Современное состояние проблемы стронгилоидоза

Бесплатный доступ

Стронгилоидоз - гельминтоз человека, вызываемый круглым червем Strongyloides stercoralies. Это уникальный геогельминт, который способен существовать во внешней среде и в организме хозяина. Он встречается так же и в России. В статье представлены данные по его распространенности, клинической картине и лечению. Авторами предлагается новый способ исследования почвы, основанный на использовании флотационной системы из нескольких компонентов, которая значительно превосходит по эффективности метод А.Н. Романенко.

Стронгилоидоз, геогельминтоз

Короткий адрес: https://sciup.org/14288834

IDR: 14288834

Текст научной статьи Современное состояние проблемы стронгилоидоза

Стронгилоидоз - гельминтоз человека, вызываемый круглым червем Strongyloides stercoralies (угрица кишечная). В отличие от других нематод при этой форме гельминтоза возможна аутоинвазия с развитием массивного заражения. Впервые возбудитель был выявлен в стуле больных кишечным заболеванием в 1876 году [4]. В

России впервые стронгилоидоз был диагностирован С.Н. Спасокукотским в 1896 году у крестьянина смоленской губернии [1].

Чаще всего тяжелые формы заболевания, угрожающие жизни больного, встречаются у детей больных гипотрофией и у лиц с различными формами иммунодефицитов.

Заболеваемость особенно высока в Западной, Экваториальной и Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Бразилии. В США и в Европе случаи стронгилоидоза чаще встречаются на юге страны. В странах СНГ наиболее интенсивные очаги стронгилоидоза приурочены к влажным субтропикам Азербайджана (пораженность населения в среднем 18,6%, максимальная до 40%), Грузии (средняя пораженность 2,4%), Украины (1,5-2% в лесостепной зоне). В России стронгилоидоз выявляется в Краснодарском крае с частотой от 0,2 до 2%. Подвержены вспышкам стронгилоидоза детские коллективы, что связано с возможностью заражения детей друг от друга. Группу риска составляют лица не соблюдающие личную гигиену (пациенты психиатрических больниц, интернатов для умственно отсталых), а так же иммигранты и военнослужащие, вернувшиеся из эндемических очагов стронгилоидоза [2].

Strongyloides stercoralies уникальный геогельминт, который способен существовать во внешней среде и в организме хозяина. Во внешней среде свободноживущие мужские и женские особи размножаются половым путем в почве, производя яйца, из которых образуются рабдитиформные личинки первой генерации (длинной 225 мкм). Из этих личинок образуются особи, способные превращаться в филяриформные личинки (длинной 500 мкм). Заражение человека происходит инвазивными филяриформными личинками при контакте с почвой (при ходьбе босиком). Личинки проникают через кожу в венозную систему и правые отделы сердца, достигают легких, а там пенетрируюя сосуды попадают в альвеолы и далее в бронхи. Из бронхов откашливаются и достигают желудочнокишечного тракта (тонкого и толстого кишечника). В кишечнике самка (длинной 2 мм) откладывает яйца, из которых в просвет кишечника выходят рабдитоформные личинки. Часть этих личинок попадает во внешнюю среду со стулом, продолжая внешний цикл развития. Другая часть личинок может проникать через кожу перианальной области непосредственно в кровоток и далее в кишечник, минуя легкие (аутоинвазия) [3].

Симптомы заболевания проявляются лишь у небольшой части зараженных лиц и при гиперинвазии. В остальных случаях заболевание протекает, как правило, бессимптомно. В литературе есть клинические наблюдения, продолжающиеся 65 лет [5].

Кожный синдром связан с миграцией личинок. На коже возникают эритематозные, папулезные и уртикальные "ползучие" высыпания, распространяющиеся по ходу миграции личинок со скоростью 5 - 15 см в час, появляется кожный зуд [6, 7]. При повторном и массивном проникновении личинок высыпания могут быть уртикальными или пятнисто-папулезными, напоминая коревую сыпь с быстро изменяющимися очертаниями, чаще всего они локализуются в перианальной, ягодичной области и на нижних конечностях.

Симптомы желудочно-кишечных расстройств при стронгилоидозе очень схожи с язвенным поражением желудка и двенадцатиперстной кишки (болевой синдром, кровь в стуле, нарушение пищеварения и всасывания). К характерным симптомам при развитии данного симптомокомплекса относятся боль приступообразного характера, чаще всего локализующаяся в эпигастриальной области, частая рвота, реже диарея, в кале выявляется примесь крови и слизи [8]. Диагностически значимым для постановки диагноза стронгилоидоза является выявление в кале больных лиц с выраженным кишечным синдромом рабдитиформных личинок, а так же выявление точечных очагов поражения слизистой 12-ти перстной кишки при проведении фиброгастродуоденоскопии.

Хроническое течение стронгилоидоза напоминает клиническую картину бронхиальной астмы (сопровождается кашлем, одышкой, приступами бронхоспазма и хрипами в легких) [9]. Личинки могут быть обнаружены в бронхоальвеалярном содержимом.

