Среднепалеолитическая составляющая каменной индустрии из слоев 8-11 стоянки Усть-Каракол-1 (по данным планиграфического анализа)

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию планиграфического и стратиграфического контекстов группы артефактов из коллекции ранних верхнепалеолитических слоев 8-11 стоянки Усть-Каракол-1, обнаруживающих технико-типологическое сходство с материалами среднепалеолитических пластинчато-острийных индустрий кара-бомовского варианта среднего палеолита Горного Алтая. Планиграфический и стратиграфический анализ свидетельствует о том, что накоплению культурных отложений слоев 8-11 предшествовало событие, ставшее причиной «срезания», частичного разрушения и обнажения культурных отложений пачки слоев 12-16 в центральной и нижней по склону частях раскопа. В результате этого процесса артефакты из культурных горизонтов слоев 14-16 оказались в зоне контакта с материалами культурного горизонта слоев 8-11. По этой причине часть артефактов из среднепалеолитических горизонтов была зафиксирована в подошве пачки слоев 8-11. Отдельные артефакты из слоя 14 были вынесены в более поздние отложения в процессе биотурбации. Пространственное распределение каменных артефактов полностью соответствует слабому угловому несогласию, отраженному в стратиграфических профилях отложений стоянки. Дифференциация археологических материалов согласно их принадлежности к «материнским» культурным подразделениям позволит в дальнейшем рассматривать коллекции артефактов из слоев 8-11, 13, 14 и 15, 16 в качестве единых индустрий и даст возможность по-новому взглянуть на характер культурно-генетических связей среднепалеолитических и ранних верхнепалеолитических индустрий стоянки.

Еще

Ранний верхний палеолит, среднепалеолитические пластинчато-острийные индустрии, планиграфический анализ, угловое несогласие, механическое смешение

Короткий адрес: https://sciup.org/14522206

IDR: 14522206

Текст научной статьи Среднепалеолитическая составляющая каменной индустрии из слоев 8-11 стоянки Усть-Каракол-1 (по данным планиграфического анализа)

Многослойная палеолитическая стоянка открытого типа Усть-Каракол-1 расположена в нижней части пологого склона северной экспозиции, образующего стрелку при впадении в р. Ануй ее левого притока р. Каракол [Природная среда..., 2003]. Полевые исследования отложений в раскопе 2 проводились в 1993–1997 гг. Общая площадь исследованного участка составила ок. 250 м2; в процессе раскопок была вскрыта толща склоновых отложений общей мощностью до 6,5 м.

Согласно современной концепции развития палеолитических культурных традиций на территории Горного Алтая, археологические материалы из слоев 8–11 относятся к усть-каракольскому индустриальному варианту, существовавшему в начале верхнего палеолита совместно с индустриями кара-бомовского типа [Деревянко, Шуньков, 2004]. Каменная индустрия из слоев 8–11 имеет выразительный ранневерхнепалеолитический облик, вместе с тем она содержит единичные изделия, обнаруживающие технико-типологическое сходство с материалами среднепалеолитических пластинча-то-острийных индустрий кара-бомовского варианта среднего палеолита Алтая [Они же, 2002]. К этой группе артефактов относятся бифронтальный нуклеус, выполненный в двуплощадочной ортогональной модификации с конвергентными снятиями, простой и атипичный остроконечники леваллуа, два треугольных скола с фасетированными ударными площадками, фрагмент овального бифаса, два остроконечника (рис. 1, А ). Перечисленные изделия зафиксированы преимущественно в слое 11, относительно слабо насыщенном археологическим материалом. Вверх по разрезу их количество уменьшается: изделия соседствуют с призматическими нуклеусами для пластин, торцовыми и призматическими нуклеусами для мелких пластинчатых сколов, концевыми скребками, пластинками с притупленным краем.

В данном контексте особенно важно, что предварительные планиграфические исследования культурных отложений стоянки Усть-Каракол-1, основанные на данных метода ремонтажа, выявили свидетельства частичного смешения археологических материалов раннего верхнего палеолита (слои 8–11) и среднепалеолитических (слои 13–15) [Белоусова, 2012]. В настоящее время для детализации технологических реконструкций и уточнения сценария трансляции среднепалеолитических технологий в верхнепалеолитические индустрии необходимо определить масштабы и причины этого смешения. 180

На основе данных ремонтажа, метода сырьевых групп и планиграфического анализа артефактов была изучена структура культурных отложений пачки слоев 8–16 (слои 8–11 – 2 257 экз., слой 13 – 34 экз., слой 14 – 72 экз., слой 15 – 60 экз., слой 16 – 35 экз.) и определена стратиграфическая и планиграфическая позиция изделий, составляющих среднепалеолитический компонент в индустрии раннего верхнего палеолита.

Анализ структуры культурных отложений слоев 8–16 позволил выявить три культурных горизонта (рис. 1, Б ). Находки наиболее древнего горизонта залегали преимущественно в отложениях слоя 16, частично – в слое 15. Проекция координат находок на продольный профиль раскопа по линии квадратов 11–14 по оси Х показала, что на основной части раскопа 2 культурный горизонт слоев 15, 16 был отделен от более позднего среднепалеолитического горизонта, залегающего в слое 14, прослоем мощностью ок. 0,7 м; на линии квадратов 0–3 по оси Y этот прослой постепенно выклинивается. В целом материалы двух нижних культурных горизонтов формируют отчетливые пространственные структуры, залегающие субгоризонтально, согласно древнему схожему микрорельефу.

