Современный кинематограф как способ влияния на общественное сознание в отношении отдельных криминологических явлений

Автор: Маркина А.А., Гудовичева В.Е.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 5-2 (104), 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос влияния кинематографа на общественное мнение. Проанализированы культовые фильмы и сериалы различных времен 20-21 веков. На основе анализа затрагиваемых тем, а также окружающей обстановки того времени сделаны выводы о влиянии кинематографа на общественное мнение в отношении отдельных криминологических явлений: преступности, романтизации бандитизма, легализации права на убийство и т.п.

Криминология, кинематограф, право, кино, право и искусство, правосознание, духовная жизнь

Короткий адрес: https://sciup.org/170209370

IDR: 170209370   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-5-2-227-232

Текст научной статьи Современный кинематограф как способ влияния на общественное сознание в отношении отдельных криминологических явлений

Духовная жизнь занимает центральное место в системе человеческих ценностей, она касается практически всех сфер жизни. Одним из способов ее формирования является кинематограф. Кино как средство массовой коммуникации является популярным способом развлечения, с помощью него создаётся идеология, которая демонстрирует те или иные общепризнанные нормы и ценности. Разработчики кинофильмов применяют способы подсознательного влияния для того, чтобы после завершения просмотра фильма у человека сохранились всевозможные размышления о нем, о том, как может раскрутиться сюжет и что могло бы быть по-другому, а также в какой степени вероятна подобная ситуация в реальном мире.

В мире широко распространены различные интерпретации правового анализа фильмов. Причем можно выделить два основных подхода: первый ориентирован на юридическую практику, а второй акцентирует внимание на правовых аспектах и кинематографических приемах [1, с. 118].

Тем не менее, кино, являясь способом формирования общечеловеческих ценностей и мировоззрения, будет рассматриваться нами как способ влияния на общественное сознание в области криминализации и декриминализации тех или иных явлений.

Привлекательность запрещенных или противозаконных действий для общественности объясняется целым рядом причин, включая обманчивое ощущение свободы или бунта (против установленных порядков, правительства или социума), альтернативные жизненные стратегии, сулящие быстрый заработок и влияние, а также культ криминальных лидеров. Кинематографические произведения, не уделяющие должного внимания пропаганде социально одобряемых моделей поведения, способны подтолкнуть определенные слои населения к совершению правонарушений, что, в свою очередь, может негативно повлиять на криминогенную обстановку в государстве [10, с. 185].

Иными словами, влечение к нелегальному часто подпитывается романтизацией бунтарства и стремлением к легкой наживе, при этом кино, избегающее четких моральных ориентиров, рискует усугубить проблему преступности, подстрекая уязвимых граждан к антиобщественным поступкам.

Сложившуюся динамику российской преступности можно оценить по данным в таблице 1.

Таблице 1. Динамик преступности согласно данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [11]

Год

2020

2021

2022

2023

2024

Всего осужденных

530 998

565 317

578 774

555 742

512 845

Прирост (+/-)

0%

+6,46%

+2,38%

-3,98%

-7,72%

Безусловно, не существует статистических данных, связывающих прямое взаимовлияния кино на показатели преступности. Тем не менее, можно утверждать о том, что кинокартины, представленные в широком прокате, оказывают влияние на моральный выбор в конкретной ситуации. Когда зритель мысленно принимает сторону персонажа, совершающего неправомерные поступки, находя объяснения его мотивам, он формирует в себе определенную модель поведения. Впоследствии, столкнувшись с аналогичными обстоятельствами в реальной жизни, человек может подсознательно использовать уже усвоенный и одобренный им ранее сценарий противозаконных действий [10, с. 185]. Таким образом, сочувствие к экранному злодею может привести к тому, что зритель, сам того не осознавая, будет склонен к нарушению закона в похожей ситуации.

