Средневековый Хайтхабу: численность и состав населения

Автор: Илларионов Сергей Александрович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 18, 2008 года.

Бесплатный доступ

Численность населения Хайтхабу на Балтике в пору его расцвета в X в. составляла приблизительно 1 000 человек. Процесс концентрации населения и становления города в Хайтхабу, как и в других сравнимых с ним поселениях, происходил исключительно путем притока людей извне. Хайтхабу в этом отношении не был исключением: по составу он выделялся как торгово-ремесленное, а не аграрное поселение. Вместе с процессом урбанизации Хайтхабу и росла численность его населения, и углублялось его социальное расслоение.

Хайтхабу, эпоха викингов, остеологический материал, североморская группа керамики

Короткий адрес: https://sciup.org/14913451

IDR: 14913451

Текст научной статьи Средневековый Хайтхабу: численность и состав населения

О поселении Хайтхабу на Балтике в эпоху викингов мы располагаем крайне скудной письменной информацией, поэтому при изучении численности и плотности его населения приходится опираться в основном на данные археологии и антропологии.

По подсчету руководителя довоенных раскопок на месте этого приморского центра Г. Янкуна, численность населения в пору его расцвета ʙ X в. составляла приблизительно 1 000 человек1 . Немало городов раннесредневековой Европы имело подобную численность населения: от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Процесс концентрации населения и становления города в Хайтхабу, как и в других сравнимых с ним поселениях, происходил исключительно путем притока людей извне. Сельское хозяйство, благодаря техническим нововведениям, достигло такого роста производительности труда, что сельская территория могла отдавать излишки своей продукции возникающим торговым пунктам. Немалую роль сыграла и забота городских феодалов по увеличению численности его населения2 . Площадь, занимаемая Хайт-хабу, составляла 24 га, то есть плотность eго нaсeлeния временами доходила до 400 человек на 1 кв. км. Как описывали современники, находился он у «края мирового океана», среди редко населенной аграрной области3 . Так что при такой плотности 1 000 жителей представляла собой значительную величину, заметно отделяя Хайтхабу от сельской округи.

Состав жителей в Хайтхабу характеризуется как многоэтнический и социально дифференцированный. Там жили совместно фризы, датчане, шведы, саксонцы, слaвяне. Многоязычье оглашало его улицы. Там жили христиане и язычники, богатые купцы, мелкие странствующие торговцы и слуги, временами даже король со своей свитой. Этническая пестрота населения Хайтхабу была обусловлена прежде всего его расположением на стыке границ разных государств, а также частой сменой власти: с начала IX в. он находился под датским владычеством, с 890 по 934 гг. – под властью шведов; с 934 по 983 гг. – под властью германской империи, с 983 г. он снова стал датским4.

Как полагают aрхeологи и антропологи, нaселение Хайтхабу пополнялось за счет пришельцев. Так, с запада пришли ремесленники – монетчики, бронзолитейщики, гребенщики5 . Исследование значительного количества остеологического материала (останков скелетов людей) из довоенных раскопок Хайтхабу показало, что eго население было генетически близко к народностям, населявшим как Центральную, так и Северную Eвро- пу6 . Судя по удлиненным черепам, жители Хайтхабу принадлежали к северогерманской народности. Они были невысокого роста. До старости доживали лишь немногие, большинство умирали в 30–40 лет7 .

Исследование древних могил, расположенных западнее Хайтхабу, с отчетливо выраженным западным обычаем погребения и погребальным инвентарем, а также сопоставление урновых форм и ритуалов погребений южного кладбища Хайтхабу, обследованного в 1959–1960 гг., с погребениями Раннего Средневековья на южном побережье Северного моря дало основание немецким археологам предположить, что уже в VIII в. с запада в область Шлея пришла этническая группа фризского происхождения8 . Фризы с конца VII в. продвигались на восток вдоль южного побережья Северного моря, заселяя прибрежные острова, а затем вышли на Ютландский полуостров, стремясь к выходу в Балтийское море. Bо время довоенных раскопок Хайтхабу внутри полукольца окружавшего его вала было обнаружено немало обломков горшков яйцевидной и других форм, относимых к североморской группе керамики9 , то есть из Фрисландии. Этот же факт раннего поселения фризов в районе Шлея подтверждает и большое сходство в обычае погребений, в частности в южном поселке Хайтха-бу с погребениями Раннего Средневековья на южном берегу Северного моря10.

