Сотворение без креационизма: на пути богословской критики дарвинизма

Бесплатный доступ

Сторонники дарвинизма рассматривают его как универсальную теорию, которая может объяснить происхождение и структуру всей биологической жизни и поведения, включая общество и человеческое сознание. Однако теория естественного отбора в том виде, в каком она была сформулирована самим Дарвином и последующими поколениями его приверженцев, подверглась широкой критике как в области биологии, так и за ее пределами. В данной статье с богословских позиций томизма рассматривается основная философская слабость дарвинизма. Автор считает, что дарвинизм выдвигает такие утверждения о причинности и тождественности, которые его собственная якобы механистическая система не может объяснить. Стремясь к уподоблению своей теории законам ньютоновской физики, Дарвин претендовал на создание системы исторических объяснений, которые заимствовали свою телеологию из утилитарной экономики. Таким образом, хотя дарвинизм выдает себя за объективную форму дедуктивного эмпиризма, в своей основе он является социальной теорией и аксиологией. Следовательно, он не может агностически действовать, существуя рядом с христианством, но должен заменить его своей собственной этикой безразличия к «закону джунглей». Автор показывает, что естественная теология святого Фомы Аквинского, напротив, может объяснить умопостигаемое творение. Это происходит потому, что творение является милосердным даром его Создателя и понимается через веру, которая признает пределы познания, а также свою сопричастность трансцендентному пониманию. Апологеты дарвинизма и их оппоненты-креационисты в равной степени полагаются на нахождение всего реального в пределах природы и, следовательно, не могут объяснить ее фундаментальную цель или умопостигаемость. Данная публикация представляет собой перевод статьи проф. Майкла Хэнби «Сотворение без креационизма: на пути богословской критики дарвинизма» (Michael Hanby, «Creation Without Creationism: Toward a Theological Critique of Darwinism»), опубликованной в: Communio: International Catholic Review 30, no. 4 (Winter 2003), pp. 654-694. Разрешения на перевод и публикацию любезно предоставлены автором и издательством.

Еще

Дарвинизм, естественное богословие, материализм, томизм, причинность, креационизм, вера, естественный отбор

Короткий адрес: https://sciup.org/140294896

ID: 140294896   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_3_175

Список литературы Сотворение без креационизма: на пути богословской критики дарвинизма

