Сравнительный анализ методов оценки уровня полового созревания в спортивной практике

Автор: Нестерова Анастасия Сергеевна, Барбашов Сергей Викторович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Педагогика

Статья в выпуске: 10, 2023 года.

Бесплатный доступ

Половое созревание является одной из стадий развития ребенка-спортсмена, данный процесс сопровождается морфологическими, физиологическими и психологическими изменениями в организме детей. В статье представлен отечественный и зарубежный исследовательский дискурс о способах определения биологического возраста, основанных на динамических процессах полового созревания. Ученые подтверждают необходимость учета этого фактора в планировании и корректировке тренировочного процесса, однако на практике этого почти не происходит вследствие отсутствия простых и доступных способов оценки уровня биологического созревания юных спортсменов, что существенно снижает эффективность многолетнего тренировочного процесса. Принципы организации последнего по-прежнему ориентированы на фактический возраст занимающихся. Актуальная информация о методических подходах к определению реального физического состояния организма ребенка позволит тренерам более адекватно воздействовать на его адаптацию к тренировочным нагрузкам.

Еще

Биологический возраст, половое созревание, методы оценивания, юные спортсмены

Короткий адрес: https://sciup.org/149143367

IDR: 149143367   |   DOI: 10.24158/spp.2023.10.14

Текст научной статьи Сравнительный анализ методов оценки уровня полового созревания в спортивной практике

Введение . Многолетняя тренировка, целью которой является подготовка высококвалифицированных спортсменов, основывается на фундаментальных положениях, связанных с методологическими, физиологическими, психологическими и биомеханическими аспектами развития че-ловека1.

Необходимость оценки у конкретного индивида реального уровня физической зрелости соотносится с понятием «биологический возраст» (БВ). Он выступает как наиболее точный указатель местонахождения индивида на пути его физического развития. Биологический возраст в большей степени, чем паспортный (ПВ), отражает онтогенетическую зрелость индивида, особенности его адаптивных реакций и возможностей, общую и специальную работоспособность. Все это делает БВ в каждый конкретный момент развития более точной оценкой статуса зрелости индивида, поскольку позволяет применять к нему понятие истинного возраста. БВ является системной характеристикой человека, поэтому может выступать как инструмент комплексной интегральной оценки общего его статуса (Тимакова, 2018).

Как отмечает Н.Ж. Булгакова с соавторами, в каждом возрасте среди лиц с разными темпами полового созревания можно найти индивидов, характеризующихся очень высокими или очень низкими уровнями развития двигательных способностей. Наибольшие различия по степени созревания (матурации) и физическому развитию отмечаются у девочек 12–14 лет и мальчиков 13–15 лет. Это означает, что среди детей 13 лет можно встретить индивидов, чей биологический возраст составляет от 11 до 15 лет2.

В.Ю. Давыдов утверждает, что при разработке моделей многолетней спортивной тренировки тренеров в первую очередь интересуют следующие периоды (фазы) роста и развития человека: позднее детство (6–9 лет), подростковый возраст: препубертатный (9–12 лет – для девочек, 10–14 лет – для мальчиков), пубертатный (12–15 лет – девочки, 14–17 лет – мальчики) и постпубертатный периоды (15–18 лет – девушки, 17–20 лет – юноши) (Давыдов, Авдиенко, 2012).

В процессе многолетней физической подготовки необходимо учитывать фактор полового созревания и особенности его протекания у спортсменов. Типовые образовательные программы не предполагают разделения занимающихся по признаку полового созревания и опираются на возрастные рамки, установленные федеральными стандартами. Однако даже при условии нахождения в группе спортсменов предположительно одной возрастной категории необязательно все дети будут соответствовать одному биологическому уровню развития и одной стадии созревания. Данная практика существенно искажает динамику адаптационных механизмов и приводит к отсутствию системности в построении тренировочного процесса.

Целью настоящей статьи является анализ подходов к установлению биологических и морфологических характеристик процесса полового созревания и возможного использования их в построении или корректировке тренировочного процесса.

Исследование и обсуждение . С течением времени представление о понятии «половое созревание» (ПС) менялось. Наиболее распространенные определения заключают в себя положения о том, что это процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Чаще всего в медицинской практике для установления уровня полового созревания используется «Шкала Танера». Данный метод представляет собой визуализацию изменений первичных и вторичных половых признаков. Шкала описывает появление и развитие пубертатных изменений. Мальчики и девочки оцениваются по 5-бальной шкале (Tanner, Davies, 1985).

