Совершенствование национальной политики безопасности: миссия регионального «посредника»

Автор: Асланов Я.А.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

На сегодняшний день среда безопасности в мире характеризуется динамикой, противоречивостью и трудно предсказуемыми изменениями, которые находят свое отражение на региональных и национальных уровнях. Государства в рамках своей национальной политики принимают во внимание важную роль в организации и проведении консультаций, направленных на создание новой модели регионального взаимодействия в Причерноморском регионе Юго-Восточной Европы. Данное исследование посвящено вопросам совершенствования национальной политики безопасности и раскрытия роли регионального «посредника» в области безопасности, а также многообещающим способам укрепления международного единства. Для описания феноменов социального порядка применяется дескриптивный анализ, а также используется методика детерминированного анализа для исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем имеет функциональный характер.

Еще

Региональное сотрудничество, безопасность, национальная политика, детерминированный анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/149144210

IDR: 149144210   |   DOI: 10.24158/tipor.2024.1.6

Текст научной статьи Совершенствование национальной политики безопасности: миссия регионального «посредника»

Периодичность измерения количественных и качественных показателей эффективности предписанных мер безопасности является важным аспектом ее обеспечения. Постоянная актуальность всех параметров, связанных с безопасностью, позволяет оценивать текущее состояние системы защиты и принимать соответствующие меры для её дальнейшего улучшения. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия и угрозы, вносить свой вклад в обеспечение более надежной защиты1.

Объектом исследования является политика национальной безопасности балканских государств, рассматриваемая как динамичная система переменных. В качестве предмета исследо- вания принимаются возможности её совершенствования. Основная выдвигаемая гипотеза заключается в том, что в процессе анализа национальной политики безопасности откроются возможности её совершенствования в направлении достижения посреднической роли в региональном и глобальном аспектах1.

В настоящем исследовании основной целью является раскрытие некоторых новых параметров улучшения ранее известных возможностей совершенствования национальной политики безопасности, содержащихся в теоретико-аналитическом аспекте внешнего влияния на политику безопасности Причерноморья на Балканах. Как сопутствующая цель – выявление исходных данных для дескриптивного анализа сущностных характеристик возможности государства в качестве «посредника по безопасности» и механизма укрепления безопасности в международном аспекте2.

Стратегией исследования был выбран анализ теоретических и практических моделей внешнего влияния стран на политику безопасности в регионе, а также их влияние на роль страны как «посредника по безопасности». Дальнейший дескриптивный анализ может включать в себя изучение исходных данных о региональных конфликтах, дипломатических отношениях и иных сущностных характеристиках, связанных с безопасностью в Причерноморском регионе на Балканах. Такой подход позволит глубже понять возможные сценарии укрепления безопасности в международном аспекте с акцентом на роль стран в данном контексте3.

Для достижения поставленных целей планируется использовать детерминированный анализ внешнего влияния национальной политики безопасности балканских стран, а также проводить дескриптивный анализ комплексных значений некоторых индикаторов национального благополучия. Полученные результаты будут использованы для подтверждения или опровержения исходно выдвинутых гипотез.

Детерминированный анализ внешнего влияния национальной политики безопасности РБ. Национальная политика безопасности на Балканах и её взаимосвязи могут быть рассмотрены во взаимоотношении влияния политики безопасности государств НАТО, ЕС, ОБСЕ, с одной стороны, и все более растущим влиянием политики безопасности России и стран Ближнего Востока во всем мире.

Принимая во внимание динамические характеристики вышеупомянутых детерминантов, необходимо провести анализ их влияния, присваивая каждому из них весовые коэффициенты. Мы можем вывести взаимосвязи между ними, представив их в математической форме, где национальная политика безопасности РБ будет находиться в функциональной зависимости для значений этих переменных:

PBG = f (PNATO, POSCE, PEU, PBL, PRUS, PME) (1) где PBG-политика национальной безопасности РБ;

PNATO – политика безопасности НАТО;

POSCE – политика безопасности ОБСЕ;

PEU – политика безопасности ЕС;

PBL – политика безопасности на Балканах;

PRUS – политика безопасности России;

PME – политика безопасности стран Ближнего Востока.

