Способы распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение
Автор: Лопатин Д.П., Загородникова Ю.О.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-3 (73), 2022 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена способам, благодаря которым автор или иной правообладатель может распоряжаться исключительным правом на музыкальное произведение. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена непрерывной трансформацией общественных отношений вследствие развития информационных технологий и интеграции их в повседневную жизнь человека. Несмотря на то, что законодательство в области авторского права постоянно реформируется и старается соответствовать быстроизменяющимся отношениям, перечень способов распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение, закрепленный в статье 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), необходимо расширить. В рамках данной работы предлагается законодательно зафиксировать отношения между битмейкером и приобретателем исключительного права на музыкальное произведение, руководствуясь статьей 1286.1 ГК РФ, поскольку, во-первых, подобного рода явление набирает массовую популярность среди пользователей сети «Интернет» в силу быстрого и возможного распоряжения исключительным правом из любой точки мира. Во-вторых, цифровизация и информатизация общества приводят к появлению иных случаев распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение, что, в свою очередь, неизбежно порождает ситуации обмана, как со стороны битмейкеров, так и -приобретателей исключительного права. В связи с чем наблюдается необходимость в законодательном закреплении рассматриваемых отношений с целью минимизации нарушений и формировании устойчивых и стабильных связей в сфере авторского права на музыкальные произведения. Организации по коллективному управлению авторскими правами способствуют выполнению обозначенных задач. По итогам работы сделан вывод, что законодательство в области авторского права нуждается в дальнейшей доработке, а перечень распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение, вследствие информационной революции, необходимо дополнить и уточнить.
Договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, существенные условия договора, виды лицензионного договора, открытая лицензия, бит,
Короткий адрес: https://sciup.org/170197242
IDR: 170197242 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-10-3-111-116
Текст научной статьи Способы распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение
Статья 1233 ГК РФ закрепляет возможность правообладателя распоряжаться исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору иному лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Соответственно, законодатель четко обозначает две договорные конструкции, ключевое различие которых определяется следующими основаниями: договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение предполагает полную передачу рассматриваемого права, заключающегося, например, в отсутствии ограничения срока, на которое исключительное право передается. В свою очередь, по лицензионному договору лицензиар передает лицензиату исключительное право в определенных пределах, установленных договором. Между тем вышеназванные способы распоряжения исключительным правом не являются исчерпывающими, существуют и иные.
Итак, договор об отчуждении исключительного права предполагает передачу правообладателем исключительного права приобретателю в полном объеме [3, с. 182183]. Для данного договора предусмотрена письменная форма, а его вступление в силу определяется моментом подписания сторонами. Ключевое внимание необходимо уделить фиксации положения о передаче исключительных прав в полном объеме, поскольку, в противном случае такой договор будет считаться лицензионным. Часть 4 статьи 1234 ГК РФ позволяет прийти к выводу, что договор об отчуждении исключительного права может быть реальным и консенсуальным, в связи с чем сторонам необходимо точно указывать на момент передачи прав, который может быть не только при его заключении, но и после, с обязательным указанием срока перехода. В качестве существенных условий договора выступают его предмет, включающий название музыкального произведения, форму его передачи, а также размер и порядок уплаты вознаграждения при условии возмездного характера договора. При этом, по мнению Дадяна П.Г., в рассматриваемых отношениях следует зафиксировать передачу материального носителя, где находится само произведение, в том числе, по соглашению сторон, раскладку музыкального произведения, которая представляет собой его разделение по звуковым дорожкам, благодаря чему возможно воспроизвести каждый инструмент, ударные элементы или вокальную партию по отдельности [2, с. 80-81].
По лицензионному договору лицензиаром предоставляется право использования музыкального произведения лицензиату. Форма рассматриваемого договора – письменная, он, как и договор об отчуждении исключительного права, может быть реальным или консенсуальным. Помимо всего прочего, договор должен предусматривать: согласованный предмет – конкретный перечень музыкальных произведе- ний [5], форму выражения, посредством которой оно будет реализовываться, способов его использования, которые должны быть прямо указаны при помощи перечисления их в договоре или содержать ссылки на нормы ГК РФ. Поскольку перечень статьи 1270 ГК РФ открыт, указание на конкретный способ использования музыкальных произведений позволит избежать правовых неопределенностей.
При этом условия о сроке и территории не являются существенными. В случае их отсутствия действуют общие правила, указанные в статье 1235 ГК РФ. Кроме того, лицензиату предоставляется возможность использования переданного ему права и по истечении срока (о чем необходимо указывать в договоре), например, если он выпустил определенный тираж компактдисков с музыкальными произведениями до истечения срока, то им может осуществляться конечная продажа произведенного материала и после истечения срока. В связи с чем, по нашему мнению, обозначенные условия необходимо причислить к существенным, так как это позволит уточнить возможности лицензиата и устранить возможные споры, появляющихся вследствие невключения рассматриваемых положений в договор.