Существуют и реальные истории подражания героям кинолент. Так, в 2013 году в новостных лентах появилось сообщение о том, что в Москве был задержан 24-летний мужчина – фанат сериала «Во все тяжкие» (реж. С. Уинант), который создал в столице «передвижную» нарколабораторию, как и герои вышеназванной кинокартины [12]. Выводы о причинах данного преступного поведения, безусловно стоит делать по результатам расследования уголовного дела, но не исключено, что сериал добавил решимости преступнику при реализации умысла и показал наглядный пример совершения противоправного деяния, преследуемого по закону РФ.

Хоррор-фильмы, демонстрирующие реалистичные и жестокие сцены, представляют собой еще одну важную область кинематографа. Они стабильно привлекают внимание как взрослой, так и молодежной аудитории. Некоторые считают, что просмотр таких фильмов дает возможность безопасно и социально приемлемо высвободить накопившуюся агрессию, не нарушая закон. Однако, многочисленные исследования указывают на явные признаки их потенциального негативного влияния [10, с. 185]. Согласно исследованиям, 62% российских подростков, состоящих на учете, утверждают, что телевидение и кинематограф являются для них основным источником информации о противозаконных действиях. Схожая тенденция наблюдается и в США: примерно 63% осужденных признались, что совершали преступления, вдохновляясь персонажами фильмов, а более 20% заключенных использовали аналогичные методы при совершении преступлений [13, с. 34].

Обратимся к методу ретроспективного анализа кинематографа, как пример рассмотрим фильмографию различных периодов России. Так, например, кино 1940-х годов сводится к освещению военного материала. 1940-е годы прошлого столетия – непростые времена для советского народа, однако, несмотря на это кино продолжает сниматься и освещать происходящие события. Культовым фильмом того времени можно назвать «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. И. Копалин и Л. Варламов, 1942 г.) – картина представляет собой честный разговор о войне, показывает немецкие зверства и дает понимание, что война с фашизмом – это война за цивилизацию и существование [2]. Фильм позволяет осмыслить масштабы войны, ее последствия и необходимость всеобщего единения. В основном, в сороковые годы содержание фильмом сводилось к отражению героизма советского народа в противостоянии немецким захватчикам. Таким образом, особую негативную оценку получали военные преступления против русского народа, так и всего мирового сообщества в целом.

В середине 50-х история советского кино получила новый толчок для развития – в стране был развенчан культ личности И.В. Сталина. Кино живо реагировало на общие настроения – в нём появилась лирика, и на первый план стали выходить герои бытовых драм, мелодрам и комедий. Экранизировались серьезные произведения классиков мировой литературы – А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, У. Шекспира,

М. Сервантеса. Снимались и фильмы о войне, но акцент с победы был смещен в область человеческих взаимоотношений [3]. Основными темами были дружба, любовь, не уделялось внимание криминальным аспектам жизни.

Период 1970-1980-х годов часто называют «застоем», но несмотря на это кинематограф становится все более авторским, настойчивым и смелым, проявляется индивидуальность режиссера. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. развиваются новые для нашего кинематографа жанры и виды: детективно-приключенческий, эпопея, так называемое «поэтическое» кино. Особую нишу в самых разнообразных жанрах занимает эксцентрика. В период с конца 70-х до начала 80-х годов на киноэкранах стало преобладать коммерческое кино, ориентированное на широкую аудиторию. Это были простые мелодрамы, незамысловатые комедии и динамичные приключенческие картины, не отличавшиеся глубиной содержания. Одновременно наблюдался дефицит новаторских художественных решений и стилистических поисков. Кинематографический стиль в большинстве случаев был невыразительным, сводился к простому копированию поверхностных деталей повседневной жизни [14, с. 259].

Существенный сдвиг в кинематографе в область легализации отдельных социальных явлений произошел с распадом СССР, то есть в 1990-х и 2000-х годах. Именно в 90-е упал занавес цензуры, и стала возможной открытая пропаганда криминальной жизни: легкие деньги, тюремная романтика и т.п. Спонсировало кинематограф не государство, а далекие от кино люди, в связи с этим снимались в основном боевики и комедии. Как и в любое другое время, кино отражало реальность: разгул преступности, наркоманию, алкоголизм, проституцию и общую разруху. Главные герои – авторитеты, вернувшиеся из Афганистана и Чечни, девушки, мечтающие о хорошей и красивой жизни и многое другое [6].