Определение этих весовых коэффициентов само по себе является прецедентом, который заключается в пропорциональной оценке детерминантов внешнего влияния (политики безопасности) в качестве значения основного параметра (национальной политики безопасности РБ).

В соответствии с принятыми национальными политическими обязательствами, логично, чтобы значения детерминантов PNATO, POSCE, PEU определяли самые высокие весовые коэффициенты по сравнению с другими величинами PBL, PRUS и PME (табл. 1).

С учетом последних успехов в области технической вооруженности и боеготовности армии России необходимо, чтобы весовые коэффициенты НАТО и России стремились к равенству (необязательно достигнутому) в процессах нашего рассмотрения, т. е. желателен паритет PRUS = PNATO.

Таблица 1 – Весовые коэффициенты детерминантов внешнего воздействия

Table 1 – Weighting Coefficients of External Impact Determinants

Детерминанты внешнего влияния

Весовой коэффициент к

Pnato

0,3

Posce

0,2

Peu

0,2

Pbl

0,1

Prus

0,1

PME

0,1

В национальной стратегии безопасности находится терминологическое определение политики национальной безопасности: «политика национальной безопасности – это комплекс взаимосвязанных приоритетов и отраслевой политики, соответствующей политике безопасности ЕС и НАТО» (Шумилина, Луганцев, 2022).

Логическое распределение весовых коэффициентов предполагает, что влияние политики безопасности НАТО (PNATO) на политику национальной безопасности РБ на сегодняшний день наиболее значимо (K = 0,3), учитывая военный характер Североатлантического пакта. Политику безопасности ОБСЕ и ЕС мы определяем как последующую по степени влияния, причем их оценка (K = 0,2) идентична характеру их взаимоотношений с нашей страной. Самыми низкими значениями определяются значения влияния политики безопасности на Балканах для России и Ближнего Востока (K = 0,1).

Действительно, события в Македонии, других балканских странах и на Ближнем Востоке, а также увеличивающаяся роль ведущей военной силы в мире – России, могут привести к изменению весовых коэффициентов во взаимосвязанных процессах.

При таких значениях весовых коэффициентов детерминантов внешнего воздействия можно представить зависимость национальной политики безопасности РБ в следующем виде:

PBG = 0,3.PNATO +0,2.POSCE+0,2.PEU+0,1.PBL+0,1.PRUS+0,1.PME. (2)

Среди интересов, определенных в национальной стратегии безопасности РБ, важно создание и поддержание благоприятной и предсказуемой среды безопасности, основанной на эффективном функционировании государственных институтов совместно с ЕС и НАТО для достижения коллективной безопасности и улучшения ее состояния путем развития оперативной совместимости (Шумилина, Луганцев, 2022).

Государства могут реагировать на новые вызовы и изменения, создавая новые и дополнительные возможности для улучшения национальной политики безопасности, применяя миссию «посредника» в региональном аспекте. Учитывая декларируемый национальный интерес в поддержании добрососедских отношений, обеспечении региональной безопасности и стабильности, а также развитии регионального сотрудничества в зоне Черноморского региона, страны могут использовать свое положение «посредника» для содействия в поиске компромиссов, урегулирования конфликтов и развития устойчивых отношений со своими соседями по региону. Это позволит им активнее влиять на региональную безопасность и способствовать укреплению стабильности в Черноморском регионе1.

