Современные методы фиксации заднекамерных интраокулярных линз после факоэмульсификации катаракты, осложненной нарушением капсульной поддержки хрусталика

Автор: Кожухов А.А., Капранов Д.О.

Журнал: Клиническая практика @clinpractice

Рубрика: Обзоры

Статья в выпуске: 1 т.9, 2018 года.

Бесплатный доступ

Представлен обзор отечественных и зарубежных литературных источников, рассматривающих различные методы фиксации заднекамерных интраокулярных линз (ИОЛ) после факоэмульсификации катаракты, осложненной капсульной поддержки хрусталика. Отмечается достаточно широкое распространение транссклерального подшивания ИОЛ и перспективность разработки фиксации ИОЛ в слоях роговицы.

Факоэмульсификация катаракты, интраокулярная линза, капсула хрусталика

Короткий адрес: https://sciup.org/143166529

IDR: 143166529   |   DOI: 10.17816/clinpract09139-43

Текст научной статьи Современные методы фиксации заднекамерных интраокулярных линз после факоэмульсификации катаракты, осложненной нарушением капсульной поддержки хрусталика

Катаракта является одной из наиболее распространенных форм хирургической глазной патологии. В Российской Федерации согласно опубликованным данным общее количество пациентов с катарактой составляет примерно 1млн 750тыс.[1]. Согласно разработанной отечественными авторами математической модели, прогноз распространенности пациентов со «зрелой» катарактой в различных возрастных группах в ближайшие годы составляет 11-13% от общей популяции населения [2]. Следует подчеркнуть, что возможности профилактики развития катаракты, а также ее медикаментозного лечения (путем перорального приема поливитаминов, комплексов микроэлементов, антиоксидантов, минеральных добавок или инстилляций капель) до настоящего времени не подтверждена методами доказательной медицины [3]. Исходя из этого, хирургическое лечение катаракты признается практически безальтернативным.

В настоящее время «золотым стандартом» катарактальной хирургии является факоэмуль-сификация катаракты (ФЭК) через малый самогерметизирующийся разрез с имплантацией в капсульный мешок интраокулярной линзы (ИОЛ) [4-6].Согласно действующим рекомендациям, клинические особенно- сти катаракты обосновывают выбор оптимальной модели ИОЛ в каждом отдельном случае, с учетом возраста пациента и сопутствующей патологии глазного яблока. Предпочтение следует отдавать эластичным ИОЛ из гидрофильных или гидрофобных акриловых материалов. Интраокулярную коррекцию афакии выполняют с использованием ИОЛ, имплантируемых в глаз при помощи инжектора. Стандартом фиксации ИОЛ является ее расположение в капсульной сумке, что исключает контакт линзы с реактивными структурами глаза и позволяет добиться максимальных зрительных функций. Альтернативные виды фиксации линз (в углу передней камеры, за радужку, в зрачке, в цилиарной борозде и др.) используют в осложненных случаях или при нестандартном течении операции [7].

Применительно к последнему положению необходимо отметить, что по данным литературы распространенность слабости связочного аппарата у пациентов с катарактой составляет от 15 до 20%, кроме того, примерно у 20% пациентов имеются скрытые нарушения связочного аппарата хрусталика, которые не всегда удается выявить в предоперационном периоде. Дефекты волокон цинновой связки, выявленные уже на операционном столе, нередко заставляют хирурга менять тактику операции и срочно решать проблему выбора ИОЛ с адекватной для данной ситуации фиксацией [8-10]. Наиболее частыми причинами отсутствия капсульной поддержки являются травмы глаза, интраоперационные осложнения при хирургии катаракты, выраженная сублюкса-ция хрусталика, афакия после ранее выполненной интракапсулярной экстракции катаракты. Так, тяжелая контузия глазного яблока и проникающее ранение глаза могут приводить к полному разрушению связочного аппарата хрусталика. Тупая травма, по данным ряда авторов, является одной из основных причин подвывиха хрусталика и составляет от 23,8 до 46,9% случаев, в то время как при полной люксации хрусталика в стекловидное тело травма является чаще всего основной причиной [11-14].