Помимо этого, весьма распространенной практикой является условие о выплате лицензиару определенных периодических или единоразовых платежей, представляющих собой фиксированный процент от доходов лицензиата за любые случаи использования музыкального произведения [6].
В то же время законодателем обозначаются такие виды лицензионных договоров: о простой (неисключительной) лицензии, благодаря которой лицензиат обладает возможностью использовать музыкальное произведение, однако при этом правообладатель имеет право выдать лицензии другим субъектам рассматриваемых отношений; при договоре исключительной лицензии лицензиар вышеобозначенного правомочия лишается; по смешанному договору в зависимости от способа использования произведения выдается соответствующая лицензия, например, передача прав на воспроизведение и распространение предоставляются по простой лицензии, таким образом, правообладатель может выдать неограниченное количество лицензий относительно данных правомочий, в свою очередь, право на импорт передается по исключительной лицензии, в соответствии с чем рассматриваемое право закрепляется главным образом за лицензиатом.
В свою очередь, нередки случаи предоставления лицензиатом, при наличии письменного согласия лицензиара, права использования произведения третьему лицу (сублицензионный договор), к регулированию которого обычно применяются правила о лицензионном договоре. Единственное, если срок действия обозначенного договора больше лицензионного, то он действует в пределах, установленных лицензионным.
В этой связи не менее значимым является вопрос относительно открытой лицензии на использование музыкальных произведений. Развитие информационных технологий и популяризация сети «Интернет» обусловили возможность официального гражданско-правового закрепления положений об открытой лицензии [1, с. 8].
В соответствии со статьей 1286.1 ГК РФ под открытой лицензией понимается лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем лицензиату предоставляется простая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства.
В связи с вышесказанным хотелось бы затронуть практическую сторону рассматриваемого вопроса. В музыкальной сфере огромным спросом пользуется возможность покупки, аренды битов (как правило, это музыкальное произведение, состоящее из инструментальной и ударной партии). Безусловно, термин «аренда бита» вызывает определенные вопросы, поскольку, исходя из анализа части 1 статьи 607 ГК РФ, интеллектуальная собственность не может быть объектом договора аренды. Между тем подобного рода отношения активно практикуются среди пользователей сети «Интернет».
Суть рассматриваемого механизма представлена следующим образом: бит размещается на определенном ресурсе автором или иным правообладателем исключительного права на музыкальное произведение. Вследствие этого исследуемые отношения имеют сходство с публичной офертой, касающейся интеллектуальных прав, поскольку автором демонстрируется готовность заключения лицензионного договора, но без его физического наличия. То есть данная сделка своего рода оферта неограниченному кругу лиц, при которой любой субъект обладает правом акцепта. При этом сумма сделки прямо пропорциональна объему прав.
В подобных отношениях предложение об оферте по общему правилу акцептуется путем «клик-соглашения» [2, с. 90]. Рассматриваемый механизм заключается в конклюдентных действиях, выражающихся в принятии условий лицензионного соглашения, которое подтверждается переходом по гиперссылке. Подобная форма акцепта пользуется большим спросом, поскольку в данном случае учитывается и территориальный аспект заключения договора, предполагающий собой его заключение в короткий срок между сторонами, находящимися в территориальной отдаленности друг от друга.
Оплата в большинстве случаев осуществляется при помощи банковской карты. Автор музыкального произведения оставляет соответствующие реквизиты, на которые необходимо перечислить денежные средства, с целью получения приобретателем необходимого объема прав. В связи с чем регулирование рассматриваемых отношений не лишено недостатков. Нередки случаи «кражи битов», когда музыкальное произведение используется, но не оплачивается [10], или, наоборот, недобросовестные битмейкеры (автор бита) обманывают своих покупателей [11]. В подобных случаях автор и приобретатель должны самостоятельно позаботиться о механизмах защиты своего нарушенного права. Например, со стороны покупателя необходимо зафиксировать факт покупки музыкального произведения максимальным количеством способов: фото-, видео- съемка каждого этапа совершения сделки, чеки, подтверждающие оплату, переписку с автором, отражающей готовность сторон совершить сделку и другие. К автору применимы такие же способы фиксации, более того, они нередко сопровождают музыкальное произведение продюсерским тегом - элементом, указывающего на лицо, ответственное за создание бита, который у каждого является уникальным. Помимо всего прочего, создатель музыкального произведения обладает проектом, благодаря которому возможна, уже упомянутая, раскладка бита, создание разнообразной структуры. Предусмотренные способы могут быть хорошей доказательственной базой для защиты нарушенных интересов в случае судебного разбирательства.