Существуют также методы оценки половой зрелости по скелетному возрасту: GP (Greulich – Pyle), TW (Tanner – Whitehouse), TW1 (Tanner – Whitehouse 1), TW2 (Tanner – Whitehouse 2), TW3 (Tanner – Whitehouse 3). Так, например, методика TW3 предполагает оценку уровня половой зрелости по лучевой, локтевой, пястным и фаланговым или по семи пястным костям (исключая остистую). В методике Fels анализируются лучевая, локтевая, короткие и карпальные кости (Gilsanz, Ratib, 2012).

Вместе с тем процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями антропометрических характеристик. Так, в зарубежной спортивной практике широко используется метод, основанный на так называемом максимуме ростового скачка (МРС). Это показатель соматического развития, характеризующий период, когда достигаются высокие скорости не только общего роста, но увеличения отдельных частей тела; отмечается также повышение физической работоспособности и развитие вторичных половых признаков (Liu et al., 2000). Скачок роста у подростков совпадает с началом полового созревания. До, во время и после него существуют некоторые периоды времени, когда юные спортсмены более чувствительны к определенным типам тренировок (например, к силовым, скоростным и т. д.) (Malina et al., 2021).

Т.А. Погосян, М.М. Погосян (2020) выявили, что аналогичные ежегодные изменения характерны для показателей PWC170. Анализируя динамику этого показателя, исследователь отмечает:

  • 1)    критический пубертатный возраст (11–12 лет – для девочек и 13–14 – для мальчиков) характеризуется очевидным приростом тренировочных и соревновательных нагрузок и не вызывает таких же изменений в мощности аэробного энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов;

  • 2)    сенситивный пубертатный возраст (12–15 лет – для девушек, 14–17 лет – для юношей) сопровождается значительным достоверным приростом показателей общей физической работоспособности;

  • 3)    окончательный пубертатный спортивный возраст (15–16 лет – для девушек, 17–18 лет – для юношей) характеризуется достоверным снижением возможностей аэробного энергообеспечения в связи с очередной передифференцировкой мышечных волокон (Погосян, Погосян, 2020).

В основе метода оценки физического состояния ребенка, используемого Т.С. Тимаковой (2022), лежат так называемые «зоны биологической зрелости». Исследователь предлагает давать оценку полового созревания юного спортсмена в баллах (от 1 до 9), соответствующих степени выраженности вторичных половых признаков, основываясь на визуальном анализе. При этом предусматривается выделение трех фаз в формировании последних: препубертатной, собственно пубертатной и постпубертатной, что важно для построения оптимального тренировочного процесса.

В то же время исследования Т.С. Тимаковой показывают, что контингент пловцов даже 13 и 14 лет не следует рассматривать как одну подростковую популяцию. В возрасте 13 лет спортивные достижения юного спортсмена иллюстрируют в основном его предпочтительность в специализации. Пловцы на спринтерские дистанции «кролем» и «баттерфляем» обычно имеют развитую мускулатуру и характеризуются ускорением темпа полового развития. Условием высоких достижений в этой специализации является развитие плечевого пояса, аппарата внешнего дыхания и силы рук. А у пловцов 14 лет, как и у взрослых, мощность аэробных процессов энергообеспечения определяют размеры тела. Но при этом на первом месте находятся не показатели массы тела, ее активного состава (мышечной компоненты), обхватов тела, а продольные размеры – длина тела и нижних конечностей, а также кисти и стопы (Тимакова, 2022).

Учитывая значимость антропометрических характеристик телосложения для спортивного плавания, актуальными в этом контексте становятся методы определения уровня полового созревания по комплексу показателей телосложения. Так, В.П. Губа и В.Н. Чернова выделили следующие ростовые периоды: пуэрильный, пубертатный, ювенильный, матурантный1. Интенсивность роста (ИР) они рассчитывают по формуле:

ИР = Д2 – Д1 / 0,5 (Д1 + Д2) × 100%, где Д1 – первое измерение длины тела;

Д 2 – второе измерение длины тела.