Наблюдают эозинофилию периферической крови (до 45-50%), гипохромную анемию.

Клинически выделяют острый и хронический (осложненный и диссеменированный) стронгилоидоз.

Дессеминированный стронгилоидоз часто встречается у детей и взрослых с иммунодефицитами. Начинается он внезапно, сопровождается вздутием живота и разлитыми болями, лихорадочным состоянием, полилимфоаденопатией и возможным развитием инфекционнотоксического шока. Эозинофилия может отсутствовать, характерен нейтрофильный лейкоцитоз [10].

Эффективный препарат для дегельминтизации - тиабендазол. Необходимо стремиться к полной дегельминтизации. Показателем служит отрицательный результат при повторных исследованиях кала. Тиабендазол назначают для приема внутрь в дозе 25 мг / кг массы 2 раза в день в течение 2 дней. Диэтилкарбамазин назначают при миграции личинок. При гиперинвазии лечение продолжают в течение 2 недель.

Для выявления возбудителя стронгилоидоза в почве можно применить классический метод Н.А. Романенко. Недостатком данного метода является низкая удельная плотность применяемого флотационного раствора. Кроме того, насыщенный раствор нитрата натрия, а так же альтернативные растворы, предлагаемые в литературе (тиосульфата натрия и натриевой селитры) очень быстро кристаллизуются, что затрудняет просмотр проб и снижает выявление яиц гельминтов.

Нами предлагается новый способ исследования почвы, основанный на использовании флотационной системы из нескольких компонентов, которая значительно превосходит по эффективности метод Н.А. Романенко.

Исследование почвы авторским способом проводили по следующей схеме: вначале готовили комбинированную флотационную смесь из трех ингредиентов: 1. насыщенный раствор цинка хлорида (2 кг ZnCl2 на 1 л воды); 2. насыщенный раствор натрия хлорида (0,42 кг NaCl на 1 л воды); 3. глицерин (Ч). Далее эти три компонента смешивали в соотношении 1:1:1. Всплывшие крупные частицы сразу же удаляли. После центрифугирования (для этой цели пригодна центрифуга марки ЦЛС-3) в течение 3 мин при 800 – 1000 об/мин воду сливали, а в пробирки добавляли 150 мл трехкомпонентной флотационной смеси. Перемешивали палочкой и вновь центрифугировали 3 мин.

Пробирки устанавливали в штатив, доливали тот же раствор до образования выпуклого мениска, накрывали обезжиренным стеклом (размер 6 х 12 см) так, чтобы оно касалось слоя жидкости. Через 20 – 30 мин стекло снимали и микроскопировали. Каждую пробу исследовали 5 раз.

При искусственном внесении в пробу почвы 100 яиц на грамм песка, не содержавшего яиц стронгилойдесов, метод Н.А. Романенко в нашем опыте позволил выявить от 1 до 5 яиц гельминта авторский метод - от 7 до 12 яиц.

South Med. J., 1993 - V. 86. - P. 821 - 825.

Список литературы Современное состояние проблемы стронгилоидоза

  • Сергиев В. П., Лобзин Ю. В. и др. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы)./С.-Петербург, «Фолиант», 2008. -С. 124 -616.
  • Фассахов Р. С., Тюрин Ю. А., Долбин Д. А. и др. Основные гельминтозы человека (клиника, лечение, современная гельминтоовоскопическая диагнсотика)./Казань, 2010. -С. 14 -20.
  • Поляков В. Е., Лысенко А. Я. Гельминтозы у детей и подростков./М., «Медицина», 2003. -С. 64 -76.
  • Meyers W., Connjr D., Neafie R. Strongyloidiasis. In Binford C., Connor D, editors. Pathology of tropical and extraordinary diseases./Washington DC: Armed Forces Institute of Pathology, 1976 -P. 428 -432.
  • Leighton P. M. Strongyloides stercoralis: the cause of an urticarial-like eruption of 65 years duration./P. M. Leighton, H. M. MacSween//Arch Intern Med., 1990 -V. 150. -P. 1747.
  • Cunliffe W. J. Liear urticaria due to larva currens: strongyloidiasis./W. J. Cunliffe, L. G. Silva//Br J. Dermatol., 1968. -V. 80. -P. 108 -110.
  • Von Kuster L. C. Cutaneous manifestation of strongyloidasis./L. C. Von Kuster, R. M. Gental//Arc. Dermatol., 1988. -V. 124. -P. 1826.
  • Liu L. X. Strongyloidiasis and other intestinal nematode infections./L. X. Liu, P. F. Weller//Infect. Dis. Clin. North. Am., 1993. -N 7. P. 655 -682.
  • Wehner J. Pulmonary manifestations of strongyloidiasis./J. Wehner, C. Kirch//Semin Respir Infect., 1997. -N 12. -P. 122-129.
  • Simpson W. G. Disseminated Strongyloides stercoralis infection./W. G. Simpson, D. C. Gerhardson, J. R. Thompson//South Med. J., 1993 -V. 86. -P. 821 -825.
Еще
Статья научная