Специфика Синайской школы иконописи: актуализация духовно-эстетического опыта
Автор: Цветаева М.Н., Исупова Н.В.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теория и история культуры, искусства
Статья в выпуске: 4 (24), 2024 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - показать Синайский монастырь как единый комплекс, живой организм, в котором до сего дня неразрывно сосуществуют история, искусство, древняя монашеская традиция. Основанная в VI веке, обитель сумела сохранить этот синтез, характерный для Византии эпохи расцвета, но практически утраченный на Востоке после мусульманского нашествия. В статье излагается история монастыря, описываются его достопримечательности, такие как древнехристианские иконы и знаменитая мозаика Преображения. Авторы рассматривают влияние фаюмского портрета на иконопись VI-VII веков, особенности стилистики, цвета и техники энкаустики в иконе в этот период, когда разрабатывается и устанавливается иконописный канон. Также рассматривается переход от техники энкаустики к темперной живописи в контексте изменения духовно-эстетической природы творчества.
Египет, византия, синай, монастырь св. екатерины, иконология, икона, история, искусство, духовное наследие, раннехристианская икона, древняя монашеская традиция
Короткий адрес: https://sciup.org/140307707
IDR: 140307707 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_4_271
Список литературы Специфика Синайской школы иконописи: актуализация духовно-эстетического опыта
- Айналов Д. В. К вопросу о технике восковой живописи // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Май.
- Айналов Д. В. Синайские иконы восковой живописи // Византийский временник. 1902. Т. 9. Вып. 3.
- Антонин (Капустин), архим. Из записок Синайского богомольца. Т. 2. Киев, 1872.
- Балабанов И. Монастырь святой Екатерины. Гора Синай. М., 2008.
- Бенешевич В. Н. Памятники Синая археологические и палеографические. Вып. 1. Л., 1925.
- Борбудакис М. От фаюмского портрета к истокам искусства византийских икон (опыт нового подхода). Гераклейон, 1998.
- Быкова Г. З. Реставрация энкаустической иконы «Сергий и Вакх» 6–7 вв. из Киевского музея восточного и западного искусства // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 2/32. М., 1977.
- Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
- Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1995.
- Герд Л. А. Антонин Капустин и его научная деятельность. СПб., 1999.
- Григорий Синаит, прп. Главы о заповедях… // Добротолюбие. Т. 5. Сергиев Посад, 1993. С. 180–237.
- Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1862. 289 с.
- Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. М., 1848.
- Исаия (Белов), иером. Н. П. Кондаков и его исследования на Синае // Богословские труды. 1987. Вып. 28.
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
- Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 г. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М., Афины, 1999.
- Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
- Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. СПб., 1860. 247 с.
- Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008.
- Пятницкий Ю. А. Художественный язык византийской иконы // Византия сквозь века. СПб., 2017. С. 73–94.
- Росси К. Сокровища монастыря св. Екатерины на Синае. М.: Магма, 2007.
- Скотникова Г. В. Византийская традиция и русская культура. СПб., 2001.
- Уваров А. С. Христианская символика. Символика древне-христианского периода. М., 2001.
- Усов С. А. Мозаики в церкви Преображения в монастыре св. Екатерины на Синае. Ч. 1–2. СПб., 1850.
- Успенский П. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856.
- Ходаковский Е. В. Синайский монастырь. СПб., 2003. 222 с.
- Этингоф О. Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. М.: Индрик, 2005.
- Mondzain M.-J. Image, icon, economy: the Byzantine origins of the contemporary imaginary. Stanford University Press, 2005.
- Sotiriou G. et М. Icônes du Mont Sinaï. Vol. I–II. Athènes, 1956–1958.