Современные методы психофизической подготовки в китайских тайных обществах за рубежом
Автор: Н.В. Абаев, В.М. Мельников
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 2 (8), 1998 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126558
IDR: 149126558
Текст статьи Современные методы психофизической подготовки в китайских тайных обществах за рубежом
Филиал Восточно-Сибирского института МВД России
Г.Улан-Удэ
К началу 90-х годов организованная преступность приобрела значительные по размерам масштабы, которые потребовали от правоохранительных органов России создания специализированных подразделений по борьбе с орган изованной преступностью. На них возложены такие направления оперативной деятельности, как предупреждение и пресечение бандитизма, незаконного оборота оружия, вымогательств;!, захвата заложников, похищения людей и др. Поэтому профессиональная подготовка и служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел требуют разносторонних знаний. Особое значение придается изучению истоков девиантного поведения личности, форм проявления организованной преступности, а также существующим в криминальном мире технологиям обучения и психофизической подготовки членов преступных групп.
Одним из отличтольных признаков организованной преступности является активизация в ней иностранных физических и юридических лиц. Эта криминальная тендем шт набирает силу' по мерс постепенной интеграции России в систему торговых и экономических отношений мирового сообщества. Сотрудники ОВД, сталкиваясь с различными криминальными явлениями, оказались не в полно!! мерс подготовленными к оперативной работе с зарубежными иерархическими деструктив ными организациями, включая секты, тайные организации и религиозные движения. Все больший оперативный интерес вызывают криминальные действия китайских преступных групп, которые под видом торговых, коммерческих и иных представителей имеют возможность легально развивать свой бизнес, извлекать теневые доходы и совершать преступления.
Анализ характера и способ совершения преступления, целей, которые преследуют члены преступной группы, сведения о их поведении до и после совершения преступления, отношении к людям, образе жизни способствуют решению уголовно-правовых задач. При этом требуются всесторонние данные о пси-ХОЛОГИН личности.
В Китае традиционные тайные общест ва, например. “Белый” и “Черный лотос”, представлены религиозными объели нениями, которые на различных этапах развития государства не составляли значительной угрозы для ее верховной власти. Своеобразие методов регуляции поведения в тайных объединениях проистекало из особенностей их социального, экономического, политического и культурного статуса, отличавшегося от статуса других социальных институтов китайского общества прежде всего своей “неофициальностью*
Исследователей остро интересовал вопрос о самом nine организации, социальной ориентации в период государственных потрясений, образе жизни и поведении се членов в различных условиях, определенных методах психической регуляции, которые существенно отличали ее адептов. Именно этот, скрытый фактор эффективно!! формы воздействия на сознание и социальное поведение масс действительно представлял потенциальную угрозу власти.
В современном прочтении тайные общества Китая, наряду с религиозными воззрениями, исторически обусловленным военно-политическим характером организации, продолжают нести определенные черты криминализации. Трудности экономического становления России приводят к тому, что эти преступные группы получают возможность возрождаться, образуя тайные преступные синдикаты и концерны.
В основу теории возрождения руководителями китайских мафиозных структур положен военно-философсюгй принцип — мета-стратегии и национальной экспансии. Китайские рынки, кварталы, “чайнатауны”, увлечение культурно-историческим наследием Китая, спортивно-оздоровительными и военно-прикладными видами борьбы надежно вписались в социальные и экономические инфраструктуры Америки и Европы.
Следует ОТМСТИТЬ, ЧТО ПрОЦССС длительного взаимодействия различных культурно-пси-ХОЛОП1ЧССКИХ И |№ЛИП1ОЗНО-ф|ЫОСОфсКИХ традиций Китая привел к социальной поляризации и “двойному интересу” в отношении многовекового опыта боевых искусств и психофизической подготовки бойцов. С одной стороны, он представлен интересами право-ох ран тельных органов Китая по защите граждан от преступных посягательств и охране общественного порядка в виде комплексной системы психофизической подготовки полицейских сил “цинь на” (дословно — “хватай и выкручивай”). С другой -- для реализации специфических целей криминальными тайными структурами используется огромный арсенал традиционных школ, направлений и эзо-терических систем, имеющих <|ххмшьные и клановые секреты по подготовке бойцов восточных единоборств, которые являются составной частью психофизической тренировки.
