Специфика первоначального этапа расследования обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий
Автор: Карданов Руслан Рейзаевич
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Теория и практика правоохранительной деятельности
Статья в выпуске: 4 (49), 2022 года.
Бесплатный доступ
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в системе здравоохранения является производство и сбыт фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок, представляющих реальную угрозу здоровью граждан, системе здравоохранения и государству в целом. В статье автором приведены статистические данные, характеризующие современную ситуацию в сфере обращения фармпрепаратов. Особое внимание уделяется вопросам расследования преступлений, связанных с незаконным обращением фармпрепаратов. Делается вывод о том, что эффективность расследования незаконного обращения фармпрепаратов напрямую зависит от слаженной совместной работы всех заинтересованных субъектов: оперативных сотрудников правоохранительных органов, следователя и иных сведущих лиц.
Фармпрепараты, лекарственные средства, здравоохранение, расследование, экспертиза, следственные действия
Короткий адрес: https://sciup.org/140296384
IDR: 140296384
Текст научной статьи Специфика первоначального этапа расследования обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий
Впериод пандемии COVID-19 особую актуальность во всем мире приобретают вопросы организации системы здравоохранения, одним из обязательных условий которой является применение только тех медицинских препаратов (далее – фармпрепара- тов), которые являются зарегистрированными, безопасными и качественными, что гарантирует реализацию конституционно закрепленных прав человека на охрану здоровья.
При этом в последние годы на потребительском рынке участились случаи обнару- жения фармпрепаратов, представляющих опасность для здоровья населения. В результате мероприятий, проведенных Росздравнадзором за 9 месяцев 2021 г., всего было изъято из обращения 329 серий лекарственных средств, качество которых не отвечает установленным требованиям1. Использование некачественных фармпрепаратов может повлечь за собой причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, подрывает доверие населения ко всей системе здравоохранения в целом и фармакологической отрасли в частности.
Всемирная организация здравоохранения признает, что в последнее время участилось количество обнаруженной контрафактной продукции в тех случаях, когда доступ к более дешевым, высококачественным, безопасным и эффективным лекарствам ограничен, а также в случаях, когда контроль качества рассматриваемой продукции осуществляется в ненадлежащей степени. Растущее явление фальсификации лекарств, изделий медицинского назначения и пищевых добавок основательно угрожает праву на жизнь, зафиксированному во многих разнообразных международных договорах по соблюдению прав человека.
В связи с этим значимыми представляются вопросы изучения методики расследования преступлений, связанных с незаконным обращением контрафактной продукции в области фармацевтики и медицины, поскольку фальсификация лекарств и других изделий медицинского назначения является сегодня одной из актуальных глобальных проблем, представляет реальную угрозу здоровью граждан, системе здравоохранения и государству в целом.
Государство осуществляет постоянный контроль за обращением лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оборотом биологически активных добавок, однако уровень преступности в указанной отрасли фармацевтики по-прежнему вызывает опасения. За первое полугодие 2022 г. к уголовной ответственности по ст. 238.1 УК
РФ привлечены 8 человек, за 2021 г. – 26, за 2020 г. – 22, за 2019 г. – 372. Однако данный вид преступной деятельности имеет высокий уровень латентности, что свидетельствует о наличии проблем при проведении мероприятий по выявлению и расследованию производства и сбыта фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных фармпрепаратов. Так, преступники начали активно внедрять новые способы совершения преступлений в период высокого спроса на лекарства и медицинские изделия, все чаще фальсифицированные препараты встречаются в интернет-магазинах, в том числе зарубежных. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка действенной методики расследования указанного преступного деяния.
Традиционно начальной стадией расследования незаконного оборота фармпрепаратов является возбуждение уголовного дела. В установленные законом сроки органы расследования обязаны проверять каждое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Иными словами, предусмотрена проверочная работа по детекции следов преступления еще до момента возбуждения уголовного дела [5]. Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если полученная информация подтверждается или имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, которые не влекут за собой дальнейшие необоснованные действия и, как следствие, не нарушают важнейшие принципы уголовного судопроизводства.
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие поводы для возбуждения уголовного дела в сфере незаконного обращения фармпрепаратов:
– выявление подделки разрешений на изготовление медицинской продукции;
– заявления физических и юридических лиц о вреде, причиненном им в результате использования фармацевтической продукции;
– показания очевидцев о признаках подпольной фармацевтической деятельности;
– сообщения, поступающие от медицинских учреждений;
–- явка с повинной и т.д.
Как правило, возбуждение уголовного дела по рассматриваемому составу преступления происходит по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, в результате которых выявлены производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных фармпрепаратов.
Предварительная проверка сообщения о совершении преступления является важнейшей стадией расследования. Предварительная проверка представляет собой «сложный процесс приема и регистрации информации о предполагаемом преступном событии, выявления в ней фактических данных, которые могут указывать на признаки преступления, а также процесс сбора дополнительных сведений о следах преступного события и иных его признаках, необходимых для принятия предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством решения по сообщению о преступлении» [4]. Положениями ст. 144 УПК РФ урегулирован порядок ее проведения, предусматривающий истребование и изучение документов, предметов, получение объяснений, осмотр места происшествия, назначение ревизий, назначение экспертиз и т.д.