Предлагается использовать также индекс зрелости (ИЗ), применяя дополнительные измерения: обхвата плеч, обхват таза, длины туловища. Формула для расчета индекса зрелости (ИЗ) выглядит следующим образом:

[МТ (ОПВ × 0,5 ДВК) + (ОБВ × 0,5 ДНК)

[ДТ (Оплеч.+ Отаза) × 0,5 Дтул.] , где  МТ – масса тела;

ОПВ – «плечо верхнее» (обхват плеча на уровне прикрепления дельтовидной мышцы);

ДВК – длина верхней конечности;

ОБВ – «бедро верхнее» (обхват бедра на уровне ягодичной складки);

ДНК – длина нижней конечности;

О плеч . – обхват плеча;

О таза – обхват таза;

Д тул . – длина туловища.

По величине ИЗ судят о варианте развития (ВР), используя тот же алгоритм, что для расчета оценки габаритного варьирования: 0–0,200 условных единиц – сильно растянутое созревание, 0,201–0,432 – растянутое созревание (ВР «С»), 0,433–0,568 – банальное созревание (ВР «В»), 0,569–0,800 – укороченное созревание (ВР «А»). Описанная схема соматотипирования широко применяется в исследованиях педиатров и даже в педагогической практике при планировании тренировочных нагрузок2.

Ранее Р.Л. Мирвалд с соавторами (Mirwald et al., 2002) создал методологию определения возраста, в котором наступает МРС (англ. APHV – The Age at Peak Height Velocity) путем выявления так называемого «смещения биологической зрелости». Разработаны формулы с коэффициентами, результаты расчетов по которым показывают, в каком возрасте наступит (при итоговом значении со знаком «–») или наступил (при итоговом значении со знаком «+») МРС у конкретного ребенка.

У юношей прогностическое уравнение смещения биологической зрелости выглядит следующим образом:

–9,236 + (0,0002708 × длина ног × рост сидя) – (0,001663 × возраст × длина ног) + (0,007216 × возраст × рост сидя) + (0,02292 × (вес/рост стоя)).

У девушек прогностическое уравнение смещения биологической зрелости имеет следующий вид:

–9,376 + (0,0001882 × длина ног × рост сидя) + (0,0022 × возраст × длина ног) + (0,005841 × возраст × рост сидя) – (0,002658 × возраст × вес) + (0,07693 × (вес/рост)) (Mirwald et al., 2002).

Т.С. Тимакова (2018) утверждает, что лучшие перспективы в спорте высших достижений имеют пловцы, которые при потенциале к высокорослости и наличии особых пропорций тела отличаются несколько более поздними сроками прохождения фаз пубертатного развития и в целом большей продолжительностью всего подросткового периода, а на спортивные достижения в этом возрасте сильно влияют показатели физического развития и темп полового созревания.

Фазы и индивидуальные сроки полового созревания явились основаниями для выделения «окон возможностей», или «периодов ускоренной адаптации» (рис. 1). Они становятся фактическими моделями индивидуализации многолетнего тренировочного процесса во многих видах спорта1.

Биологический

возраст

Этапы

Навыки (техника)

Скорость

Аэробные возможное! и

Сила

7

Фундаментальный этап (техника)

Окно навыков

Окно скорости 1

8

9

10

11

Обучение тренировке -понимание, цели, упражнения.

12

13

Окно скорости 2

Окно аэробных возможностей

14

Активные тренировки (Специализация - позиции)

Окно силы

15

16

Тренировки для состязаний (командная работа, тактика)

17

18

Выступления на соревнованиях (матчи, сезоны, турниры)

19

20

Рисунок 1 – «Окна возможностей» в соотношении с этапами тренировки и биологическим возрастом 2

Figure 1 – Windows of Opportunity in Relation to Training Stages and Biological Age

Точное определение уровня биологического созревания значимо для формирования групп подготовки в рамках как индивидуальных, так и командных видов спорта. Так, например, П.М. Ха-вет (Javet et al., 2020) демонстрирует ситуацию с отбором в национальную команду по футболу, при которой в нее попадают, как правило, юные футболисты с ранним биологическим развитием (рис. 2).

