Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение

Бесплатный доступ

На процессы жанрового смешения романа влияет множество факторов. Безусловным является тенденция усиления жанрового смешения романа на современном этапе. Статья посвящена выявлению особенностей жанрового смешения романа. В частности рассмотрены такие особенности современной романистики как деканонизация современного романа, стирание различий национальных литератур, усиление заимствования сюжетов и самих жанров, рост нелинейности и фрагментарности пространственно-временных характеристик художественного времени романа, дереализация событийности в романе, расширение «объема» «памяти жанра», усиление внеродовых форм, усиление внежанровости, включение в роман метапрозы, усиление гипертекстуальности.

Еще

Деканонизация современного романа, включение в роман метапрозы, расширение

Короткий адрес: https://sciup.org/148102632

IDR: 148102632

Текст научной статьи Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение

Современной романистике свойственен комплекс взаимосвязанных тенденций развития, которые сказываются и на процессах жанрового смешения. Речь идет о деканонизации современного романа, стирании различий национальных литератур (унификации), усилению заимствования сюжетов и самих жанров, росте нелинейности и фрагментарности пространственно-временных характеристик, дереализации событийности в романе, расширении «объема» «памяти жанра» романа за счет усиления внеродовых форм, тенденций к внежанровости, к включению в роман метапрозы, а также гипертекстов и т.д.

Деканонизация современного романа проявляется в разрушении традиционных ценностных центров, аморфности жанровой системы романов последнего времени, активном использовании авторами приемов абсурда. Склонность к деканонизации у романа стала проявлять себя отчетливо еще в конце XIX века – начале ХХ века. Наиболее яркое проявление деканонизация получила в антироманах (некоторые исследователи используют термин «роман-антироман»), когда писатели сознательно пренебрегают общераспространенными условностями жанра романа. Антироманы (как и антижанры в целом) возникают в периоды смены эпох, когда общественная и литературная мысль обращается к новым парадигмам. На стыке различных эпох, когда определенное направление уже выработало приемы и обзавелось канонами, возникает потребность са-морефлексии, иронически отстраненной, паро- дийной переработки этих канонов, что и воплощается в антижанре.

Антироман-диалог Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» ( Jacques le Fataliste et son maоtre, 1773) основан на отрицании доминировавших на тот момент романных структур. Роман Роберт Льюис Стивенсона «Мастер Баллан-трэ» ( The Master of Ballantrae, 1889) не укладывается в известные жанровые рамки, в том числе и жанра романа. Этим и объясняется пестрота жанровых обозначений этого произведения, данных различными исследователями: роман, сказка, история1. Сам автор отдает предпочтение последнему обозначению как наиболее нейтральному. Деканонизация романа в литературе постиндустрализма связана с понятием декосн-трукции, введенным в 1964 году Жаком Мари Эмилем Лаканом и разработанный как метод философом-постструктуралистом Жак Деррида в работе «О грамматологии» (1967). Деконструкция является инструментом художественного отображения бытия, представляющего набор хаотичных элементов. При этом ведущим принципом организации текста становится нонселек-ция, понимаемая как набор различных способов создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса: повествовательная прерывистость, информационная перегруженность текста (зачастую благодаря символическим значениям), стирание грани между реальностью и вымыслом.

Приемы деконструкции разрабатывал также Ролан Барт. В книге «S/Z» (1970) Р.Барт вырабатывает концепцию Текста. В его теории

Шарифова Салида Шаммед кызы, кандидат филологических наук; старший научный сотрудник.

происходит переход от «множества смыслов», которое можно прочесть в произведении в зависимости от установок читателя, к «множественному смысла», образующего уровнем Текста. Ролан Барт разделяет понятия «текст» от понятия «произведение». Под текстом Р.Барт понимает среду, в которую помещено произведение. Одним из существенных факторов этой среды является язык, который обладает топосами (готовые формы). Категория «топос» была введена Аристотелем для обозначения стереотипных выражений, общих «для рассуждений как о справедливости, так и о явлениях природы и общественной жизни, и о многих других, различных между собой предметах»2.

По мнению, Р.Барта литература имеет собственные топосы (стилевые, сюжетные жанровые и т.д.). Мастерство писателя заключается в том, чтобы в ходе деконструкции варьировать и комбинировать языковые и литературные топосы, преодолевая наложенные ими ограничения. В результате этого преодоления постмодернист создает симулякр (от лат. «simulacrum» – изображение, подобие). Идея симулякра была воспринята постмодернистами у Платона, который под этим термином понимал копию копии. Для постмодерниста же симулякр «не есть деградировавшая копия, он содержит в себе позитивный заряд, который отрицает и оригинал, и копию, и образец, и репродукцию»3. Позитивность симулякра состоит в его способности преодолевать условности, разрушать иерархию. Таким образом, в самом симулякре заложен потенциал по преодолению жанровых условностей.

Создание симулякра предполагает игру автора, писателя. В постмодернистической литературе игра становиться инструментом присутствия писателя в произведении. Писательская игра завязывается вокруг форм, условностей, символов и т.д. При этом автор играет как с текстом, так и с читателем. Игровое отношение к слову используется для поиска «утаенного» смысла. Авторская игра в постмодернистском произведении – это следствие понимания хаоса непреодолимым. Игра служит инструментом преодоления хаоса. Следует отметить, что деканонизация жанра не предполагает его автоматическое угасание. По мнению Виктора Борисовича Шкловского, появление антижанров является лишь формой развития самого жанра: «Но искусство развивается, неизбежно проходя через стадии самоотрицания. Жанр развивается как антижанр. В свое время «Дон Кихот» был антироманом не только как пародия, но как произведе- ние с другими задачами анализа»4. Деканонизация жанра не предполагает отказ от категории жанра в целом. Деканонизация предполагает смену художественного мировидения: переход от замкнутых моделей отображения действительности к модальному типу.