Следует отметить, что на этапе возбуждения уголовного дела не говорится о таком процессе, как сбор доказательственной базы, а целью проверки сообщений должна служить именно возможность установления правонарушения как такового. По своему информационному наполнению проверочная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела может представлять собой процесс движения знаний от установленной причины к основанию для возбуждения уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела либо передачи сообщения по подследственности.
Важное значение в методике расследования преступлений отводится оперативно-розыскным мероприятиям. Следователю необходимо продумать тактику их производства и использовать технические, информационные средства, позволяющие получить изобличающие доказательства. В значительной степени выделенный этап осложняется разносторонностью следственных ситуаций, не позволяющей свести расследование дел данной категории к «шаблонным» материалам, как следствие, действенным способом изобличения обозначенного социально опасного явления является всесторонний анализ и оценка обстоятельств, возникающих в рамках расследования.
На первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с незаконным обращением фальсифицированных фармпрепаратов и изделий медицинского назначения, установлению подлежат наиболее значимые факты совершенного преступного деяния, а также документирование такой информации, как время, место обнаружения фальсификатов; характерные признаки или отличительные черты лиц, причастных к данному преступления; способы фальсификации, оборудование, на котором были изготовлены ингредиенты и упаковочный материал, и т.д.
Одним из основных оперативных мероприятий, проводимых при расследовании незаконного обращения фармпрепаратов, является обыск, тактическим условием применения которого следует признать внезапность его производства. При планировании обысков и выемок следователю надлежит рассмотреть возможность также одновременного проведения их в различных местах:
– в помещениях, в которых непосредственно производятся фальсификаты и поддельные документы к ним;
– в местах возможного хранения фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных фармпрепаратов;
– по месту жительства подозреваемых и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому делу;
– в кредитных организациях, в которых открыты счета на имя подозреваемых лиц.
Немаловажное значение отводится осмотру места происшествия, при производстве которого осуществляются наблюдение и изучение местности (помещения), обнаружение и фиксация следов преступления, вещественных доказательств, их изъятие. Результаты ос- мотра в дальнейшем будут положены в основу суждений о механизме и обстоятельствах расследуемого события. Однако, по мнению некоторых ученых, «данное следственное действие выполняется преимущественно в случаях реализации тактической операции по задержанию с поличным участников противоправной сделки, контролируемой сотрудниками правоохранительных органов» [2].
При осмотре места происшествия следует учитывать: дату изготовления и срок хранения лекарственного препарата или БАДа; номер серии, который должен соответствовать номеру, указанному в сопроводительном документе, идентичность внешних характеристик упаковочного материала, а также соответствующий размерный ряд флаконов, пачек и упаковок к ним, прочность и целостность упаковки и т.д. Протокол осмотра места происшествия и приложения к нему позволяют восстановить объективную картину преступления и установить роль в нем каждого причастного субъекта.
План первоначального этапа расследования данного вида преступлений должен включать допрос лиц, каким-либо образом причастных к производству или сбыту фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных фармпрепаратов, лиц, находившихся в местах проведения обыска, а также лиц, физически или морально пострадавших после приобретения таких лекарственных средств, медицинских изделий или БАДов. При планировании допроса следует учитывать, что незаконному обращению фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных фармпрепаратов присущ групповой характер. Поэтому необходимо тщательно следить за поведением допрашиваемых лиц, чтобы тактически правильно определить последовательность проведения допросов [1].
Эффективность установления конкретных деталей преступлений, связанных с незаконным обращением фармпрепаратов, немыслима без активного обращения органов расследования к имеющемуся ресурсу специальных знаний, основной формой которых выступает судебная экспертиза. Обстоя- тельством, влияющим на развитие практики применения специальных знаний в расследовании указанных преступлений, является развитие современных методик и технологий экспертного исследования, что способствует решению ранее недоступных криминалистически значимых задач [6]. Производство судебных экспертиз в значительной степени повышает эффективность расследования преступлений данной категории.
Следователь, исходя из того, какие объекты были обнаружены и изъяты в процессе производства следственных действий, должен оценить, какую экспертизу назначить и какие вопросы поставить перед экспертом для дачи им заключения [7]. Определение типа и рода экспертизы изменяется в зависимости от разновидности конкретного лекарственного препарата и медицинского изделия, а также от методов его исследования и характера выполняемых экспертных задач. В большинстве случаев в ходе раскрытия преступлений, связанных с незаконным обращением фармпрепаратов, применяется следующие виды судебных экспертиз: технико-криминалистическая экспертиза документов, судебно-фармацевтическая, судебно-химическая, судебно-фармакологическая, судебно-медицинская и др.
