Советская кинофикация и кинопрокат во второй половине 1940-х годов... «Трофейное кино» - спасение киноотрасли в период «Малокартинья»

Автор: Косинова Марина Ивановна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Экономика и сервис

Статья в выпуске: 3 т.9, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается процесс восстановления разрушенной киноотрасли в один из самых трудных периодов - послевоенные годы. За годы Великой Отечественной войны советская город- ская киносеть потеряла свыше 500 кинотеатров, расположенных в крупных городах и промыш- ленных центрах. Сельская киносеть потеряла почти половину своих киноустановок (около 7000). Строительство новых городских кинотеатров в первые послевоенные годы осуществлялось крайне слабо - за 5 лет было построено только 77 кинотеатров. Такими же медленными темпами, как кинофикация, развивался в послевоенные годы кинопрокат. Помимо чисто экономических проблем, в эти годы наше кино столкнулось с трудностями иного характера. Кинорепертуар советского кино оказался насильственно сдвинут в сторону идеологизации и политической пропаганды, что привело к сужению жанрово-тематического диапазона советского кино. На результатах работы киноотрасли не могли не сказаться и последствия «политики малокартинья», авторство которой приписывается И. Сталину. Суть ее заключалась в противоречивой идее: тратить на кино меньше денег, но зарабатывать при этом больше. В результате киноотрасль оказалась в тяжелейшем положении. В 1947 году было принято решение о выпуске на советские экраны большой партии зарубежных фильмов, объявленных «трофейными». Эти фильмы, вызвавшие массу нареканий со стороны Агитпропа, по сути, спасли советский кинопрокат в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Увлечение зарубежными «новинками» было неизбежным: сокращение объемов советского кинопроизводства не позволяло в необходимой мере насыщать экран новыми советскими картинами, а план прибылей от кинопроката Министерству кинематографии никто не снижал. Существенным подспорьем в дополнительном повышении доходов кинопроката стало расширение кинопоказа старых советских фильмов. Кроме этого, киноруководство предприняло довольно оригинальную попытку расширения кинорепертуара за счет съемок на пленку театральных постановок

Еще

Кинопрокат, киносеть, кинофикация, "большой стиль", "малокартинье", "тро- фейное кино", агитпроп

Короткий адрес: https://sciup.org/140210316

IDR: 140210316   |   DOI: 10.12737/12541

Список литературы Советская кинофикация и кинопрокат во второй половине 1940-х годов... «Трофейное кино» - спасение киноотрасли в период «Малокартинья»

  • История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат//Ред. Фомин В.И. М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2013.
  • Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
  • Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис… д-ра философ. наук/Государственный институт искусствознания. М., 1999.
  • Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). С. 3. http://journal-s.org/index. php/sisp/article/view/31 (дата обращения: 15.06.2015).
  • Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов//Сервис plus. Т. 8. 2014. № 4. С. 9-14.
  • Маневич И. За экраном. М.: Новое издательство, 2006. 340 с.
  • Марьямов Г. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М.: «Киноцентр», 1992. 127 с.
  • РГАЛИ, ф. 2456, оп. 1, д.1889, с. 83-92.
  • РГАЛИ, ф. 2456, оп. 1, д.2736, с. 67-69.
  • РГАЛИ, ф. 2456, оп. 4, д.154, с. 52-69.
  • РГАЛИ. ф. 2456, оп. 4, д.112, с. 54.
  • РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д.576.
  • РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д.92, с. 1-12, 16-18, 38-39.
  • РГАСПИ, ф. 17, оп. 133, д.340, с. 292-293.
  • РГАСПИ, ф.17, оп. 116, д.368, с. 7.
  • Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West//Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 1. С. 41-46
Еще
Статья научная