К настоящему моменту наиболее распространенным и физиологичным методом фиксации ИОЛ признается заднекамерная. При этом виде фиксации восстанавливается почти естественная иридохрусталиковая диафрагма, отсутствует контакт ИОЛ с эндотелием роговицы и тканями угла передней камеры глаза, что снижает риск роговичной декомпенсации, хрониче- ского воспаления, глаукомы, образования периферических передних синехий, а также осложнений со стороны радужки. Анализ литературы показывает, что в данном направлении предложены различные методы, однако до сих пор сохраняется деление на два способа по направлению проведения иглы для подшивания ИОЛ – ab interno (с подходом изнутри) и ab externo (с подходом снаружи). При этом последний вариант достаточно широко использовался офтальмохирургами, поскольку, по мнению ряда авторов, имеет ряд преимуществ, заключающихся в снижении количества внутриглазных манипуляций, облегчении доступа к иридоцилиарной зоне, возможности проводить фиксирующие швы провизорно до вскрытия глазного яблока [15]. Наиболее перспективным, применительно к фиксации различных типов заднекамерных ИОЛ при отсутствии (недостаточности) капсульной поддержки, следует признать шовную фиксацию. При этом способы фиксации схематично могут быть объединены в две основные группы – подшивание ИОЛ к радужке или трансссклеральное подшивание ИОЛ под склеральным лоскутом.

Большинство работ, посвященных технике подшивания ИОЛ к радужке, описывают процесс шовного фиксирования гаптических элементов линзы к средне-периферической зоне радужной оболочки с использованием специальных узлов [16-18]. В то же время в литературе отмечается, что недостатками такого способа фиксации ИОЛ является высокий риск развития атрофии радужки, пигментной дисперсии, увеита и кистозного макулярного отека. Наряду с этим, данный способ фиксации повышает риск возникновения воспалительной реакции в послеоперационном периоде вследствие постоянного раздражения ткани радужки, развития геморрагических осложнений [19]. Несмотря на это, предпринимаются попытки снижения риска травматизации радужки, связанные либо с разработкой оригинальной методики шовной фиксации [20], либо с использованием доступа через склеральный туннель, в последнем случае среди положительных аспектов метода отмечают физиологичное расположение линзы в задней камере, большую глубину передней камеры, меньший риск возникновения патологии эндотелия роговицы и повышение ВГД в послеоперационном периоде [21-23].

Безусловно, наиболее распространенным видом шовной фиксации признается транс- склеральное подшивание ИОЛ под склеральным лоскутом. Вопрос о наилучшем расположении швов также является предметом дискуссии. При этом считается, что цилиарная борозда – самое лучшее и физиологичное место для размещения гаптических элементов при транссклеральной фиксации ИОЛ, так как окружающие ее структуры обеспечивают относительно стабильную фиксацию и позволяют легко обойти основные артериальные ветви радужной оболочки, цилиарной мышцы и трабекулярной сети, а также достигнуть эффективного положения ИОЛ и отсутствия ее ротации [24]. В литературе представлены различные методы трансцилиарной фиксации, которые отличаются способом проведения нити, меридианом фиксации ИОЛ, хирургическим доступом, применением различных моделей ИОЛ. В качестве конкретных примеров следует кратко отметить следующие способы фиксации.

В целях коррекции афакии при полном отсутствии капсульной поддержки вследствие люкса-ции хрусталика в стекловидное тело разработан модифицированный способ имплантации трехчастной интраокулярной линзы c шовной фиксацией в цилиарной борозде. После выполнения субтотальной витрэктоми и удаления люк-сированного хрусталика расширяли роговичный факоэмульсификационный разрез до 3,5 мм. В зоне фиксирующих швов выкраивали треугольные склеральные лоскуты. Далее нити из полипропилена с изогнутыми иглами фиксировали к гаптическим элементам ИОЛ, после чего иглы с нитями поочередно проводили через роговичный разрез в заднюю камеру глаза и в зоне цилиарной борозды и треугольных лоскутов выводили на поверхность склеры в 1,5 мм от лимба. С помощью двух пинцетов ИОЛ складывали пополам и вводили в заднюю камеру глаза. Нити подтягивали и фиксировали к глубоким слоям склеры, ушивали треугольные лоскуты и разрезы коньюнктивы [25].

