Специфика планиграфических структур культурного слоя раннего верхнего палеолита комплекса Хотык (Западное Забайкалье)
Автор: Лбова Л.В., Базаров Б.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XIV, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521492
IDR: 14521492
Текст статьи Специфика планиграфических структур культурного слоя раннего верхнего палеолита комплекса Хотык (Западное Забайкалье)
Комплекс разновременных памятников Хотык располагается на южном и восточном склоне одноименного среднегорного массива, на левобережье р. Она, в Удинском бассейне в 6 км на север от села Анинск. Бассейн р.Уды представляет собой пограничную зону между крупными геоморфологическими областями - Селенгинским среднегорьем и Витимским плоскогорьем. Комплекс разновременных стоянок от среднего палеолита до развитого бронзового века и средневековья изучается нами с 1999г. В целом выделено 9 участков, представляющих интерес с позиций археологического исследования. Наиболее эффективные результаты были получены нами при раскопках многослойного объекта Хотык-3 [Лбова, 2000; Лбова и др., 2004]. Гипсометрия зоны распро странения археологического материала местонахождения в пределах относительных отметок от 5 до 40 м над современным урезом воды в р. Она, при этом отмечается лучшая сохранность уровней обитания в верхней части шлейфа (относительные отметки 40-35 м).
Предмет нашего интереса в данной публикации – культурные образования, включенные в 8-й литологический слой. Слой представляет супесь серовато-коричневую, с редким включением дресвы и мелкого щебня, глыб камня. В нижней части слоя наблюдаются ленты черного гумусированного материала, почти горизонтальные, протяженностью до 70 см, толщиной 2-3 см. К отмеченным лентам приурочены артефакты и фауна, характеризующие уровень обитания древнего человека, квалифицированный нами по совокупности данных как ранний этап верхнего палеолита [Lbova, 2008]. В целом, предполагается определение комплекса в пределах среднекаргинского периода, возраст которого может быть не древнее 40-45 тыс. л. н. Практически во всех случаях на артефактах отсутствует карбонатная корочка, что отличает материалы от находок комплекса второго уровня, часть предметов имеет слегка блестящую люстрированную поверхность. Общая мощность слоя 0,20-0,25 м в раздувах до 0,30-0,35 м.
Планиграфическая оценка выявленных ситуаций в целом на местонахождении, объемы и состав фаунистической и археологической коллекций свидетельствует о наличии различных по системе организации ком-
Хотык. Уровень 3. Общая планиграфическая ситуация раскопа 2.
плексов: долговременных поселений с ямами-хранилищами (уровень 2, 3), кратковременные стоянки (уровень 1, 4, 5,6).
Комплекс педолитических и палинологических данных свидетельствуют о довольно резком переходе от холодных, влажных условий к теплым и сухим, который имел место несколько ранее времени формирования уровня обитания 3. Общая характеристика и позиция культурного горизонта в геологическом теле вполне однозначна. Хорошо выражена последовательность первых трех тафономических циклов, благодаря механизму которых произошло мгновенное захоронение остатков и сохранились основные структурные элементов планиграфии (например, площадки для обработки камня, каменные конструкции, ритуальный (?) комплекс). Анатомически правильное расположение частей посткраниального скелета, характер положения артефактов и их сохранность, целостность каменных конструкций и вертикально установленные костные сооружения, указывают на довольно спокойный режим погружения артефактов в литологический слой и завершение метаморфической стадии 3Б. Вероятно, 4-я тафономическая стадия не имела места, либо практически не выражена.
Планиграфические структуры уровня обитания 3 выражается в виде скоплений артефактов с четкими границами, приуроченных к каменным конструкциям, образованным вертикально установленными плитами или крупными глыбами (рис.). Большой интерес представляет ситуация, в центральной и восточной зоне раскопа 2, которая изучалась на протяжении трех последних лет. Скопление артефактов и фаунистических остатков (как целых, так и во фрагментах) сконцентрировано на площади 2 кв. м в центральной части раскопа (кв. Б-4/5). Зона расчистки насыщена разнообразными по оттенку пятнами зеленого, красного, белого, черного, желтого цвета. В целом пятно имеет ориентацию север-юг. К этому пятну приурочены находки готовых целых и сломанных орудий (преобладают остроконечники, оригинальные орудия, скребла), нуклеусов в последней стадии сработанности, предметов неутилитарного назначения, осколков разноцветной яшмы, горного хрусталя, слюды, гематитовой слюдки. В процессе расчистки пятна была выявлена композиция, составленная из черепа, позвоночного столба, лопаток и берцовых костей трех ног лошади, в том числе 2 ноги с копытами, стоящие вертикально. Третья нога, с так называемым «каменным копытом», зафиксирована горизонтально, помещена строго по линии запад-восток. Несомненна намеренная обработка песчаникового субстрата и придания ему заданной формы копыта за счет формообразующих снятий. Артефакт заменяет копытную и первую фалангу ноги.
Особый интерес вызывают находки предметов «неутилитарного назначения» с намеренным боковым просверленным отверстием, которые А. Д. Столяр (1985) интерпретирует как «женские знаки» [Лбова, Волков, 2007]. В коллекции комплекса, как упоминалось выше, присутствует серия иных предметов – подвески, бусины-пронизки, пластинки со следами сверления, фрагменты колец, фрагмент трубчатой кости птицы с отверстием. Внимание привлекает и концентрация экзотического сырья – кварца, в том числе и раух-топаза, слюды, яркой красной, желтой и зеленой яшмы.
Восточнее от этой зоны раскопом был выявлен очаг с каменной полной обкладкой (кв. А-6/7) и вертикально установленной плитой, вымазанной иризирующим покрытием (возможно, гематитовой слюдкой) (кв. В-7). В 1 м на север от которой обнаружена иная оригинальная ситуация, которая может быть обозначена как «хранилище ко стей» [Элиаде, 2002]. Структура представляет собой намеренное захоронение ноги носорога в кладке, выполненной из небольших плит (кв. А/Б-8). Нога (кости-?) изначально была уложена на довольно большую горизонтальную плиту, и впоследствии обложена небольшими плитками и засыпана охрой. Охра представлена в мелких кусочках и пятнами красного или розового цвета. В целом конструкция и ее засыпка сопровождается изделиями из цветной яшмы (остроконечники, нуклевидные изделия), кварца (осколки), слюды (мелкие пластинки). Из уникальных изделий отмечены лопаточковидные орудия из ко сти и бусины-подвески из камня, обнаруженные в засыпке «захоронения». Рядом с обозначенной конструкцией, в 0,5 м восточнее, обнаружена лопатка бизона с вырезанными «женскими знаками» и череп лошади.
Интерпретационные построения выявленной ситуации, на наш взгляд предварительно могут укладываться в рамках обрядовой практики на уровне обрядов продуцирующего или посвятительного цикла. Предполагается, что обряды продуцирующего и посвятительного цикла представляют собой единый первообряд, реконструируемый, на уровне гипотезы, для объектов палеолитического возраста [Элиаде, 2002]. Семантическая закрытость достоверных палеолитических культурных слоев очевидна, но нам представляется возможным использование историко-этнографических параллелей. Практически все известные в этнографии продуцирующие обряды имеют компоненты использования красной краски, или крови, посещение особых сакральных мест, имитацию животных или растений (использование костей, фигур, рисунков, символов и т.п.). Продуцирующие обряды и культы по своему характеру признаны как наиболее архаичные и направлены на природу – источник и основу существования человека. Их повсеместное распространение и устойчивое существование на протяжении тысячелетий позволяет предполагать, что мы имеем дело с одним из древнейших явлений ранних религиозных представлений.