  • Гулд С. Дж., Левонтин Р. Ч. Пазухи свода собора Святого Марка и парадигма Панглосса: критика адаптационистской программы // Философия. Наука. Гуманитарное знание. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.
  • Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Азбука, 2021.
  • Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор / Под ред. Г. Е. Благосветлова: в 3 ч. Ч. 1-3. СПб.: Тип. А. Моригеровского, 1871-1872.
  • Деннет Д. Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  • Докинз Р. Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста / Пер. с англ. А. Гопко. М.: Издательство АСТ: Corpus, 2020.
  • Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Corpus. 2013.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии (СТ) / Пер. с лат. С. Еремеева. Ч. I. Киев: Ника-Центр, Эльга; Москва Элькор-МК, 2002.
  • Arif Hasian M., Jr. The Rhetoric of Eugenics. Athens: University of Georgia Press, 1996.
  • Baker A. Theology and the Crisis in Darwinism // Modern Theology. 2002. Vol. 18. No. 2. Р. 183-215.
  • Behe M. J. Darwin's Black Box. New York: Simon and Schuster, 1996.
  • Behe M.J. The Creation Hypothesis / Ed. by J.P. Moreland. Downers Grove: Intervarsity Press, 1994.
  • Berlinski D. The Deniable Darwin // Commentary. 1996. Vol. 101. No. 6. Р. 19-29.
  • Boyle N. Who Are We Now? Christian Humanism and the Global Market from Hegel to Heaney. Edinburgh: T&T Clark, 1998.
  • Burian R. M. Adaptation // Dimensions of Darwinism: Themes and Counterthemes in Twentieth-Century Evolutionary Theory / Ed. by M. Grene. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Р. 1-15.
  • Burrell D.B. Aquinas: God and Action. Notre Dame, Notre Dame Press, 1979.
  • David B. Burrell, Knowing the Unknowable God: Ibn-Sina, Maimonides, Aquinas. Notre Dame, Notre Dame Press, 1986.
  • Dawkins R. The Blind Watchmaker: Why the Evidence of Evolution Reveals a Universe Without Design. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Dennett D.C. Darwin's Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life. New York: Simon and Schuster, 1996.
  • Depew D., Weber B. Darwinism Evolving: Systems Dynamics and the Genealogy of Natural Selection. Cambridge: MIT Press, 1997.
  • Eldredge N., Gould S. J. Punctuated Equilibria: An Alternative to Phyletic Gradualism // Models in Paleobiology / Ed. by T.J. M. Schopf, J. M. Thomas. San Francisco, 1972. P. 82-115.
  • Eldredge N., Gould S.J. Punctuated Equilibria: the Tempo and Mode of Evolution Reconsidered // Paleobiology. 1977. No. 3. P. 115-151.
  • Funkenstein A. Theology and the Scientific Imagination: From the Middle Ages to the Seventeenth Century. Princeton: Princeton University Press, 1986.
  • Gillespie M.A. Nihilism Before Nietzsche. Chicago: University of Chicago Press, 1996.
  • Gould S. J. Darwin and Paley Meet the Invisible Hand // Natural History. Hamilton WD, 1975. P. 8-16.
  • Gould S. J. Ever Since Darwin: Reflections in Natural History. New York: W. W. Norton, 1992.
  • Gould S. J. Rock of Ages: Science and Religion in the Fullness of Life. New York: Ballantine, 1999.
  • Grene M. Introduction // Dimensions of Darwinism: Themes and Counterthemes in Twentieth-Century Evolutionary Theory / Ed. by M. Grene. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 1-15.
  • Hanby M. Augustine and Modernity. London: Routledge, 2003.
  • John Paul II. Evangelium Vitae. 1995.
  • Kerr F. After Aquinas: Versions of Thomism. London: Blackwell, 2002.
  • Kevles D. J. Out of Eugenics: The Historical Politics of the Human Genome // The Code of Codes: Scientific and Social Issues in the Human Genome Project / Ed. by D. Kevles, L. Hood. Cambridge: Harvard University Press, 1992. P. 3-36.
  • Lewontin R. Biology as Ideology: The Doctrine of DNA. New York: Harper Collins, 1991.
  • Lewontin R. It Ain't Necessarily So: The Dream of the Human Genome and Other Illusions. 2nd ed. New York: New York Review of Books, 2001.
  • Malthus Th. An Essay on the Principle of Population. London: Penguin Classics, 1985.
  • Marion J.-L. Descartes and Onto-Theology // Post-Secular Philosophy: Between Philosophy and Theology / Ed. by P. Blond. London: Routledge, 1998.
  • Mayr E. The Growth of Biological Thought: Diversity, Evolution and Inheritance. Cambridge: Harvard University Press, 1982.
  • Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. London: Blackwell, 1990.
  • Montag J. Revelation: The False Legacy of Suarez // Radical Orthodoxy: A New Theology / Ed. by J. Milbank, C. Pickstock, G. Ward. London: Routledge, 1999.
  • Newton I. Unpublished Scientific Manuscripts of Isaac Newton / A Selection from the Portsmouth Collection in the University Library, Cambridge / Ed. by A. R. Hall, M. B. Hall [Cambridge: Cambridge University Press, 1962].
  • Newton I. Yahuda, MS var. 1, 14, f. 25 [The Jewish National and University Library, Jerusalem].
  • Oliver S. Motion According to Aquinas and Newton // Modern Theology. 2001. Vol. 17. No. 2. P. 163-199.
  • Paley W. Natural Theology // Selections / Ed. by F. Ferre (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1963. P. 1-19.
  • Paley W. Natural Theology. New York: Harper and Brothers, 1840.
  • Robinson M. The Death of Adam. New York: Houghton Mifflin, 1998.
  • Rogers E. Thomas Aquinas and Karl Barth: Sacred Doctrine and the Natural Knowledge of God. Notre Dame: Notre Dame Press, 1995.
  • Roll-Hansen N. The Progress of Eugenics: Growth of Knowledge and Change in Ideology // History of Science. 1988. Vol. 26. P. 295-331.
  • Ruse M. Can a Darwinian Be a Christian? The Relationship Between Science and Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  • Schweber S. S. Darwin and the Political Economists: Divergence of Character // Journal of the History of Biology. 1980. Vol. 13. No. 2. P. 195-289.
Еще
Другой