Интерес к изучению способов психофизического воздействия на формирование сознания и поведения людей характеризует потп все существовавшие когда-либо институты государственной власти, ситовые структуры и представителей преступного мира. Можно указать некоторые специфические цели и направления психофизической подготовки, наглядно демонстрирующие механизм создания и функционирования определенного типа личности тайной китайской организации, активной в сфере организованной преступности:
-
— формирование стиля жизни, культуры психологической деятельности, ценностных ориентаций как составляющих базисного типа личности члена группы;
-
— иерархичность структуры, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение членов организации руководителю;
-
— контроль сознания личности на основе строгой зависимости от занимаемого места в группе и регламентированность всех возмож
ных вариантов его поведения;
-
— “рекрутирование” в группы преимущественно людей, не имевших в обществе устойчивого социального статуса;
-
— исходная маргинальность члена группы становится необходимым способом выжи-вания;
-
— использование конспирации, секретности и сведение до минимума утечки информации;
-
— в ситуации выпадения члена группы из иерархии этой группы неопределенность положения серьезным образом сказывается на комплексе ощущений инвалида и понимается им как отстранение от “существования” или активных действий;
-
— создание специальных условий для совершенствования психофизической и боевой подготовки при наличии собственной военизированной гвардии;
-
— мобильность преступных п>упп, наличие связей информационно-аналитических отделов и экспертов, инструкторов высокого класса и др.
Члены тайных объединений используют огромный арсенал различных методов, которые частично были связаны с буддизмом либо с иными традиционными китайскими системами. Muonic представители института “наставников” располагали особыми изотерическими методами, которые передавались лишь отдельным ученикам и составляли “темную” нить учения.
Методы статистической медитации практиковались в сочетании с динамическими методами, заимствованными из даосской йоги и китайской системы у-шу (военно-прикладного искусства). Так. одно из “военных на-правлений” психофизической тренировки общества Багуацзяо (Учение восьми триграмм) добавилось активными действиями на основе “ди-туй ла цюань” — шмнастических упражнений (прыжков) и кулачного боя. Широко практиковались различные формы индивидуальных , коллективных или совместных с учителем-наставником медитаций, внешне пассивных и активно-динамических форм кулачного боя, фехтования, ритуальных танцев, парадоксальных диалогов-поединков и др. Большинство методов были направлены на вытеснение из сознания учеников обыденных логических, вербальных структур и создавали предпосылки для внутренних переживаний, интуитивного просветления и озарения с последующей идентификацией “природы Будды". Хотя перечисленные методы преследовали религиозные цели, в условиях во мечения тайных обществ в активную социальную ситуацию они налагали отпечаток на образ жизни и характер деятельности ее членов.
В плане управления сознания особое значение приобретает процесс подчинения воли, мыслей, чувств и действий ученик;! в ходе так называемых бесед с наставником. Психологи-чсская установка ученика на это обязательное (предварительное) условие требовала от ;шепта отказа отличных желаний и устремлений. ставила его в зависимое положение от желания учшел я-наставника руководить процессом его морально-психологического совершенствования. В ходе работы наставника с адептом особый акцент делался на устранение личностной мотивации, вредности и иллюзорности индивидуального “я'* на пути к желанному просветлению.
Закреплению определенных программ поведения способствовало состояние гипнотического транса, вызываемого ритмическими телодвижениями, ‘пением магических .заклинаний, содержащих универсальную звуковую структуру. итд Например, участники Боксерского восстания (1898-1901 гг.) активно использовали психофизическую тренировку "военного направления” общества Багуацзяо - "упражнения ихэтуаней*. состоящие из множеств;! заклинаний, 8-12 и более иероглифов и десяти фраз, а также "шокового гипноза” Наставники ихэтуаней целенаправленно использовали фактор ослабления функций критичности сознания, осознанно осуществили подбор своих последователен из числа молодых подростков, так как они легче поддавались внешнему модифицирующему воздействию.
