Создание и общая характеристика Санкт-Петербургской судебной палаты (1866-1917 гг.)

Автор: Курас Татьяна Леонидовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Открытие Санкт-Петербургской судебной палаты - первой в Российской империи - стало важным этапом проведения судебной реформы в стране. По площади, количеству и плотности населения округ Санкт-Петербургской палаты являлся относительно небольшим. Однако по числу членов суда и рассматриваемых дел палата была крупнейшей в стране. Члены гражданских и уголовных департаментов палаты работали с очень высокой нагрузкой, рассматривая подсудные данной палате дела. На Санкт-Петербургскую палату ориентировались все судебные палаты империи.

Судебная реформа, санкт-петербургская судебная палата

Короткий адрес: https://sciup.org/170167292

IDR: 170167292

Текст научной статьи Создание и общая характеристика Санкт-Петербургской судебной палаты (1866-1917 гг.)

В целях реализации принципов, провозглашенных Конституцией РФ 1993 г. (гарантии судебной защиты прав и свобод, равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон), в последующем были приняты важнейшие законодательные акты, определившие структуру судебной системы, статус судей и процедуру судопроизводства. Была создана стройная система судебных органов, принято новое процессуальное законодательство. В настоящее время продолжается реформирование судебной системы [Курас 2014: 145-146]. Современной Россией пройден серьезный путь по созданию эффективной судебной системы, основывающей свою деятельность на демократических принципах правосудия. Несомненно, при дальнейшем проведении судебной реформы необходимо обращение к положительному историческому опыту.

Прообразом действующей в настоящее время системы судов общей юрисдикции стали судебные органы, созданные в рамках проведения судебной реформы в России второй половины XIX в. Стройная система судов состояла из мировых судей и общих судов, к которым относились окружные суды, судебные палаты и кассационные департаменты Правительствующего сената. Судебные палаты проверяли в апелляционном порядке дела, рассмотренные окружными судами без участия присяжных заседателей, а также рассматривали по первой инстанции дела о государственных и должностных преступлениях.

Началом проведения судебной реформы стало открытие Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а также судов, входивших в их округа [Немытина 1999: 62]. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» 1 судебные палаты возглавлял старший председатель. Они состояли из гражданских и уголовных департаментов в составе председателя и определенного штатами числа членов. Кроме того, в составе судебных палат на основании закона работали и иные служащие. Так, в соответствии с «Временными штатами судебных установлений в губерниях округов Санкт-Петербургской и Московской судебных палат» от 19 октября 1865 г. в составе Санкт-Петербургской палаты были утверждены должности старшего председателя, председателя департамента, 10 членов палаты, 2 секретарей, 8 помощников секретарей, 2 судебных пристава, прокурора, 2 его товарищей и секретаря при проку-роре 2 .

В силу высокого места судебных палат в судебной иерархии были определены весьма серьезные требования, предъявлявшиеся к лицам, назначаемым членами судебных палат, прокурорами палат и их товарищами. Наличие высшего юридического образования, а также стаж работы в ведомстве Министерства юстиции были обязательными требованиями. Так, члены судебных палат могли назначаться из числа лиц, состоявших не менее 3 лет в должности не ниже членов и прокуроров окружных судов; председатели палат – из числа лиц, состоявших не менее 3 лет в должности не ниже прокурора или члена судебной палаты либо председателя или товарища председателя окружного суда. На должность товарища прокурора судебной палаты могли назначаться лица, занимавшиеся судебной практикой не менее 6 лет, на должность прокурора палаты – не менее 8 лет. Не всем служащим по Министерству юстиции, достойным назначения на новые судебные должности, могла быть предоставлена такая возможность, поскольку на некоторое время должны были оставаться и старые суды, состав которых не мог быть ослаблен. При назначении на должности членов суда, а также прокуроров и их товарищей преимущество отдавалось лицам, состоящим на службе в ведомстве Министерства юстиции или в высших государственных установлениях. Лиц, служивших ранее в Министерстве юстиции, но на момент реформы состоящих в других ведомствах, разрешалось представлять кандидатами в члены новых судов только после их службы в течение некоторого времени в старых судах. Исключение допускалось для тех, кто служил по судебной части с отличием не менее 7 лет и занимал судебные должности не ниже VI класса1. Преимущественно кандидатами в члены судебных палат и в прокуроры палат могли избираться обер-прокуроры, члены учрежденной консультации при Министерстве, чиновники за обер-прокурорским столом, председатели палат, юрисконсульты и старшие из прокуроров, кандидатами в товарищи прокуроров судебных палат – лица, занимавшие должности прокуроров, обер-секретарей и другие высшие должности.