С присоединением Болгарии и Румынии к Европейскому союзу Черное море стало внешней границей ЕС, что потребовало координации действий на уровне Европы и разработки адекватной политики для этого региона2. Это ознаменовало начало нового этапа в региональном сотрудничестве, поддерживаемом инициативой Черноморского взаимодействия (Яковлева, 2022). Инициатива предлагает 13 областей сотрудничества (наибольший потенциал страны региона имеют в области туризма в трех основных формах – культурного, исторического и лечебного), а также создание Черноморского форума гражданского общества, укрепление академических и студенческих отношений (в региональном аспекте), создание Института европейских исследований в Черноморском регионе3. При необходимости учета влияния политики безопасности стран Черноморского региона можно также ввести дополнительно переменную PBSC (Policy of Black Sea Countries) с соответствующим весовым коэффициентом4.

Большая часть стран Западных Балкан, ранее участвовавших в Варшавском договоре, а также другие европейские страны, продолжают использовать вооружение, произведенное в предыдущие периоды СССР и странами-членами СЭВ, в то время как теперь они также интегрируют американское и европейское вооружение. Военно-промышленный комплекс РБ продолжает играть значительную роль в производстве военной продукции и готовности к её производству по сравнению с другими европейскими странами. Это позволяет предложить техническую унификацию вооружения и военной техники по стандартам США и России. Конечная цель состоит в совместном выполнении будущих военных миссий в третьих странах, угрожающих всеобщему миру1.

В поддержку выдвинутой гипотезы о посреднической роли подчеркиваем важность принятых стратегических документов, согласно которым РБ активно участвует в формировании и осуществлении отношений, придерживаясь позиции, что необходимо применять комплексный подход к взаимоотношениям по вопросам безопасности и сотрудничества с учетом целей, принципов и ценностей, закрепленных в Уставе ООН, в Договоре о Североатлантическом союзе, Договоре о ЕС, статусе Совета Европы и в основополагающих документах ОБСЕ2.

Дескриптивный анализ показателей национального благополучия. Британский научно-исследовательский центр Legatum Institute ежегодно публикует результаты широкомасштабного международного исследования национального благосостояния, охватывающего более 140 стран с чрезвычайно внушительными показателями репрезентативности – 96 % населения мира и 99 % мирового валового внутреннего продукта. Результаты исследования показывают национальное благосостояние как многомерную величину. Восстановление экономики после финансового кризиса важно, но для обеспечения лучшего мира необходимо выйти за рамки ВВП. Свобода выбора и демократия являются строительными блоками современных процветающих обществ. Исследование оценивает широкий спектр показателей, которые отражают национальное благосостояние не только в экономическом аспекте, но и в жизненно важных областях: образовании, здравоохранении, личной свободе, социальном капитале и многом другом3.

Показатели, принятые Институтом Legatum, указаны в таблице 2.

Таблица 2 – Описание показателей процветания

Table 2 – Description of Prosperity Indicators

Показатели Indicators

Описание Description

1

Iec

Iec Economy – состояние экономики

2

Ieo

Entrepreneurship & opportunity – бизнес-климат

3

Igo

Governance – система управления

4

Ied

Education system – образование

5

Ihe

Health system – здравоохранение

6

Iss

Safety & Security – безопасность граждан

7

Ipf

Personal freedom – личная свобода

8

Isc

Social capital – социальный капитал

Для поддержки основной гипотезы настоящего исследования мы остановимся на некоторых результатах, которые демонстрируют потенциал РБ в качестве регионального «посредника» в области безопасности.

На рисунке 1 представлены значения показателей национального процветания РБ, соотнесенные с полученными результатами по значениям выбранных индикаторов для балканских стран, с которыми граничит это государство. Рассмотрим роль соседних стран как своеобразный «региональный периметр безопасности». Проанализируем указанные данные для установления текущего состояния в целях раскрытия теоретического потенциала принятия возможной посреднической роли РБ в Причерноморье.