Глобализация и информационные технологии оказывают неоднозначное влияние на литературный процесс. Если с одной стороны глобализационные процессы подхлестнули писателей к обращению к проблемам сохранения национального самосознания в современном мире, преодоления кризиса гуманистических ценностей и определения роли человека в современном социуме, то с другой стороны – создали предпосылки для превращения романов в своеобразный товар одноразового пользования. В итоге романистика разделилась: современная романистика представлена как произведениями, имеющими общественно-историческое и художественно-литературное значение, так и образцами, являющимися кальками многочисленных любовных и детективных романов, романов-ужасов и т.д.

Глобализация обострила проблему соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в национальных литературах. С одной стороны, идет взаимное обогащение национальных культур в результате коммуникативно-культурного обмена, происходит формирование единого мультикультурного глобального пространства. С другой стороны, «вестерницазия» (как составная глобализации) приводит к потере незападными культурами своей идентичности. «Вестернизация» провоцирует разрушение традиционных форм культуры, устоявшихся моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества. Нередко «вестернизация» выступает как целенаправленная культурная экспансия, характеризующаяся: 1) переносом в незападные культуры образа жизни и потребительских ценностей, присущих западному обществу; 2) насаждением западной культуры, как универсальной, исключающей вклад других культур; 3) стремлением достичь путем культурной экспансии политикоэкономического доминирования Запада; 4) подвижностью и динамичностью современных языковых процессов и масштабностью языковых, а также стилистических заимствований; 5) мерами по обеспечению односторонности потока информации – от «центра» (Запада) к «периферии» (не западные страны).

Список литературы Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение

  • Преображенская Л.И. Ситуация кризиса границы и перестройка композиционной структуры в романе-антиромане Р.Л.Стивенсона «Мастер Баллантрэ»//Мировая литература в контексте культуры, под редакцией проф. Н.С.Бочкаревой. -Пермь: 2006. -С. 146.
  • Аристотель. Риторика. -М.: 2005. -С. 14.
  • Делез Ж. Платон и симулякр//НЛО. -1993. -№ 5. -С. 53.
  • Шкловский В.Б. Избранное. В 2-х т. Т. 1. Повести о прозе. Размышления и разборы. -М.: 1983. -С. 229.
  • Жаринова О.В. Поэтико-философский аспект произведений Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation «П». Автореф. дисс. канд.филол.наук. -Тамбов: 2004. -С. 7.
  • Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. -Л.: 1979. -С. 71.
  • Гойтисоло Х. Ортега и роман//Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в./Сост., предисл., общ. ред. Л.Г.Андреева. -М.: 1986. -С. 283 -284.
  • Burgess A. English Literature: A Survey for Students. Harlow: Longman, 2000. -P 9.
  • Parrinder P. Nation and Novel: The English Novel from Its Origins to the Present Day. Oxford: Oxford University Press, 2006. -P. 4.
  • Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. -Ленинград: 1984. -С. 106.
  • Крошнева М.Е. Теория литературы. -Ульяновск: 2007. -С. 52.
  • Бальбуров Э.А. Художественно-философский неосинкретизм в русской литературе начала ХХ века. Автореф. дисс.докт.филол.наук. -Новосибирск: 2006. -С. 7.
  • Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. -Волгоград: 1999. -С. 159.
  • Керимов Т.X. Постструктурализм//Современный философский словарь. -М.; Бишкек; Екатеринбург: 1996. -С. 381 -382.
  • Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века). Автореф. дисс..докт.филол.наук. -М.: 2008. -С. 28.
  • Зусева В.Б. «Фальшивомонетчики» А.Жида: Роман автора и роман героя.//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://ifi.rsuh.ru/vestnik_2006_1_15.html> (23.07.2010).
  • Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика. -Пермь: 2000. -С. 219.
  • Бак Д.П. История и теория литературного самосознания: Творческая рефлексия в литературном произведении. -Кемерово: 1992.
  • Гайжюнас С.В. Роман воспитания (динамика жанровой структуры). -Вильнюс: 1984. -С. 16.
  • Днепров В.Д. Идеи и времени и формы времени. -М.: 1977. -С. 419.
  • Alışarlı S. «Uşaqlar qaranquş və qurbağa haqqında mahnı oxumalıdırlar...»//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://kitabxana.net/?oper=readNews&id=758> 01.03.2011).
  • Seyran Səxavətin «Bəhanə» si var//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. anl.az/down/meqale/adalet/adalet_sentyabr2009/89549.htm> (14.11.2009).
  • Барт Ролан. С/Z. -М.: 1994. -C. 14.
  • Кальвино Итало. Незримые города/Замок скрещенных судеб. -Киiв: 1997. -С. 381.
  • Гулиус Н.С. Художественная мистификация как прием текстопорождения в русской прозе 1980 -1990-х гг. (А.Битов, М.Харитонов, Ю.Буйда). Автореф. дисс. канд. филол.наук. -Томск: 2006. -С. 6.
  • Баринова Е.Е. Метатекст в постмодернистском литературном нарративе. Дисс.канд.филол.наук. -Тверь: 2008. -С.4.
Еще
Статья научная