4 февраля 1866 г. состоялось назначение старшего председателя и прокурора Санкт-Петербургской палаты, а также председателя и прокурора Санкт-Петербургского окружного суда2. Затем при их участии были назначены остальные чины судебного ведомства. Старшим председателем палаты стал сенатор, тайный советник Михаил Федорович Гольтгоер. Юридическое образование он получил в Императорском Царскосельском лицее, в 1841 г. поступил на службу в департамент Министерства юстиции, занимал должности столоначальника, редактора и начальника отделения, в 1853 г. был назначен обер-прокурором, а в 1865 г. – сенатором. Председателем департамента палаты был назначен действительный статский советник Владимир Фриш. Он получил образование в училище правоведения, на службе по Министерству юстиции состоял с 1844 г., т.е. 22 года. В течение этого времени он занимал должности стряпчего, товарища председателя гражданской палаты, председателя Санкт-Петербургской гражданской палаты. В 1860 г. стал председателем Санкт-Петербургского коммерческого суда. Прокурором Санкт-Петербургской палаты был назначен действительный статский советник Яков Яковлевич Чемадуров. Он получил образование в училище правоведения. На службе по ведомству Министерства юстиции состоял с 1843 г., т.е. 23 года. В течение этого времени занимал должности обер-секретаря Сената, начальника уголовного отделения департамента Министерства юстиции и обер-прокурора 1-го отделения 5-го департамента Правительствующего сената с 1858 г.3 После назначения в феврале 1866 г. членов новых судов и должностных лиц прокурорского надзора были учреждены 2 ежедневных собрания: одно для прокурорского надзора, другое – для судей. На них разбирались судебные уставы, которые следовало применять после открытия новых судов1. Отметим, что к 1916 г., 50-летнему юбилею новых судов, здравствовали 9 чел., назначенных в 1866 г. на службу в Санкт-Петербургскую судебную палату и окружной суд. Среди них – бывший помощник секретаря Петроградской судебной палаты Анатолий Федорович Кони, ставший к этому времени членом Государственного совета, а также первый прокурор Санкт-Петербургского окружного суда Шрейбер, также ставший к тому времени членом Государственного совета2.

Через 6 дней после открытия Санкт-Петербургской палаты, 23-го апреля 1866 г. состоялось торжественное открытие и Московской судебной палаты. Следующей в 1867 г. была создана Харьковская палата. Затем были открыты и другие судебные палаты, а также суды, входившие в их округа [Курас 2011: 308-312]. В целом по России образование судебных палат было завершено к началу XX в.

К этому времени было создано 14 судебных округов, их возглавляли соответствующие судебные палаты, которые стали важным элементом укрепления авторитета судебной власти [Корнева 1990: 59-60]. В состав Санкт-Петербургского судебного округа в 1866 г. вошли Санкт-Петербургский, Псковский, Великолуцкий и Новгородский окружные суды, а позднее – Череповецкий (1878 г.) и Витебский (1883 г.). Они действовали на территориях соответствующих губерний. Территория Санкт-Петербургского судебного округа и численность населения были относительно небольшими в сравнении с другими округами [Курас 2011: 308-312], при этом Санкт-Петербургская палата была крупнейшей в стране, и ее члены весь период деятельности суда работали с высокой нагрузкой.

По состоянию на 1884 г. Санкт-Петербургская палата состояла из 3 департамен-тов 3 . По мере дальнейшего роста числа дел, поступавших на рассмотрение Санкт-Петербургской палаты, число ее департаментов и членов продолжало расти. К 1906 г. палата состояла уже из 6 департаментов (2 уголовных и 4 гражданских) и работала в составе старшего председателя, 5 председателей департаментов и 28 членов палаты 4 . Для сравнения напомним: в 1866 г. палата состояла из старшего председателя, председателя департамента и 10 членов.