Кинематограф всегда оказывал большое влияние на мировоззрение человека. Одним из таких фильмов стал «Ворошиловский стрелок» (реж. С. Говорухин). Премьера фильма вызвала широкий общественный резонанс. Публика раскололась на два лагеря – противников и сторонников совершенного героем Михаила Ульянова самосуда. Первые говори- ли, что Говорухин «призывает к топору» и романтизирует суд Линча, для вторых ветеран с оружием в руках стал национальным героем [4]. Если разобраться, то фильм отражает реалии того времени: богатая и влиятельная молодежь, не знающая границ, способная совершить преступление из-за уверенности в отсутствии наказания, бездействие милиции и среди этого возникает фигура народного мстителя, учинившего самосуд. Конечно, он вызывает восхищение у отдельных граждан, становится героем, и, как следствие, происходит декриминализация самосуда в общественном сознании.

Сериалы «Бригада» и «Жмурки» являются примером романтизации преступности и бандитизма. Братки и бандиты были главными героями сериалов, ставших культовыми. В общественном сознании крепко укрепились бандитские понятия, а сам бандитизм и преступления не стали чем-то запретным, а наоборот, престижным. «С выхода «Бригады» в нашем кинематографе больше ничего не появилось, что бы так заразило, вдохновило народ. Ничего. Для меня как актера сериал «Бригада» принес пользу – известность, а для общества, людей – вред. «Бригада» – это преступление перед Россией, в котором я участвовал. И Безруков участвовал. Только он потом Иисуса Христа сыграл. А я бы никогда не решился после «Бригады», – заявил Павел Майков – актер, сыгравший бандита Виктора Пчелкина («Пчела») в телесериале «Бригада» [5].

Со времен «Бригады» прошло уже больше 20 лет, но процесс романтизации преступности не остановился. В 2024 году на экраны вышел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (реж. Ж. Крыжовников), который мгновенно собрал многомиллионные просмотры. Причиной популярности сериала можно назвать интерес народа к таким криминальным персонажам. Рассуждая о предпосылках популярности сериала «Слово пацана» нельзя не вспомнить о его знаменитых предшественниках. Невероятным успехом у зрителей пользовались сериалы «Бандитский Петербург» и «Бригада», фильмы «Брат», «Жмурки». Даже проекты на противоположную тему – милицейские хроники, все равно освещали не только жизнь доблестных правозащитников, но и уголовников [6]. Премьеру фильма прокомментировала глава Лиги безопасного интернета Е. Мизулина: «Это большая ошибка», – именно так был охарактеризован выход сериала в широкий прокат. Конечно, причинами преступности являются не только фильмы и сериалы, однако, они тоже накладывают свой отпечаток. Так, например, сильно разняться истории банд в сериале «Слова пацана» и реальных татарстанских группировок. В сериале, большее внимание уделено вовлечению зрителя во внутренние драмы участников «Универмага»: Вовы «Адидаса», вернувшегося с войны и пытающегося жить нормальной жизнью; Марата, стремящегося выйти из тени брата; Андрея – прилежного ученика, вступившего в банду. Романтизация преступности и декриминализация жестокого обращения все же находит отражение в фильме, но не является прямой причиной детской и подростковой преступности – как совокупности различного рода факторов.

Вероятно, всплеска преступности сразу после выхода подобного телесериала не наблюдается. Это, скорее всего, объясняется тем, что влияние на человеческое восприятие имеет отсроченный характер. Особенно уязвимы здесь подростки, чьи моральные устои и жизненные ценности только формируются. Однако даже в этом случае не происходит мгновенного перехода к криминальному поведению: отрицательное воздействие проявляется не сразу и не явно. Впоследствии может произойти смещение границ дозволенного как по отношению к себе (становится ли совершение преступлений, как показано в сериале, нормой или допустимым исключением), так и по отношению к окружающим (возникает ощущение, что преступность непобедима) [10, с. 186].