Разработан способ имплантации мягких заднекамерных ИОЛ при нарушении капсульной поддержки у больных с травматическим повреждением хрусталика и стекловидного тела. Способ позволяет имплантировать мягкую заднекамерную ИОЛ c помощью картриджа в процессе одномоментного вмешательства на переднем и заднем отделах глаза, включающее трансцилиарную витрэктомию, удаления травмированного хрусталика и восстановления иридо-хрусталиковой диафрагмы. Выпол- няется шовная фиксация ИОЛ к склере в области иридо-цилиарной борозды с помощью картриджа, который позволяет провести имплантацию ИОЛ как транслюмбально, так и транс-склерально с минимальным хирургическим разрезом [26].

Основа следующего предлагаемого способа фиксации заключается в том, что предварительно осуществляют локализацию проекции цилиарной борозды на склеру и производят сквозные склеральные разрезы на VI-XII часах длиной 1 мм, в 1 мм ниже и выше лимба. Через сквозной склеральный разрез на VI часах вводят микроиглу с ушком около острия. Конец иглы проводят под радужкой и выводят через стандартный лимбальный разрез за пределы глаза. В ушко иглы вводят нить, закрепленную на одном из опорных элементов линзы, и выводят через сквозной склеральный разрез на VI часах наружу. Через склеральный разрез на XII часах вводят изогнутую микроиглу с ушком около острия. Конец иглы под радужкой выводят через стандартный лимбальный разрез за пределы глаза. В ушко иглы вводят нить, закрепленную на другом опорном элементе линзы, и иглу с нитью выводят наружу. Нити на VI и XII часах подтягивают и имплантируют линзу в заднюю камеру. Концы нитей подшивают к склере. Способ, по мнению авторов, обеспечивает хорошую центровку имплантируемой линзы [27].

Следующий способ включает производство стандартного лимбального разреза, разрезов на VI-XII часах, закрепление нитей на опорных элементах линзы вне глаза, имплантацию линзы в заднюю камеру глаза через стандартный лим-бальный разрез, подтягивание нитей с последующим подшиванием концов нитей к склере на VI-XII часах, отличающийся тем, что разрезы на VI-XII часах производят на конъюнктиве, на каждом опорном элементе линзы вне глаза закрепляют двойную нить, причем закрепление двойной нити осуществляют образованием петли, иглу с двойной нитью выводят через стандартный лимбальный разрез и зрачок на склеру в проекции соответствующего конъюнктивального разреза на VI и XII часах, и после подшивания концов нитей к склере накладывают швы на конъюнктиву [28].

Авторы следующего способа предлагают после фиксации нити Polypropylene 10/0 с иглой 15 мм к гаптическим элементам ИОЛ и имплантации ИОЛ в заднюю камеру, переведя иглу под радужку, производить выкол иглы в дно склеральной насечки. Следующий вкол иглы проводится в наружную стенку склеральной насечки, а выкол – в 5–6 мм от лимба. Далее выполняется 3–5 склеральных стежков параллельно лимбу, шириной около 4 мм. После этого экстрасклеральная часть нити обрезается таким образом, чтобы остался свободный конец длиной 5 мм, который заводится в субтеноно-вое пространство. Затем швы покрываются конъюнктивой. По мнению авторов, преимуществами их метода является стабильная фиксация ИОЛ в цилиарной борозде, возможность «центрации» ИОЛ в ходе операции после подшивания, отсутствие опасности прорезывания узла нити через конъюнктиву, а также минимизация индуцированного роговичного астигматизма [29].

Заключение

К настоящему моменту наличие выраженной недостаточности или полного отсутствия капсульной поддержки не являются противопоказанием к использованию хирургии малых разрезов при удалении катаракты и интраокуляр- ной коррекции афакии. В то же время, по данным литературы, ни один из предложенных способов транссклерального подшивания ИОЛ не обеспечивает ее гарантированного, безопасного и стабильного положения [30-34]. В этой связи, по нашему мнению, одним из перспективных методов фиксации может служить подшивание заднекамерных ИОЛ в слоях роговицы [24, 35]. При этом следует подчеркнуть, что окончательное решение о степени эффективности существующих и перспективных методах фиксации ИОЛ после проведения ФЭК, осложненной нарушениями капсульной поддержки хрусталика, возможно только на основе комплексной оценки клинико-функционального состояния органа зрения пациента в раннем и позднем послеоперационном периоде. При этом основными критериями данной оценки являются выраженность травматизации коньюнктивы и роговицы, прорезывания швов, фиксирующих ИОЛ, уровень вероятности послеоперационного эндофтальмита, динамика состояния внутриглазного давления, степень подвижности и децентрации (дислокации) ИОЛ в глазу, а также острота зрения.