Рисунок 1 – Значения показателей национального процветания РБ

Figure 1 – Values of Indicators of National Prosperity of RB

Данные рисунка 1 представлены в их реверсивных значениях, причем результаты по вертикали представляют занятое место в комплексном рейтинге всех исследуемых стран-респондентов. Из графика видно, что РБ оценена с лучшими показателями по шкале Iec = 82, Ieo = 42, Iss = 33 и только в двух показателях (образование Ied = 48 > 33 и здравоохранение Ihe = 47 > 31) Греция превосходит её. Подтверждением гипотезы данного доклада является и результат по шкале системы управления – Igo = 74 > 70, 69, 53, 48, что является своеобразным доказательством возможностей совершенствования национальной политики. Интересный вопрос вызывает превосходство других стран региона, таких как Румыния, Греция, Турция и Македония в системе управления, в то время как Болгария с более низкими показателями в этой области достигла более высоких результатов в других областях.

Из данных рисунка 2 раскрывается национальное состояние Болгарии и соседних с ним государств.

Согласно критериям, выбранным Legatum Insistute, полученные комплексные результаты национального процветания определяются следующим образом:

– I = 1–30 – высокое процветание;

– I = 31–71 – выше среднего;

– I = 72–112 – ниже среднего;

– I = 113–142 – низкое процветание.

Приведенные значения комплексных показателей, полученные в течение 5-летнего периода, могут приводиться в качестве основного аргумента в поддержку выдвинутой гипотезы исследования. Действительно, стабильное развитие показателей процветания РБ за указанный период, при сохранении темпов, способно вывести страну на лидирующее место в регионе. Это свидетельствует о потенциальной возможности населения страны «находиться в зоне комфорта» и быть полезным для соседних стран в региональном аспекте в качестве «посредника» по вопросам безопасности в Причерноморье. По всей видимости, при этом также необходимо активно и своевременно укреплять национальную позицию в области образования, здравоохранения и военно-промышленного комплекса. Но для РБ оказалось огромным вызовом отсутствие стабильности в управлении и, следовательно, само экономическое развитие в стране. Вместе с этим возникает огромное демографическое давление, с которым проблемы становятся все более серьезными, их труднее преодолевать.

2016      2017

2018      2019       2020       2021

Рисунок 2 – Значения комплексных показателей процветания

Figure 2 – Values of Complex Indicators of Prosperity

Выводы . В заключение следует отметить, что мир, безопасность, развитие и процветание в настоящее время более взаимосвязаны между собой, чем когда-либо. Среда безопасности приобретает особое значение как для процессов страны и общества, так и для жизни граждан. Роль Причерноморских балканских государств в сложных процессах сотрудничества и вопросах безопасности в Юго-Восточной Европе не только в региональном, но и в мировом масштабе, сложно переоценить1.

В настоящее время наблюдается отсутствие взаимопонимания государств Черноморского региона в сфере безопасности – совместные учения государств региона не проводились с 2014 г. Инициатива BLACKSEAFOR фактически иссякла после отказа принимать участие со стороны Украины. Таким образом, «де факто» прекратилось сотрудничество между причерноморскими странами по вопросам безопасности в регионе.

Очевидно повышенное внимание НАТО к Причерноморскому региону в контексте противодействия влиянию РФ. Прослеживается двойственность подходов: как Запад, так и РФ видят в действиях друг друга угрозу своей национальной безопасности, поэтому считают необходимым дополнительное военное наращивание, что соответствует концепции дилеммы безопасности2.

Из вышеизложенного следует, что необходима региональная сила, способная вести конструктивный диалог в регионе. Существуют неопровержимые исторические, культурные и духовные факты, подтверждающие потенциальную способность РБ играть ключевую роль регионального «посредника» при формировании правильных отношений между балканскими и ведущими странами (Россия, Китай, ЕС, США) в современной среде безопасности.

Список литературы Совершенствование национальной политики безопасности: миссия регионального «посредника»

  • Шумилина В.Е., Луганцев А.К. Проблемы национальной безопасности России с позиций теории рисков // Наука и мир. 2022. № 2. С. 16-20. DOI: 10.26526/2307-9401-2022-2-16-20
  • Яковлева Е.С. Концептуальное оформление роли черноморского региона в доктринах причерноморских государств // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: сб. науч. ст. 11-й Международ. науч.-практ. конф. Курск, 2022. С. 353-365.
Статья научная