Совсем недавно на большие экраны вышел сериал «Аутсорс», ставший темой для нового обсуждения у телезрителей. «Он не совсем про смертную казнь, а скорее про людей и про их заботы, тревоги, размышления об экзистенциальных вопросах и о том, что такое хорошо, что такое плохо. Поэтому работа наших героев в тюрьме, где приводятся в исполнение смертные приговоры – это лишь фон, на котором происходит их жизнь, кино не про это. Решили снимать сериал, а не фильм, потому что у сценаристов было ощущение, что для рассказа этой истории нужно больше пространства», – объяснил режиссер картины Душлан Глигоров [7].

Сюжет сериала сводится к тому, что Константин Волков – исполнитель, он приводит в исполнение смертные приговоры в тюрьме в конце 90-х годов, пока в России еще не введен мораторий на смертную казнь. Именно этому герою приходит на ум идея делегировать исполнение смертной казни родственникам жертвы за деньги [8]. Этот сериал – не просто криминальная драма, а наглядная демонстрация того, что возмездие – не значит справедливость. Картина показывает, к чему приводит легализация права на убийство, как государство делает из законопослушных людей – палачей. Сотрудники тюрьмы быстро понимают свои полномочия и что теперь они решают, кому жить, а кому умереть, что является классическим примером «эффекта Люцифера» [9]. Во-вторых, смертная казнь явно выраженный отказ от гуманизма. Согласно Конституции РФ, жизнь человека, его права и свободы – главная ценность, охраняемая государством, однако, сериал показывает, как государство легализует убийство, следовательно жизнь можно отнять за определенные преступления, значит она становится не бесценной [8].

В связи с распространенностью сериала не исключено возобновление разговоров об отмене моратория на смертную казнь как среди обычного населения, так и среди законодателей. Однако, узаконивание насилия непременно приведет к правовому коллапсу и декриминализации убийства как возмездия, кары за совершенное преступление.

Фильмы о преступности создаются повсеместно и привлекают широкую аудиторию. Однако, благодаря разнообразию художественных средств, внимание может быть сосредоточено не только на общественно опасных сторонах криминального мира (достижение власти, богатства через преступность), но и на методах достижения этих целей. Часто демонстрируется не только привлекательная жизнь, построенная на незаконных доходах, но и отталкивающие стороны криминальной среды: наркозависимость, её последствия, болезни, смерть, страдания близких. Если же акцент смещается на успех антисоциального поведения, что часто встречается в кино, че- ловек, находящийся в состоянии выбора, может склониться к неправильному решению. К сожалению, российские кинематографисты не всегда используют подобные приемы для де- монстрации неприглядности преступного пути [15, с. 144].

Таким образом, кинематограф является мощным инструментом влияния на общественное мнение, он формирует мировоззрение зрителя, затрагивает важные общественные проблемы. Однако, при ретроспективном анализе четко прослеживается смещение акцента с положительного влияния кино на человека, на отрицательное. На экранах все чаще появляются криминальные драмы, вносящие жестокость и насилие в норму. Проследить прямую связь между кинематографом и уровнем преступности не представляется возможным в связи с тем, что преступность мно- гогранное явление, совокупность разнообразных факторов, тем не менее кино и сериалы накладывают свой отпечаток на формирование культуры человека, а как следствие, ока- зывают социальное влияние на личность, формируют его воззрения и восприятие хорошего и плохого.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что абсолютный запрет на создание фильмов о преступном мире контрпродуктивен, поскольку он может подорвать конструктивный диалог между обществом, которое заинтересовано в подобном контенте, и государством. Поэтому вместо тотальных ограничений необходимо стремиться к разумному, сбалансированному и результативному управлению теми областями, которые существенно формируют общественное сознание, приоритеты и систему ценностей.

Статья научная