Общее методолоппсское правило, кото[ю-муследовали различные китайские направления и школы психофизической подготовки людей, заключалось в возможности воздействия посредством различных внешнихсредств, таких. как мантры, ритуалы, заклинания.
Га кос воздействие не сводилось к реализации простой поведенческой программы. как, например, при обучении ртичным вилам борьбы. а преследовало цель снятия "психологического барьера” на внушаемость личности наставником Впоследствии она могла уже быть представленной в виде индивидуальной или групповой поведенческой метапрограммы действия различной направлен пости.
Например, различные мстапрограммные установки (свержение иноземной династии) закладывались в сознание членов тайных объ единении не только во время занятий боевыми искусствами, но и в течение всего процесса индивидуально-групповой психофизичсс кой подготовки, а также различных форм ритуального поведения.
Таким образом, наличие специализированных психофизических методов подготовки людей предусматривало существование особого социально-психологического типа личности. который! культивировался в тайных объединениях. Вследствие этого разнотипные со тыльные [юли личности, нормативныетребования и ценностные ориентации практически оказывались нс связанными в единой системе. что создавало возможность развертывания поведения человека в различных, порой непредсказуемых направлениях с точки зрения общепринятых социальных и правовых норм поведения.
Многие из этих методов впоследствии начали использоваться в практике различных государственных, военных и криминалистических структур за пределами как тайных объединений. так и самого Китая.
Механизм создания определенного типа тайных китайских кланов позволяет увидеть некоторую схожееII. с типичными чертами членов преступных q>ynn международного класса, которыми являются:
— духовно- я ичсский ореол активного участника в служении “всликои пели
— практическое освоение и совершенствование тсхнолошй изучения боевых искусств;
- потребность в независимое! и и элитарной значимое! и.
— ситуационное сочетание низкого и высокого порога терпимости и др.;
—- тяга к опасностям, переменам в жизни.
— проявление неоправданной жестокое! и в отношении людей и др.
Одна из особенностей психической деятельности членов тайной преступной q>ynnw заключается в том. что мотивы и цели действия в большей части совпадают. Мотив пре отупления следует искать нс только в данной с шуаци и-конфликте. а за ее пределами, сформировавшимися задолго до совершения прс-ступления. Вполне очевидна ведущая рать ру-ковод1ггелсй клана в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта
В криминалистическом плане особое значение имеет изучение условии психологической подготовки формирования личности, в частности, се направленности, развития характера и тех его черт. которые связаны с совср- шенисм преступления. Способ совершения преступления, обусловленный воспитанием и специальной психофизической подготовкой “боевиков" клана, часто выявляет “почерк” стиля и школы преступника, характеризует наличие у него особой жестокости.
Субъективным признаком жестокости следует считать сумму действий, направленных на причинение физических и моральных мучений. пренебрежение страданиями и человеческим горем, фактов физического устранения потерпевших и свидетелей преступления.
В юридической психологии принято считать, что у убийц процесс формирования способностей независимых продуктивных отношений и свободного, независимого функционирования блокирован с самого начала. По всей видимости, именно эти психологические факторы характеризуют многих членов пре-ступных тайных кланов в виде различных форм “эрзац-автономии”, т.с. скрытой зависимости человека от определенных условий окружения (людей, вещей, правил и др.).
Разработка эффективных прогиводейству-юших мер борьбы с преступным миром, и особенно с организованной преступностью китайских тайных обществ за рубежом, нс может быть достаточно эффективной без знания и учета се стратегии, тактики приемов, методов психофизической подготовки и воспитания кадров, процесса вращивания асоциальные структуры и последующей реализации преступных деяний, а также информационно-психологического воздействия всей организованной преступности ( в том числе терроризма) на различные слои населения.