Верхний культурный горизонт раннего верхнего палеолита, связанный с отложениями слоев 8–11, формировался в условиях иного микрорельефа, с другим углом наклона (рис. 1, Б ). В верхней по склону части раскопа материалы этого культурного подразделения были отделены от нижележащего культурного горизонта слоя 14 прослоем мощностью 1,2 м. Вниз по склону этот прослой постепенно выклинивался, а по линии квадратов 4 по оси Y – уже практически не читался . Ниже линии квадратов 4 по оси Y материалы среднепалеолитического горизонта отсутствовали или были зафиксированы в процессе раскопок как принадлежащие слоям 11 и 9.

Анализ координат залегания каменных изделий среднепалеолитического облика из коллекции слоев 8–11 позволил установить, что все они сосредоточены либо в зоне контакта горизонта слоя 14 и горизонта слоев 8–11, либо тяготеют к первому (рис. 1, Б ). Пространственное распределение элементов крупной сырьевой группы слоя 14 (25 экз.) также свидетельствует о том, что четкой границы между разновременными культурными горизонтами в центральной и нижней по склону частях раскопа 2 не существовало (рис. 1, В ) – основная

Рис. 1 . Усть-Каракол-1.

А – изделия среднепалеолитического облика в индустрии слоев 8–11: 1–5 – слой 11.2; 6, 7 – слой 11.1.

Б – пространственное распределение артефактов среднепалеолитического облика из коллекции слоев 8–11 относительно уровней залегания культурных горизонтов слоев 8–11 и 14–16 (проекция на профиль продольного разреза по линии квадратов 11–14 по оси Х): 1 – артефакты из культурного горизонта слоев 8–11; 2 – артефакты из культурного горизонта слоя 14; 3 – артефакты из культурного горизонта слоев 15, 16; 4 – артефакты среднепалеолитического облика из слоев 8–11; 5 – номер артефакта на рисунке в части А .

В – пространственное распределение продуктов расщепления одной отдельности сырья из культурного горизонта слоя 14 на плане раскопа 2 (указаны слой/нивелировочная отметка).

часть продуктов расщепления этой отдельности была зафиксирована в слое 14 (17 экз.), еще часть – в слое 11 (4 экз.), отдельные артефакты были зафиксированы в слоях 13 (2 экз.), 15 (1 экз.) и 9 (1 экз.). Единичные артефакты отдельности, расположенные в верхней по склону части раскопа 2, были вынесены в более поздние отложения слоя 11, скорее всего, в процессе биотурбации.

Согласно данным стратиграфического анализа [Природная среда..., 2003], а также данным планиграфии, пространственное залегание выявленных культурных горизонтов полностью соответствует слабому угловому несогласию (не более 30°), характерному для отложений стоянки. Пачка литологических слоев 8–11, выполненная легкими и средними лессовидными суглинками, формировалась после седиментационного перерыва, а ее нижняя граница представляла собой зону послойных сдвигов и перемешивания с подстилающими отложениями слоев 12–14.

Рис. 2 . Схема пространственного распределения артефактов из культурных горизонтов раннего верхнего и среднего палеолита на продольном стратиграфическом профиле раскопа 2 стоянки Усть-Каракол-1.

1 – отложения раннего верхнего палеолита (слои 8–11); 2 – отложения среднего палеолита (слои 12–16); 3 – артефакты из культурного горизонта слоев 8–11; 4 – артефакты из культурного горизонта слоя 14; 5 – артефакты из культурного горизонта слоев 15, 16.

Было отмечено, что вследствие выклинивания слоев 12 и 13 в нижней по склону части раскопа подошва слоя 11 залегала непосредственно на кровле слоя 14. Последовательное выклинивание слоев 12 и 13 было отчетливо выражено на стратиграфическом профиле западной стенки раскопа 1994 г. на линии квадратов 3–6 по оси Y. В этой части раскопа горизонт раннего верхнего палеолита залегал непосредственно на отложениях с культурой среднего палеолита.

Анализ совокупности планиграфических и стратиграфических данных позволяет предположить, что в хронологическом интервале между накоплением литологических слоев 12 и 11 имело место событие, ставшее причиной «срезания», частичного обнажения и разрушения культурных отложений слоя 14, в меньшей степени – слоя 16 по линии квадратов 0–4 по оси Y. В результате этих процессов артефакты из слоя 14 оказались в зоне контакта с более поздними отложениями или были вмещены в них (рис. 2). Это обстоятельство стало причиной того, что часть находок среднепалеолитического горизонта была зафиксирована в подошве пачки слоев 8–11.

Дифференциация археологических материалов по их принадлежности к «материнским» культурным подразделениям позволит в дальнейшем рассматривать коллекции артефактов из слоев 8–11, 13, 14 и 15, 16 в качестве единых индустрий и даст возможность по-новому взглянуть на характер культурно-генетических связей среднепалеолитических и ранних верхнепалеолитических индустрий стоянки Усть-Каракол-1.

Список литературы Среднепалеолитическая составляющая каменной индустрии из слоев 8-11 стоянки Усть-Каракол-1 (по данным планиграфического анализа)

  • Белоусова Н.Е. Стратиграфический и планиграфический контексты материалов ранней стадии верх него палеолита стоянки Усть-Каракол-1 (раскоп 1993-1997 годов)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. -2012. -Т. 11, вып. 5: Археология и этнография. -С. 51-61
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В. Индустрии с листовидными бифасами в среднем палеолите Горного Алтая//Археология, этнография и антропология Евразии. -2002. -№ 1 (9). -С. 16-41
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В. Становление верхнепалеолитических традиций на Алтае//Археология, этнография и антропология Евразии. -2004. -№ 3 (19). -С. 12-40
  • Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая/А.П. Деревянко, М.В. Шуньков, А.К. Агаджанян, Г.Ф. Барышников, Е.М. Малаева, В.А. Ульянов, Н.А. Кулик, А.В. Постнов, А.А. Анойкин. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. -448 с
Статья научная