Список литературы Современные методы фиксации заднекамерных интраокулярных линз после факоэмульсификации катаракты, осложненной нарушением капсульной поддержки хрусталика

  • Брачевский С.Л., Малюгин Б.Э. Распространенность нарушения зрения вследствие катаракты по данным исследования RAAB в Самаре. Офтальмохирургия 2013; 3: 82-85.
  • Трубилин В.Н., Орлова О.М., Жуденков К.В. Анализ прогрессирования катаракты в России с учетом данных естественной смертности населения. Практическая медицина 2016; 1 (2): 70-73.
  • Fernandez M.M., Afshari N.A. Nutrition and the prevention of cataracts. Curr. Opin. Ophthalmol 2008; 19(1): 66-70.
  • Азнабаев Б.М., Мухамадеев Т.Р., Дибаев Т.И. и др. Клинические результаты ультразвуковой факоэмульсификации на основе трехмерных колебаний. Современные технологии в офтальмологии 2015; 4: 11-13.
  • Малюгин Б.Э., Терещенко А.В., Белый Ю.А. и др. Современные стандарты хирургии катаракты с имплантацией интраокулярной линзы (обзор литературы). Рефракционная хирургия и офтальмология 2010; 3(10): 4-10.
  • De Silva S.R., Arun K., Anandan M. et al. Irisclaw intraocular lenses to correct aphakia in the absence of capsule support. Journal of Cataract & Refractive Surgery 2011; 37(9): 1667-1672.
  • Федеральные клинические рекомендации по оказанию офтальмологической помощи пациентам с возрастной катарактой. Экспертный совет по проблеме хирургического лечения катаракты. М., 2015.
  • Аветисов С.Э., Липатов С.Э., Федоров А.А. Морфологические изменения при несостоятельности связочно-капсулярного аппарата хрусталика. Вестник офтальмологии 2002; 119(4): 22-23.
  • Паштаев Н.П. Хирургия подвывихнутого и вывихнутого в стекловидное тело хрусталика. Чебоксары, 2006.
  • Малюгин Б.Э. Хирургия катаракты и интраокулярная коррекция афакии: достижения, проблемы и перспективы развития. Вестник офтальмологии. 2006; 123(1): 37-41.
  • Das P., Nicholson M., Deshpande K. et al. Results of intraocular lens implantation with capsular tension ring in subluxated crystalline or cataractous lenses in children. Indian journal of ophthalmology 2009; 57(6): 431-436.
  • Jacob S., Agarwal A., Agarwal S. Efficacy of a capsular tension ring for phacoemulsification in eyes with zonular dialysis. J Cataract Surg. 2003; 29(2): 315-321.
  • Kaplowitz K., Loewen N. Loose lens surgical management. US Ophthalmic. Rewiew 2013; 2(6): 105-108.
  • Wang R. Multiple methods of surgical treatment combined with primary IOL implantation on traumatic lens subluxation/dislocation in patient with secondary glaucoma. Int. J. Ophthalmol 2014; 7(2): 264-272.
  • Slade D.S. Ab externo sclera fixation of intraocular lens. J Cataract Refract Surg 2012; 38(10): 1316-1321.
  • Chang D.F. Siepser slipknot for McCannel iris-suture fixation of subluxated intraocular lenses. J Cataract Refract Surg 2004; 30(12): 1170-1176.
  • Mura J.J., Pavlin C. J., Condon G. P. Ultrasound biomicroscopic analysis of iris-sutured foldable posterior chamber intraocular lenses. Am J Ophthalmol 2010; 149(2): 245-252.
  • Zandian M. Moghimi M., Fallah R., Crandall A. Ab externo iris fixation of posterior chamber intraocular lens through small incision. J Cataract Refract Surg 2010; 36 (12): 2032-2034.
