-58.
- Герунов, Т. В. Оппортунистические инфекции у животных: причины распространения и меры профилактики / Т. В. Герунов, Л. К. Герунова, В. И. Плешакова, А. В. Конев // Вестник КрасГАУ. – 2022. – № 10(187). – С. 152-160.
- Пьянова, Л. Г. Получение, свойства и применение энтеросорбента углеродного зоокарба: специальность 16.00.04: диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Пьянова Лидия Георгиевна. – Омск, 2002. – 156 с.
- Симджи, Ш. Рациональное применение антибиотиков в животноводстве и ветеринарии / Ш. Симджи, Р. Дул, Р. С. Козлов // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. – 2016. – Т. 18. – № 3. – С. 186-190.
- Abdalla, S. E. From Farm-to- Fork: E. Coli from an Intensive Pig Production System in South Africa Shows High Resistance to Critically Important Antibiotics for Human and Animal Use / S. E. Abdalla, A. L. K. Abia, D. G. Amoako [et al.] // Antibiotics (Basel). – 2021. – Vol. 10, No 2. – P. 178.
- Abraham, S. Molecular characterization of commensal Escherichia coli adapted to different compartments of the porcine gastrointestinal tract / S. Abraham, D. M. Gordon, J. Chin [et al.] // Appl Environ Microbiol. – 2012. – Vol. 78. – № 19. – P. 6799-803.
- Allen, H. K. Antibiotic resistance gene discovery in food-producing animals / H. K. Allen // Curr Opin Microbiol. – 2014. – Vol. 19. – P. 25-29.
- Barros, M. M. Swine Colibacillosis: Global Epidemiologic and Antimicrobial Scenario / M. M. Barros, J. Castro, D. Araújo [et al.] // Antibiotics (Basel). – 2023. – Vol. 12. – № 4. – P. 682.
- Davis, M. F. Occurrence of Staphylococcus aureus in swine and swine workplace environments on industrial and antibiotic-free hog operations in North Carolina, USA: A One Health pilot study / M. F. Davis, N. Pisanic, S. M. Rhodes [et al.] // Environ Res. – 2018. – Vol. 163. – P. 88-96.
- Fairbrother, J. M. Diseases of Swine / Fairbrother J. M. [et all.] // USA: John Wiley & Son; Hoboken. – 2019. – P. 807–834.
- Lozins, R. Microorganism adhesion using silicon dioxide: An experimental study / R. Lozins, T. Selga, D. Ozoliņš // Heliyon. – 2020. – V. 6. – № 4. – P. e03678.
- Pirolo, M. Unidirectional animal-to-human transmission of methicillinresistant Staphylococcus aureus ST398 in pig farming; evidence from a surveillance study in southern Italy / M. Pirolo, D. Visaggio, A. Gioffrè [et al.] // Antimicrob Resist Infect Control. – 2019. – Vol. 8. – P. 187.
- Samutela, M. T. Pigs as a potential source of emerging livestockassociated Staphylococcus aureus in Africa: a systematic review / M. T. Samutela, G. Kwenda, E. Simulundu [et al.] // Int J Infect Dis. – 2021. – Vol. 109. – P. 38-49.
- Wardyn, S. E. Swine Farming Is a Risk Factor for Infection with and High Prevalence of Carriage of Multidrug-Resistant Staphylococcus aureus / S. E. Wardyn, B. M. Forshey, S. A. Farina [et al.] // Clin Infect Dis. – 2015. – Vol. 61. – № 1. – P. 59-66.
- WHO: Global priority list of antibiotic-resistant bacteria to guide research, discovery, and development of new antibiotics // Who. – 2017. – P. 1-7.