Современный художественный образ города: монументальная скульптура в контексте постистории

Бесплатный доступ

Антропологический (или человекоориентированный) подход к формированию современного образа города является на сегодня наиболее актуальным, если учитывать сложнейшую социокультурную проблематику современности. Художественный образ города как один из его субобразов создает особое пространство чувственно эмоционального, в котором происходит событие встречи Я человека с Я города. На примере контрмонумента, одной из тенденций современной монументалистики, в статье рассматривается способность монументальной скульптуры взаимодействовать с болевыми точками современного общества с коллективной памятью, национальной и культурной идентичностью, индивидуальной и коллективной ответственностью, обращенными не только в прошлое, но и в будущее. Становясь частью сложноорганизованного художественного образа города, современная монументальная скульптура способна не только витализировать его энергию, но делать его аутентичным, созвучным тем изменениям, которые происходят в общественном и индивидуальном сознании, в мировосприятии и мирочувствовании современного человека. Ключевые слова: современная монументальная скульптура, художественный образ города, постистория, идеология, контрмонумент, город, монумент.

Еще

Современная монументальная скульптура, художественный образ города, постистория, идеология, контр-монумент, город, монумент

Короткий адрес: https://sciup.org/144163002

IDR: 144163002   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-87-99

Список литературы Современный художественный образ города: монументальная скульптура в контексте постистории

  • Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. Москва: Европа, 2008. 424 с.
  • Библер В. С. Лидия Яковлевна Гинзбург и судьбы русской интеллигенции // Культурологический ежегодник. Выпуск 1. Культурологический семинар. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. С. 422–427.
  • Везнер Л. Н. Структура образа города: основные теоретические подходы // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 221–224.
  • Интервью В. Корецкого и Д. Рузаева с С. Жижеком от 24 апреля 2013 года // Colta: [Электронный ресурс] URL: http://archives.colta.ru/docs/20836
  • Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / 4‑е изд., перераб. и доп. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 c.
  • Кривцун О. Мера человеческого в искусстве: исторические модификации // Человек. 2014. № 4. С. 57–82.
  • Лекус Е. Ю. Скульптурные лениниана и сталиниана: особенности монументализации культа личности // Советское искусство и мировое художественное пространство: роль женщины в искусстве ХХ века. Материалы научно-практической конференции, сборник научных статей / науч. ред. и состав. А. В. Карпов, Н. Н. Мутья; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2021. С. 13–22.
  • Лефевр А. Идеи для концепции нового урбанизма // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 1–8.
  • Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой. Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 400 с.
  • Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / пер. с англ. М. Коробочкина. Москва: Strelka Press, 2014. 392 с.
  • Павлов А. В. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2021. 561 с.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.
  • Сассен С. Глобальный город: введение понятия // Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н. А. Слуки. Москва: ООО «Аванглион», 2007. С. 9–27.
  • Смирнов С. А. Человек в городе и город в человеке, или ещё раз о предмете городской антропологии (1) // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 12–36.
  • Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой, В. И. Толстых. Москва: Политиздат, 1989. 447 c.
  • Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. Москва: Прогресс, 1999. 146 с.
  • Alweiss L. Collective Guilt and Responsibility. Some Reflections, European Journal of Political Theory. Vol. 2 (2003), 3. Pp. 307–318.
  • Anderson S. Peter Behrens and a New Architecture for the Twentieth Century. Cambridge, Massachusetts. 2000. 443 p.
  • Gehl J. Life Between Buildings: Using Public Space. Tr. by J. Koch, Van Nostrand Reinhold. New York. 1987. 202 p.
  • Interview mit Mahnmal-Architekt Peter Eisenman «Es ist kein heiliger Ort» (10.05.2005). [Электронный ресурс] URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/interview-mit-mahnmal-architekt-peter-eisenmanes-ist-kein-heiliger-ort-a‑355383.html
  • Lekus E. Environmental identity: «space» vs «place». SHS Web Conf. Volume 43. 2018. The 4th International Research-to-Practice Conference Lighting Design – 2017 (LD‑2017). [Электронный ресурс] URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/04/shsconf_ld2018_01005/shsconf_ld2018_01005.html
  • Narboni R. From light urbanism to nocturnal urbanism. Light &Engineering. 2016. Vol. 24. Issue 4. Pp. 19–24.
  • Park R. E. The City: Suggestions for the Investigation of Human Behavior in the City Environment. American Journal of Sociology. 1915. Vol. 20. № 5. Pp. 577–612.
  • Young I. Responsibility for justice. Oxford – New York: Oxford University Press, 2011. 224 p.
  • Young J. E. The Counter-Monument: Memory against Itself in Germany Today. Critical Inquiry. Vol. 18. No. 2 (Winter, 1992). Pp. 267–296.
Еще
Статья научная