Сравнительная оценка психического здоровья лиц, совершивших общественно опасные действия (По материалам амбулаторной судебнопсихиатрической экспертизы)
Автор: В.Г. Аксенов, С.М. Меерзон, С.Н. Рожков
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психодиагностика и проблемы познания личности
Статья в выпуске: 2 (6), 1997 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126631
IDR: 149126631
Текст статьи Сравнительная оценка психического здоровья лиц, совершивших общественно опасные действия (По материалам амбулаторной судебнопсихиатрической экспертизы)
спульпации лиц с психопатией и олигофренией нередко за счет несовершеннолетних, что диктует необходимость проведения клинических и кли-нико-катамнсстичсских исследований этих нозологических групп, направленных на уточнение дифференциально-диагностических критериев и критериев оценки глубины психиатрических расстройств, лежащих в основе экспертного решения при данных формах патологии.
Следует остановиться также на особенностях диагностики реактивных состояний и алкогольных психозов. Процент реактивных психозов среди прочих диагнозов имеет тенденцию к увеличению, тогда как процент алкогольных психозов уменьшился в 2 раза (табл.З). Среди лиц, у которых диагностированы реактивный и алкогольный психозы, несовсршсшюлетние не встречались. Процент невменяемых в группе реактивного психоза в 1995 г. составил всего 7.7% (табл.2), что объясняется возникновением этих болезненных состояний после совершения правонарушения и их благоприятным исходом. Испытуемые с алкогольными психозами экскульпировались в 100% случаев (табл.2), так как общественно опасные деяния совершались в психотическом состоянии.
Анализ приведенных показателей свидетельствует об увеличении частоты развития острых реактивных психозов с развернутой психопатической симптоматикой и уменьшением удельного веса алкогольных психозов, что следует связывай», видимо, с патоморфозом данных состояний и определенным влиянием социально-средовых факгоров. Эги расстройства требуют утлублстю-го клинико-психологического изучения и разработки адекватных методов коррекций и профилактики данных нарушений.
Таким образом, анализ судебно-психиатрических экспертиз Челябинской областной клинической психоневрологической больницы N? I за последние 3 года нс только вскрывает причины динамики диагностических и экспертных решений, но и определяет направление научных исследований, необходимых для разработки дифференциально-диагностических критериев и критериев экспертной опенки рассмотренных нозологических групп психических заболеваний среди взрослых и несовершеннолетних с расширением клинико-катамнестичсских и клинико-психопатологических исследований.
I ГоруГшрон GB., Хатолновская Е.М. Обзор состояния судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения затри года (1966 1968) // Прак-шкд судебно-психиатрической экспертизы. - М., 1971. -Выл. 18.
-
2. Печерникова Т.П. Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике ВНИИ им.В.II.Сербского // Судебно-психиатрическая экспертиза. - М., 1976. - Вып.26 - С.3-9.
-
3. Печерникова Т.П., Смирнова Г.Г., Герашчоеа GM., Парунценнч И.А. Динамика диагностических и экспертных решений в судебно-психиатрической прак-5 2
-
4. Коброва II.И., Печерникова Т.П., Герасимова СМ. Анализ экспертных и диагностических расхождений по данным повторных судебно-психиатрических экспер-пгз. Шизофрения: (Судебно-психиатрический аспект). -М„ 1983. - С.29-37.
тике ВНИИ обшей и судебной психиатрии им.В.П.Сербского за последние 20 лет // Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике: (К-Тиннкокаим-нестические аспекты). - М., 1987. - С.11 19.
Сравнительная оценка психического здоровья лиц, совершивших общественно опасные действия (По материалам амбулаторной судебнопсихиатрической экспертизы)
В.[".Аксенов, С.М.Меерзон,
С.Н.Рожков Омская медицинская академия, Омская психиатрическая больница
Авторами изучены особенности личности испытуемых, прошедших амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу (СПЭК) в Омской областной психиатрической больнице в 1996 г. В ходе исследования были отобраны две группы испытуемых по 20 человек, совершивших общественно опасные действия. Первую группу составили лица, совершившие имущественные прс-ступления; вторую - преступления против личности. Вее испытуемые были без психопатических расстройств и признаны вменяемыми.
Первая группа полностью представлена лицами с умственной отсталостью в легкой степени дебильности. Обращал на себя внимание молодой возраст испытуемых (в среднем 20 лет). Они совершили, в основном, кражи личного имущества, большей частью - в труппе (в половине случаев - в состоянии простого алкогольного опьянения). Кражи часто носили ситуационный характер (с целью покупки алкоголя или в связи с кажущейся легкостью преступления). Хотя испытуемые при этом играли второстепенную роль, нужно отмстить, что их согласие на преступление обычно совпадало с личностными установками, поскольку у 12 человек в прошлом имели место кражи, у 8 из них в связи с этим были судимости. 6 больных состояли на учете в ИДИ в связи с кражами и хулиганскими поступками. Во время прохождения СПЭК некоторые из них старались выгородить себя, заявляя, что им “предложили”, а они “согласились", тем самым как бы пытаясь аг-равировать свою интеллектуальную недостаточность.
