Специфика драматургического цикла Л.С. Петрушевской "Квартира Коломбины"
Автор: Муратова Наталья Александровна, Жиличева Галина Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Михаилу Николаевичу Дарвину
Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию цикла Л.С. Петрушевской «Квартира Коломбины». Изучение процессов циклизации представляет собой отдельную область литературоведческой науки, однако на фоне серьезной разработанности теории лирических, публицистических и прозаических циклических единств очевидно, что описание принципов циклообразования в драматургии далеко от своего завершения. В статье рассматриваются как теоретические, так и практические условия бытования циклической драматургической формы. Выдвигается предположение, что необходимым условием циклической целостности является не только референтное единство (тематическая связь, общие типы героев), но и единство коммуникативной модели, отражающей двойную (нарративно-перформативную) прагматику драматургического произведения, его литературно-сценическую направленность. Среди элементов, организующих данную двойственность, наиболее значимым представляется соотношение развития действия с паратекстовой структурой (заглавиями, ремарками), а также организацией пространства. В результате анализа устанавливается, что принцип циклообразования в «Квартире Коломбины» выступает метаконструктом, верифицирующим элементы театрального кода: пьесы, где внешнее движение сюжета подчинено социально-бытовым ситуациям и диалогам, содержат метаинтригу, преобразующую бытовую реальность в реальность сценическую. Значимой частью данной смысловой сферы является введение с помощью заглавий и пространственных ремарок контекста комедии дель арте, который проблематизирует «житейское» истолкование происходящих событий и акцентирует их театральное измерение.
Драматургический цикл, паратекст, пространственная организация, петрушевская
Короткий адрес: https://sciup.org/149141253
IDR: 149141253 | DOI: 10.54770/20729316-2022-3-46