Таким фризы дополнили ранее, в первые века н.э., поселившихся в области Шлея, этом удобном месте побережья Балтийского моря, торговцев и ремесленников из ближайшей округи – потомков англов, саксов и датчан, которые, постепенно эмансипируясь от сельского хозяйства, создавали основу формировавшегося здесь торгово-ремесленного пункта11 .

Уже в IX в., судя по металлическим украшениям североевропейского наряда, преимущественно женским, найденным в большом кладбище внутри Кольцевого вала12, в Хайтхабу поселилась группа людей, пришедшая с севера – собственно скандинавы13 . Поскольку одну треть керамики поселка, относимой к IX в., составляла датская и славянская, в Хайтхабу поселились датчане и славяне14 . Наконец, по сообщению Адама Бременского, уже в середине X в. в Хайтхабу была колония саксонцев15 .

Таким образом, население Хайтхабу было многоэтничным, оно пополнялось за счет пришельцев с запада, севера и востока.

Археологические находки указывают на социальное расслоение жителей Хайтхабу: на поселении на протяжении его существования были могилы как с богатым погребальным инвентарем, так и с бедным или вовсе без инвентаря16 . Исследования большого и малого (камерного) кладбищ внутри дугообразного вала в Хайтхабу17 и камерного погребения с ладьей южнее его18 показали, что среди населения этого поселка выделялась прослойка знати и богачей, которая погребалась обособленно, в рос- кошных камерных могилах с богатым инвентарем, причем мужчин (по-видимому, королевских дружинников) хоронили с боевым оружием19 , тогда как большое кладбище с бедным инвентарем предназначалось для основной массы жителей. Это большинство населения Хайтхабу составляли ремесленники, что подтверждается многочисленными обнаруженными следами ремесленной деятельности. Г. Штойер полагает, что основная масса населения Хайтхабу (около 95%) принадлежала к ремесленному слою, а также к группе христиан, отказавшейся от культа погребения с инвента-рем20. Меньшую часть представляли купцы, разбогатевшие на разных промыслах и торговле. Предполагается, что жили они в добротных домах, построенных вблизи гавани21 . К ним примыкали дружинники, выше которых были королевские семьи.

На социальное расслоение населения Хайтхабу указывают и письменные источники. B «Жизнеописании Ансгария» Римберга упоминаются в середине IX в. в Шлезвиге (Хайтхабу) «видные мужи вика» (primores vici), которые имели обыкновение посещать Дорестад или Гамбург22 . B других источниках говорится о купцах оседлых и приезжих23 . Однако генезис «видных мужей» неизвестен: была это дружинная прослойка, поселившаяся в Хайтхабу, или же разбогатевшая на торговле часть его населения. О купцах, видимо, свидетельствует и рунический камень у Хайтхабу в честь Эрика, поставленный дружинником Свена (вероятно, короля Свена Bилобородого) Торульфом, где Эрик назван как «войн» и «филага»24 причем филага истолковывается Янкуном как торговый компаньон учредителя этого памятного камня25.

Поскольку Хайтхабу был не только экономическим центром, где концентрировались ремесленники и купцы, но временами резиденцией королей и их дружин, на эту социально возвысившуюся группу, помимо вышеназванного памятного камня, указывают другие рунические камни, найденные в окрестностях. Прежде всего два памятных камня, поставленные Асфридой в честь короля Зигтригга, своего и Кнубы сына26 , датируемые 1-й половиной X в., из чего явствует, что в конце IX – первой половине X в. Хайтхабу был центром шведской королевской династии и ее дружины. Неподалеку от Хайтхабу, у датской оборонительной линии датским королем Свеном был поставлен камень в честь королевского дружинника Скар-де, датируемый концом X в.27 B определенные времена в Хайтхабу пребывали короли и их дружины, а во время их отсутствия здесь находился назначенный ими чиновник – викграф28 или префект «вика». Отсюда выявляется и институт управления в Хайтхабу в лице названного королевского уполномоченного. А с завоеванием в 934 г. Хайтхабу немецким королем Генрихом I и с образованием там особой «марки» появляется другое должностное лицо – маркграф29 .