Имеющийся в наличии материал нс позволяет сделать каких-либо определенных выводов об особенностях воспитания испытуемых. В чс- тырех случаях имеется упоминание об алкоголизме родителей, других указаний на наследственную отягощенность нет. Социальный анализ показывает. что у всех наблюдаемых были трудности с учебой, даже в вспомогательной школе, где обучались все представители этой группы. Плохой учебе способствовали, кроме невысокого интеллекта, прогулы, уходы, нарушения дисциплины. отсутствие желания учиться и склонность к праздному времяпрепровождению. Некоторые безуспешно пытались обучаться в ПТУ. в дальнейшем выполняли неквалифицированную работу, часто се меняя, перемежая с длительными периодами безделья. В армии все они нс служили. В основном, это были люди, проживающие с родителями или родственниками. Улиц, имеющих семьи (2 человека), обстановка в семье была нездоровой (скандалы, выпивки). Злоупотребление алкоголем имело место более чем в патовинс случаев. У 16 испытуемых олигофрения сочеталась с психопатизаийсй личности, преимущественно возбудимого типа, в комбинации с чертами типа неустойчивого, в единичных случаях — с присоединением шизоидных черт. У четырех больных каких-либо особенностей характера определить нс удалось, однако у них с детства отмечалась наклонность к кражам на уровне девиаций влечений.
Таким образом, давая общую характеристику пои группы, можно сказать, «по для нес типично неглубокое снижение интеллекта в сочетании с мозаичной исихопатизаписй (возбудимость плюс неустойчивость личности). Криминогенное™» объясняется нс столько снижением интеллекта, сколько характерологическими особенностями, где неуживчивость и конфликтность сочетаются со стремлением к праздному время и ре про вождению и сиюминутным удовольствиям, в том числе связанным с приемом алкоголя. В ряде случаев трудно, no-видимому. исключить И [ЮЛЬ биологических факторов в виде расстройств влечений.
Вторая группа является более разнородной но многим показателям. Объединяющим является характер совершенных деяний, связанных с преступлением против личности (12 убийств и 8 случаев нанесения тяжких телесных повреждений). Возраст испытуемых имеет большой разброс и выше, чем в предыдущей группе (в среднем - 27 лет). npccTyiuici-гия здесь носили преимущественно одиночный, индивидуальный характер (14 человек). В 12 случаях они были ситуационными и в S - заранее обдуманными. Зачастую преступление совершалось в состоянии простого алкогольного опьянения.
У части испытуемых имелись отчетливые агрессивные тенденции в прошлом, в том числе в подростковом возрасте (12 человек), судимости (6 человек), в том числе повторные (4 человека). В то же время в четырех наблюдениях имела место ‘•примерная’’ биография с хорошей адаптацией, благополучной жизнью, службой в элитных частях, и совершенное преступление было неожиданным для окружающих. В этих случаях было труд но исключить вяло протекающее эндогенное заболевание. Хотя некоторые испытуемые в той или иной мерс пытались представить себя в лучшем свете во время прохождения СПЭК, однако явной установки на симуляцию нс отмечено пи у кого.
Как и в предыдущей группе, отсутствуют достоверные данные об условиях воспитания. Наследственная отягощенность имела место в 8 случаях (психические заболевания, алкоголизм, наркомания; у одного испытуемого мать убила отца). 14 человек злоупотребляли алкоголем, трос состояли на учете у психиатра по поводу олигофрении, возбудимой психопатии. резидуально-органического поражения ЦНС. Интеллектуальная характеристика группы является разнородной в том смысле, ч то отмечены случаи как невысокого, так и нормального интеллекта.
В то же время во всех наблюдениях удавалось выявить тс или иные девиации характера: как уровня психопатии (2 человека), так и уровня акцентуации (остальные). Наиболее общими были возбудимые черты, присущие в той или иной мере испытуемым. В ряде случаев втом варианте, который выделяется как эпилептоидный (8 человек), реже — в сочетании с шизоидными чертами.
Таким образом, особенностью второй группы яатястся наличие обязательных характерологических аномалий при различных интеллектуальных показателях. На криминогснность данной группы влияют такие черты характера, как возбудимость, злобность, мстительность, порой в сочетании с садистскими тенденциями и злоупотреблением алкоголем. Трудно исключить в ряде случаев наличие конституциально обусловленной криминальности на уровне расстройств влечений.
О клептомании у детей и подростков
Омская государственная медицинская академия
В последнее время в практике детско-подросткового психиатра все чаще приходится встречаться с обращениями родителей по поводу ‘клептомании’’ у их детей. Обращение за помощью к психиатру вызвано теми особенностями краж, которые вынуждали родителей предположить неблагополучие со стороны психического здоровья ребенка. Сточки зрения взрослых, об этом свидетельствовали трудно объяснимый откровенный характер краж, их повторяемость, отсутствие адекватной реакции на наказание и др. Анализ более тридцати подобных случаев показал пси-хо патологи чес кую и психологическую неоднородность данной группы детей и подростков и разнообразие мотивов действий.