  • Nottage J.M., Bhasin V., Nirankari V.S. Long-term safety and visual outcomes of transscleral sutured posterior chamber IOLs and penetrating keratoplasty combined with transscleral sutured posterior chamber IOLs. Trans Am Ophthalmol Soc 2009; 107(3): 242-250.
  • Жабоедов Д. Г. Шовная фиксация ИОЛ SL-907 Centrix DZ к радужке при несостоятельности капсульной поддержки. Проблеми екологiчної та медичної генетики i клiнiчної iмунологiї 2014; 3: 210-215.
  • Baykara M. Posterior iris fixation of the iris-claw intraocular lens implantation through a scleral tunnel incision. American journal of ophthalmology 2007; 144(4): 586-591.
  • Gicquel J.J. Ultrasound biomicroscopy study of the Verisyse aphakic intraocular lens combined with penetrating keratoplasty in pseudophakic bullous keratopathy. J Cataract Refract Surg 2007; 33(3): 455-464.
  • Tam D.Y., Ahmed I.I. Iris -claw intraocular lens in complex cases. Techn. Ophthalmol. 2009; 7(2): 6471.
  • Скворцов И.А. Лимбальная шовная фиксация различных заднекамериых моделей при выпадении стекловидного тела. Клиническая офтальмология 2007; 8(3): 117-119.
  • Кадатская Н.В., Марухненко А.М. Фокин В.П. Результаты имплантации трехчастной интраокулярной линзы с шовной фиксацией в цилиарной борозде. Вестник Оренбургского Государственного Университета 2014; 12: 147-151.
  • Чуднявцева Н.А., Родина Ю.Н. Имплантация мягкой заднекамерной ИОЛ при нарушении капсульной поддержки у больных с травматическим поражением хрусталика и стекловидного тела. Офтальмологический журнал 2012; 6: 124-127.
  • Бикбов М.М., Файзрахманов Р.Р., Гильман-шин Т.Р. Бесшовный способ фиксации эластичной интраокулярной линзы с «О-образным» гаптическим элементом. Патент РФ, № RU2472473C1; 2013.
  • Тахчиди Х.П., Каштан О.В., Осокин И.Г. Способ цилиарной трансклеральной шовной фиксации гаптических элементов интраокулярной линзы при коррекции афакии. Патент РФ, № 2455963; 2012.
  • Шкворченко Д.О Узунян Д.Г., Шарафетди-нов И.Х. и др. Техника микроинвазивного безузлового подшивания люксированных в стекловидное тело интраокулярных линз. Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии (сб. науч. ст).М., 2011; 274-276.
  • Першин К.Б., Пашинова Н.Ф., Черкашина А.В., Цыганков А.Ю. Хирургическое лечение эктопии хрусталика и врожденной катаракты у детей с синдромом Марфана: оценка способов фиксации ИОЛ. Катарактальная и рефракционная хирургия 2015; 15(4): 14-19.
  • Тулина В.М., Абрамова И.А., Григорьев И.А, Камилов А.Х. Имплантация гибкой интраокулярной линзы в борозду цилиарного тела со склеральной фиксацией у пациентов с неадекватной капсулярной поддержкой. Офтальмологические ведомости 2014; 7(2): 30-35.
  • Щуко А.Г., Мищенко О.П., Сенченко Н.Я., Юрьева Т.Н. Факторы риска и осложнения, возникающие при поздних спонтанных дислокациях комплекса «заднекамерная ИОЛ -капсульный мешок» в стекловидное тело. Офтальмохирургия 2017; 1: 21-26.
  • Abbey A.M., Shah A.R., Hussian R., Williams G.A. Sutureless scleral fixation of intraocular lenses: outcomes of two approaches. The 2014 Yasuo Tano Memorial Lecture. Graefe’s Archive for Clinical and Experimental Ophthalmology 2015; 253(1): 1-5.
  • Khan M.A., Gupta O.P., R.G. et al. Smith Scleral fixation of intraocular lenses using Gore -Tex suture: clinical outcome and safetyprofile. Br. J. Ophthalmol. 2016; 100(5): 638-643.
  • Кожухов А.А., Горбункова М.В. Способ фиксации интраокулярной линзы. Патент РФ, № 2446777; 2012.
Еще
Статья научная