Таким образом, аренда, продажа, покупка битов - результат цифровизации общественных отношений, позволяющий распорядиться исключительным правом на музыкальное произведение. Рассматриваемый механизм пользуется большой популярностью среди пользователей сети «Интернет», поэтому было бы целесообразно урегулировать вышеупомянутые правоотношения, опираясь на положения, предусмотренные статьей 1286.1 ГК РФ.
Помимо названных способов распоряжения исключительным правом существуют и иные, например, при помощи договора залога исключительного права. Однако в таком случае музыкальное произведение должно обладать высокой денежной оценкой, что равным образом предоставит возможность реализовать предмет залога [4, с. 4]. Помимо этого, переход исключительного права может быть осуществлен путем наследования после смерти правообладателя в порядке универсального правопреемства.
Тем не менее, в эпоху цифровизации автору или правообладателю довольно проблематично отследить каждый случай использования музыкального произведения. Именно по этой причине законодатель выстроил особую систему: посредством специальных организаций, которые могут быть аккредитованными и неаккредитованными (не получивших государ- ственную аккредитацию), авторские права управляются на коллективной основе. Аккредитованная организация защищает права автора или правообладателя независимо от наличия письменного соглашения с ней. Неаккредитованная, напротив, обладает правом осуществлять свои правомочия от имени автора или правообладателя исключительно в случае заключения с ней договора.
Российское авторское общество (далее -РАО), безусловно, наиболее известная организация, осуществляющая коллективное управление авторскими правами. Стоит отметить, что ее существование вполне оправданно. Например, по итогам 2020 года сборы авторского вознаграждения составили 3,3 миллиарда рублей [14], а за 2019 год - 5 миллиардов [13]. К сожалению, отдельной статистики с 2016 года относительно публичного исполнения музыкальных произведений РАО почему-то больше не предоставляет, во всяком случае, к примеру, за 2015 год РАО собрало 2.2 миллиарда рублей [12], что является практически половиной от общего количества сборов за авторское вознаграждение. Поэтому, если проводить аналогию, показатели за нынешние года должны быть ничуть не меньше. Представленные статистические данные говорят о скрупулёзном подходе РАО к исполнению обязанностей, так как зафиксировать факт незаконного использования музыкального произведения - задача труднодостижимая.
Более того, часть 5 статьи 1242 ГК РФ закрепляет право организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, предъявлять требования в суде от своего имени или от имени правообладателей. Поэтому ключевое значение рассматриваемых организаций проявляется в следующем: оперативная защита нарушенных авторских прав позволяет говорить о положительном воздействии на судебную практику и формировании стабильных и устойчивых общественных отношений в сфере авторского права, поскольку случаи незаконного использования музыкальных произведений уменьшаются и вовремя пресекаются [7-9].
Таким образом, распоряжение исклю- приведет к логически обоснованному про- чительным правом на музыкальное произведение возможно любым способом при условии непротиворечия его закону. Однако в ГК РФ закрепляются две договорные конструкции: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор. Однако способы распоряжения не ограничиваются исключительно названными механизмами. Глобализация общества, его информатизация, повсеместное использование сети интернет, желание субъектов в стремительном темпе заключить какие-либо соглашения закономерно ведут к возникновению прочих средств, посредством которых достигается возможность распорядиться исключительными правами. К тому же цифровизация общественных отношений, формирующихся благодаря непрестанному развитию информационных технологий, неизбежно цессу: происхождению современных или трансформации имеющихся отношений среди субъектов авторского права. Кроме того, музыкальная индустрия прогрессирует стремительными темпами, что является следствием возникновения различных способов нарушения авторских прав, поскольку отследить каждый случай использования произведения сложно. Поэтому существование организаций, осуществля- ющих коллективное управление авторскими правами, отвечает требованиям времени, потому как минимизируются факты недобросовестного использования произведений ввиду того, что подобные организации обладают огромным арсеналом средств для обнаружения и пресечения нарушений по всей территории Российской Федерации.
Список литературы Способы распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение
- Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав: учебное пособие для магистров. - М.: Проспект, 2016. - С. 50-52.
- Смирнов Д.М. Способы распоряжения исключительными правами на музыкальные произведения и их использование в информационно-телекоммуникационных сетях // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - №1. - С. 111-112.
- Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 г. по делу № А40-156919/09-15-720 // СПС «Консультант»
- Мещерякова В.В. Проблема определения существенных условий лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения // Уральский журнал правовых исследований. - 2019. - №2 (3). - С. 265-275.
- Постановление Президиума ВАС РФ №2658/09 от 21.07.2009 (А40-4615/08-51-52, 09АП-9786/2008, Ф05-9456/08) // СПС «Консультант»
- Нагродская В.Б. Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента // Актуальные проблемы российского права. -2015. - №12. - С. 68-71.