Собственные предварительные исследования, основанные на разделении на подгруппы испытуемых участников предпубертатного и постпубертатного возраста, показывают, что морфологическая составляющая не оказывает влияния на спортивный результат у пловцов подросткового возраста, не прошедших этап полового созревания (зафиксированные коэффициенты корреляции (r) варьируют: 0,1–0,3 – у девочек и 0,1–0,2 – у мальчиков). В это же время у пловцов, преодолевших период полового созревания, данная взаимосвязь наблюдается по всем исследованным показателям телосложения (зафиксированные коэффициенты корреляции (r) варьируют от 0,3 до 0,6 у девочек и от 0,4 до 0,6 – у мальчиков).

Рисунок 2 – Фактический биологический возраст юных футболистов в период отбора в национальные команды (Javet et al., 2020)

Figure 2 – Actual Biological Age of Young Soccer Players at the Time of Selection to National Teams (Javet et al., 2020)

Заключение . Анализ литературных источников выявил многообразие подходов к установлению признаков наступления фазы полового созревания. Утверждения ученых относительно необходимости определения биологического возраста и его соотношения с реальным, «паспортным» возрастом сходны по многим пунктам. Исследователи солидарны во мнении о различиях в показателях между БВ и ПВ. Они убеждены, что при построении многолетнего тренировочного процесса должны учитываться такие явления, как акселерация – процесс раннего полового созревания и ретардация – его замедленное протекание.

Многие авторы уверены, что условия и организацию тренировочного процесса для акселератов и ретардантов следует дифференцировать, так как разница в степени полового созревания обуславливает неодинаковость уровня развития физических качеств. Однако на данный момент в практике подготовки юных спортсменов тренеры не имеют возможности использовать простые и доступные методические приемы адекватного определения биологического возраста ввиду их отсутствия.

Сказанное свидетельствует о необходимости активизации исследовательских усилий в этом направлении. Разделение подростков, занимающихся спортом, на подгруппы по принципу полового созревания позволит преподавателям наиболее эффективно планировать тренировочный процесс, а также минимизировать различия в условиях организации занятий.

Список литературы Сравнительный анализ методов оценки уровня полового созревания в спортивной практике

  • Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты). Волгоград, 2012. 344 с.
  • Погосян Т.А., Погосян М.М. Оценка биологической зрелости спортсменов по данным исследования мощности аэробного энергообеспечения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 313-316. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p313-316.
  • Тимакова Т.С. Биологический возраст во взаимосвязи с показателями физического развития и специальной подготовленности мальчиков-пловцов 13-14 лет // Вестник спортивной науки. 2022. № 5. С. 20-26.
  • Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора, или Кто становится олимпийским чемпионом. М., 2018. 288 c.
  • Gilsanz V., Ratib O. Hand Bone Age. A Digital Atlas of Skeletal Maturity. Berlin, 2012. 95 р. https://doi.org/10.1007/978-3-642-23762-1.
  • Javet P.M., Fuchslocher J., Romann M. Les Jeunes Talents du Football: Sélections Entre Âges Biologique et Chronologique // Reflexions Sport. 2020. № 26. P. 11-26. (на фр. яз.).
  • Liu Y.X., Albertsson Wikland K., Karlberg J. New Reference for the Age at Childhood Onset of Growth and Secular Trend in the Timing of Puberty in Swedish // Acta Paediatrica. 2000. Vol. 89, iss. 6. Р. 637-643. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2000.tb00356.x.
  • Malina R.M., Koziel S.M., Kralik M., Chrzanowska M., Sude A. Prediction of Maturity Offset and Age at Peak Height Velocity in a Longitudinal Series of Boys and Girls // American Journal of Human Biology. 2021. Vol. 33, iss. 6. Р. e23551. https://doi.org/10.1002/ajhb.23551.
  • Mirwald R.L., Baxter-Jones A.D., Bailey D.A., Beunen G.P. An Assessment of Maturity from Anthropometric Measurements // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2002. Vol. 34, iss. 4. Р. 689-694. https://doi.org/10.1249/00005768-200204000-00020.
  • Tanner J.W., Davies Р.S.W. Clinical Longitudinal Standards for Height and Height Velocity for North American Children // The Journal of Pediatrics. 1985. Vol. 107, iss. 3. Р. 317-329. https://doi.org/10.1016/s0022-3476(85)80501-1.
Еще
Статья научная