При назначении экспертизы по делам о незаконном обращении фармпрепаратов следует обратить внимание на ряд наиболее значимых вопросов:
следует ли относить исследуемое вещество (или его следы) к лекарственному препарату, биологически активной добавке;
в каком количестве действующее вещество содержится в исследуемом образце;
имеются ли в исследуемом образце посторонние примеси и в каком количестве;
какова технология производства исследуемого препарата;
можно ли отнести два или более лекарственных средства (сравнительное исследование) к одному конкретному источнику (предприятие-изготовитель, производственная партия и т.д.);
присутствует ли в деле факт нарушения дозировки определенных компонентов в тех- нологии изготовления лекарств и биологических добавок;
относятся ли найденные вещества к общей групповой принадлежности по таким признакам, как сырье, технология изготовления и переработки, условия хранения и т.д.
Следовательно, в расследовании преступлений, предусмотренных ст. 238.1 УК РФ, судебная экспертиза играет значимую роль [3], поскольку только с помощью специальных познаний могут быть исследованы специфические особенности доказательств, имеющих значение для дела.
Для первоначального этапа расследования преступлений, связанных с обращением фальсифицированных фармпрепаратов и БАДов, могут быть представлены такие типичные следственные ситуации:
-
1) зарегистрировано заявление о незаконном обороте фальсифицированных медицинских препаратов. Обстоятельства произошедшего указаны со слов заявителя. Лица, которые осуществляют противоправные деяния, задержаны, при этом организаторы и руководители преступной группы не установлены. Материальные следы преступления выражены в готовой продукции, сырье, составляющих компонентов, упаковочной тары, производственного оборудования и т.д.;
-
2) определены оперативные сведения о продаже и товарообороте медицинских препаратов и изделий, установлены места реализации незаконных действий. Лицо, совершившее деяние, не установлено или скрылось. Сведений о других обстоятельствах преступления не получено. Предоставленное обстоятельство появляется в большинстве случаев тогда, когда в момент процедуры исследований или оперативных мероприятий персоналом выявляются складские помещения, где располагаются фальсификаты в виде препаратов и химических веществ. Следовательно, первостепенная проблема кроется в протоколировании продажи продукции, выяснении объема криминальной прибыли, определении особенностей фармпрепаратов, изделий медицинского назначения и БАДов;
-
3) установлен факт оборота различных видов фальсификатов. Предполагаемый пре-
- ступник арестован с поличным, вещественные доказательства не утаены. Подобная ситуация в большей степени представляется целесообразной и результативной. В данной ситуации в первую очередь следует производить обыск жилища и учреждений с дальнейшим арестом участников, объединенных в преступную группировку;
-
4) задержаны активные участники организованной группы, установлена их причастность к производству и незаконному обращению фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий;
-
5) определены особенности теневого производства и дальнейшего обращения фальсифицированных фармпрепаратов на действующем в законном порядке фармацевтическом предприятии. Особенности такого следственного положения состоят в том, что нередко возбуждение преступного деяния происходит за счет попадания в учреждения проверки итогов разнообразных должностных исследований, которые осуществляются контрольно-надзорными органами.
Исходя из содержания конкретной следственной ситуации на начальном этапе расследования незаконного обращения фальсифицированных фармпрепаратов и биологически активных добавок выстраиваются общие версии относительно события преступления, далее представляется алгоритм действий уполномоченных лиц, в котором учитываются конкретные обстоятельства каждого уголовного дела.
В заключение следует отметить, что успех в расследовании и раскрытии уголовного дела по факту незаконного обращения фармпрепаратов во многом зависит от того, насколько полно, всесторонне, объективно и правильно были установлены обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к расследуемому событию, от слаженной совместной работы всех заинтересованных субъектов: оперативных сотрудников правоохранительных органов, следователя и иных сведущих лиц, в частности экспертов Росздравнадзора, химиков, провизоров, фармацевтов и др. Вместе с тем для предотвращения рассматриваемого преступного действия целесообразно прово- дить активную работу по выявлению фальсифицированных фармпрепаратов на всех этапах продвижения лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов от производи теля к потребителю.
Список литературы Специфика первоначального этапа расследования обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий
- Андроник, Н.А. Тактико-криминалистические приемы преодоления противодействия при допросе и очной ставке / Н.А. Андроник // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2021. - N 3.
- Варданян, Г.А. Осмотр места происшествия в системе типичных следственных действий, осуществляемых по уголовным делам о преступлениях в сфере теневого фармацевтического рынка: вопросы повышения эффективности / Г.А. Варданян // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - N 437.
- Емельянов, С.И. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ): проблемы правоприменения / С.И. Емельянов // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития: материалы II международной научно-практ. конф. - Воронеж, 2021.
- Лавров, В.П. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских условиях / В.П. Лавров // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - N 4 (44).
- Масленникова, Л.Н. Регистрация сообщения о преступлении и начало расследования в новой цифровой реальности / Л.Н. Масленникова // Российский следователь. - 2019. - N 6.
- Прилепский, В.М. К вопросу о раскрытии и расследовании ятрогенных преступлений в рамках COVID-19 / В.М. Прилепский // Человек: преступление и наказание: сборник материалов международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов: в 3 ч. Ч. 1. - Рязань, 2021.
- Сезонова, Т.В. Использование следователем знаний в области химии и биологии при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств / Т.В. Сезонова // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. - 2021. - Т. 2. - N 1 (3).