Современные проблемы оперативно-разыскной деятельности в контексте соблюдения конституционных прав граждан
Автор: Хармаев Юрий Владимирович
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция @vestnik-bsu-jurisprudence
Рубрика: Актуальные вопросы конституционного права
Статья в выпуске: 1, 2022 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье рассмотрено соотношение оперативно-разыскной деятельности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий. С развитием правового государства и становлением правовой системы, основанной на демократических началах и принципах, объективно появилась потребность в гарантиях соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому сегодня оперативно-разыскная деятельность организуется уже на законодательной основе и общепризнанных конституционных нормах и правилах, регулирующих и гарантирующих соблюдение прав и свобод личности. На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности должно быть в приоритете в условиях применения специальных сил и средств для борьбы с преступностью, поиска информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.
Защита прав и свобод, оперативно-разыскная деятельность, право на судебную защиту, расширение полномочий
Короткий адрес: https://sciup.org/148325470
IDR: 148325470 | DOI: 10.18101/2658-4409-2022-1-35-39
Текст научной статьи Современные проблемы оперативно-разыскной деятельности в контексте соблюдения конституционных прав граждан
Хармаев Ю. В. Современные проблемы оперативно-разыскной деятельности в контексте соблюдения конституционных прав граждан // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2022. Вып. 1. С. 35–39.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации закрепляет приоритет прав, свобод и законных интересов граждан государства. В любом демократическом государстве права и свободы человека и гражданина должны находиться под защитой государства и закрепляться в Основном законе страны [3, с. 44]. Однако события, происходящие в российском обществе последних «постнулевых» лет, вызывают беспокойство в связи с расширением полномочий силовых структур в обращении с гражданами и поднимают обозначенную проблему на новый уровень1.
В ст. 2 Конституции РФ отмечается конституционная обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для достижения указанной цели у государства в качестве инструментариев должны быть эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами [1, с. 129]. Одна из основных задач на современном этапе в деятельности государства заключается в создании и трансформации таких правовых механизмов. Направления защиты прав, свобод человека и гражданина разнообразны, среди которых немаловажное значение имеет оперативно-разыскная деятельность специальных уполномоченных законом подразделений, к которым в последнее время у общества и граждан имеется ряд нареканий. Несмотря на объявленные реформы, вопросов у общества к правоохранительным органам не становится меньше.
В октябре текущего года отмечается 100-летие со дня основания подразделений уголовного розыска в Республике Бурятия. Точкой отсчета является издание приказа иркутского губернского руководителя МВД о назначении начальника уголовного розыска на территории современной Бурятии1. К сожалению, современные реалии деятельности субъектов ОРД нередко подвергаются критике2.
В то же время следует помнить, что в истории деятельности бурятских сыщиков было немало героизма в борьбе с преступностью, были времена, когда деятельность оперативного состава местного уголовного розыска ставилась в пример коллегам из других регионов.
В связи с тем, что проведенный круглый стол посвящен юбилею Капитона Аюрзанаевича Будаева, напомним, что его профессиональная деятельность в органах прокуратуры напрямую связана с борьбой с преступностью. Раскрытие и расследование особо опасных преступлений против жизни помимо оперативных подразделений уголовного розыска являлось приоритетным направлением и для следственных органов прокуратуры.
Современная статистика, к сожалению, отчетливо отражает, что уровень особо тяжких преступлений против жизни в республике остается одним из самых высоких в стране. В 2015 г. не случайно совместно со СУ СК России по РБ была проведена научно-практическая конференция, посвященная предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений против жизни. Практические работники, представители научного сообщества неоднократно вспоминали и приводили в пример деятельность прокурорских работников и сотрудников уголовного розыска советского периода. Действительно, именно в тот период уровень раскрываемости неочевидных убийств был одним из самых высоких по всему СССР. Большое количество проверок Генеральной прокуратурой СССР, ведомственных комиссий союзного МВД констатировало высокий уровень профессиональной деятельности сотрудников, такой положительный опыт распространяли по всему Советскому Союзу. О многом свидетельствует и тот факт, что один из основателей юридического факультета в Бурятском государственном университете Б. Ц. Цыденжапов в должности прокурора Бурятской АССР находился более 20 лет. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что принцип законности при расследовании и раскрытии особо тяжких преступлений против жизни оставался на очень высоком уровне как в деятельности следователей прокуратуры, так и в работе оперативных работников уголовного розыска.
Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ вызвал определенную сенсацию среди граждан ранее закрытого тоталитарного общества. Впервые открыто и публично в нормативно-правовом акте, имеющем высшую юридическую силу, отмечалась разведывательнопоисковая деятельность как обычная правоохранительная, правда, со ссылкой на некоторые специфические особенности.
В связи с этим специальный курс «Основы оперативно-разыскной деятельности» (далее — ОРД) относительно недавно стали вести в гражданских юридических вузах страны. Традиционно указанная дисциплина была основной в ведомственных институтах силовых структур (МВД, ФСБ, ФСИН и др.) и практически на 80–90% содержала «совершенно секретные» и «для служебного пользования» материалы. В гражданских учебных заведениях (в том числе БГУ) дисциплина «Основы ОРД» изучается только в рамках федерального закона «Об ОРД» от 12 августа 1995 г. Форма подачи учебного материала остается традиционной и неизменной: лекции, семинарские и практические занятия. Для более тщательного понимания и усвоения положений и категорий этого специального курса могут быть использованы учебные фильмы, фрагменты художественных картин, объясняющие сущность и природу разведывательно-поисковой деятельности, можно пригласить на занятия практических работников оперативных подразделений и др. Иными словами, современный выпускник юридического вуза должен отчетливо понимать, что помимо открытых, гласных и публичных форм противодействия преступности существует и другая, имеющая исторические корни и мировую практику применения оперативно-разыскная (разведывательно-поисковая) форма борьбы с преступностью.
В ходе изучения учебной дисциплины, норм настоящего федерального закона студенты должны усвоить, что методика и тактика проведения оперативноразыскной деятельности — это уже объект анализа сотрудниками уполномоченных силовых структур. Как правило, сама специфика проведения оперативноразыскных мероприятий урегулирована ведомственными нормативно-правовыми актами, имеющими гриф «совершенно секретно» или «для служебного пользования». Поэтому если в будущем они будут работать в таких подразделениях, их дополнительно обучат тактике и методике оперативно-разыскной деятельности.
Содержание федерального закона «Об ОРД» показывает, какими обширными полномочиями могут обладать сотрудники оперативных подразделений в профессиональной деятельности. Очень важным представляется аспект, связанный с контролем и надзором за оперативно-разыскной деятельностью, имеющий цель — не допустить нарушений закона и ограничения прав и законных интересов граждан. Сам факт проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий, непосредственно ограничивающих конституционные права граждан, только с разрешения суда — значимый элемент в целостной цепи защиты прав человека, априори гарантирующий соблюдение субъектами ОРД принципа законности [2, с. 74].
Однако в современной действительности наблюдаются некоторые тревожные сигналы, отражающиеся в ряде законодательных изменений1, а также определенные попытки еще большего расширения полномочий силовых структур, в том числе и субъектов ОРД. Не первый год ряд ведомств пытается обрести статус субъектов оперативно-разыскной деятельности, например Федеральная служба войск национальной гвардии (далее — Росгвардия), созданная на основе внутренних войск Российской Федерации, а также Федеральная служба судебных приставов. Аргументы указанных правоохранительных органов самые разные, однако позиция высшего законодательного органа страны остается пока неизменной, субъектов ОРД, указанных в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», достаточно и расширение их количества сегодня не актуально.
В заключение отметим, что социально-экономическое состояние государства, а также уровень преступности порой обусловливают желание дополнить, каким-то образом расширить полномочия правоохранительных органов, в том числе и субъектов ОРД. Но все же следует помнить, что контроль и надзор за деятельностью силовых ведомств со стороны уполномоченных законом органов и институтов общества — это тот инструмент, который должен являться основным гарантом защиты прав, свобод и законных интересов общества.
Список литературы Современные проблемы оперативно-разыскной деятельности в контексте соблюдения конституционных прав граждан
- Таова Л. Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью - гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 129-131. Текст: непосредственный.
- Никитин Е. Л. Права человека в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая мысль. 2007. № 5. С. 74-88. Текст: непосредственный.
- Хармаев Ю. В. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер. История. Политология. Право. 2018. № 2(10). С. 44-47. Текст: непосредственный.