В 1885 г. в Санкт-Петербургскую палату поступило на рассмотрение 2 717 уголовных дел (из них на рассмотрение в качестве суда первой инстанции всего 28)5. В дальнейшем число дел, поступавших на рассмотрение палаты, неуклонно возрастало, судьи не успевали их разрешать в срок. В 1891 г. в палату поступило уже 4 420 уголовных дел, остались неразрешенными к концу года 8496. В 1900 г. в палату поступили 5 360 уголовных дел7, в 1905 г. – 6 512, из них 404 – дела о государственных преступлениях для рассмотрения по первой инстанции8. Как подчеркнул министр юстиции в «Объяснительной записке к проекту об усилении штатов некоторых судебных установлений», члены уголовных департаментов судебных палат успевали рассмотреть с необходимой тщательностью в течение года около 500 дел, из них около 100 дел важнейших категорий9. Несмотря на то что число приходящихся на каждого из членов уголовных департаментов Санкт-Петербургской палаты дел превышало установленную норму, остаток неоконченных дел, по мнению министра, не являлся чрезмерным. Так, за период с 1906 по 1908 г. среднее ежегодное поступление уголовных дел составило 8 977 (важнейших категорий – 1 575). В среднем у каждого члена палаты было 748 дел (важнейших категорий – 131), остаток дел на 1 января 1909 г. составлял 812 (важнейших категорий – 634). Кроме того, считал министр, по мере политического успокоения в государстве должно сократиться и число поступающих в палату дел о государственных преступлениях, составлявших для нее большую часть всех уголовных дел.

В дальнейшем число дел о государственных преступлениях, поступавших на рассмотрение Санкт-Петербургской палаты, действительно уменьшилось, однако общее число уголовных дел оставалось высоким. Так, в 1910 г. в палату поступило 10 860 уголовных дел, из них 1 040 дел важнейших категорий 1 . В 1914 г. это число было почти таким же – 10 668, число дел о государственных преступлениях уменьшилось до 908 2 . Таким образом, особенностью деятельности членов уголовного департамента палаты являлся высокий процент дел о государственных преступлениях. Это было обусловлено высокой концентрацией революционного движения именно на территории Санкт-Петербургского судебного округа. Несмотря на то что министр юстиции признал положение в уголовных департаментах относительно благоприятным, объективно имела место перегруженность членов суда в сравнении с принятыми нормативами.

Что касается нагрузки членов гражданских департаментов судебных палат, то в соответствии с нормативами они могли рассматривать не более 150 дел в год. Исходя из этого, ситуацию в гражданских департаментах Санкт-Петербургской палаты на 1910 г. министр юстиции оценивал с явной тревогой. В среднем число дел, подлежащих рассмотрению (по 262 в год на каждого из членов этих департаментов), явно не соответствовало силам судейского состава. Об этом свидетельствовало и то, что число неоконченных к началу 1909 г. гражданских дел (5 235) значительно превышало размеры их среднего годового поступления (4 186). При таких условиях министр счел необходимым немедленно прийти на помощь чрезмерно обремененному личному составу гражданских департаментов Санкт-Петербургской палаты 3 . С 1911 г. число гражданских департаментов было увеличено до 6, число членов гражданских департаментов палаты – до 24, число членов уголовных департаментов сохранилось (12) 4 .

Таким образом, образование Санкт-Петербургской судебной палаты, наряду с последующим созданием других палат, стало важным этапом проведения судебной реформы и укрепления авторитета судебной власти. Отметим, что в настоящее время судьи осуществляют свою почетную деятельность хотя и при высокой служебной нагрузке, но не в таких сложных условиях, как члены судебных палат в Российской империи. Для современных юристов представляется необходимым использовать в качестве образца для подражания деятельность членов палат, которые в тяжелых условиях российской действительности второй половины XIX – начала XX в. с энтузиазмом осуществляли правосудие, проводя в жизнь демократические идеи Судебной реформы и положения Судебных уставов 1864 г.

Список литературы Создание и общая характеристика Санкт-Петербургской судебной палаты (1866-1917 гг.)

  • Корнева Н.М. 1990. Политика самодержавия в области судоустройства и судопроизводства (1881-1905 гг.): дис. … к.и.н. Л. 213 с.
  • Курас Т.Л. 2011. Судебные палаты в Российской империи: создание, сравнительная характеристика.//Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. № 10. С. 308-312.
  • Курас Т.Л. 2014. Реформирование судебной системы в России: история и современность.//Власть. № 10. С. 145-150.
  • Немытина М.В. 1999. Суд в России: вторая половина XIX -начало XX вв. Саратов: СЮИ МВД РФ. 256 с.
Статья научная