Постройка в середине IX в. в Хайтхабу церкви30 , наличие там христианской общины31, а также тот факт, что при Оттоне I Хайтхабу стал центром отдельной епархии32, дают основание полагать, что там, по крайней мере в X в., имелась прослойка католического клира. И наконец, источники упоминают рабов в Хайтхабу33.

Таким образом, и письменные источники, и археологические останки выделяют немногих богатых и могущественных из массы бедных и безвластных. Из ремесленного населения выделялся узкий слой богатых купцов и воинов, представителей которых хоронили после смерти с драгоценным погребальным инвентарем34. Это социально ведущая группа была открыта влиянию западноевропейской культуры, была с самого начала готова принять христианство, что повлияло на относительно быстрое принятие новой веры в Хайтхабу35.

Bерхний слой по отношению к остальной массе населения обладал руководящей функцией. Из этой среды исходили не только духовные, но и импульсы, формирующие моду. Это видно по западноевропейским формам украшений, доходившим до Хайтхабу, в которых отражался «сплав» в художественном ремесле: чуждой западной и привычной северной в новые декоративные формы. Так формировались украшения, отвечающие вкусам богатого слоя населения Хайтхабу.

Археологические источники зафиксировали не только социальную неоднородность населения Хайтхабу в эпоху викингов, но и его профессиональную дифференциацию. Раскопками на поселении было установлено, что здесь помимо купцов и воинов оседло жили ремесленники разных специальностей, причем некоторые, возможно, были объединены в цехи. Более того, они показали, что социальное расслоение населения Хайтха-бу, особенно в X в., зашло далеко, до какой-то степени отразив структуру «городского» общества, стиль жизни верхнего слоя. Пролили они некоторый свет и на общественные отношения в Северной Eвропе эпохи викингов, на религиозные и национальные различия. Bместе с письменными источниками они указывают на элементы организации купечества, ремесленников, дружинников вокруг королей. Таким образом, социальная дифференциация населения Хайтхабу отделяла их от современных им аграрных поселений, где население было социально однородней. По мнению Янкуна, крупного знатока североевропейских «виков», развитие Хайтха-бу следует рассматривать на фоне происходивших тогда социальных перемен в Eвропе, вследствие которых купцы и ремесленники выделялись из окружающего их чисто крестьянского общества и компактно поселялись в определенных местах, обеспечивая свое существование промысловой и торговой деятельностью36 .

Это особенно стало заметным в эпоху викингов с ее широкими связями и возможностью обогащения. Тогда в Северной Eвропе за сравнительно короткий срок произошли значительные перемены: родовые связи постепенно уступали место вассально-ленным отношениям. Наряду с королями появлялся могущественный слой военных предводителей, существовал широкий слой свободных и зависимых крестьян, слой купцов и ремесленников и, наконец, слой рабов, возникший в результате походов викингов. Данный процесс был особенно заметен в торгово-ремесленных поселениях, распространившихся не только на севере, но и во всей Франкской державе, где сосредоточивались новые экономические силы, где полное развитие получало свободное рыночное хозяйство, откуда и в деревню проникало денежное хозяйство37 .

И Хайтхабу в этом отношении не был исключением: по составу он выделялся как торгово-ремесленное, а не аграрное поселение. А вместе с процессом урбанизации Хайтхабу росла численность его населения, углублялось его социальное расслоение.

Список литературы Средневековый Хайтхабу: численность и состав населения

  • Derselbe. Haithabu. Ein Handelsplatz der Wikingerzeit. Neumünster. 1972, S. 253.
  • Annales regni Francorum. Hannoverae, 1895. S. 126, а. 808.
  • Jacob G. Arabische Berichte vom Gesandten an germanische Fürstenhöfe aus dem 9. und l0. Jahrhundert//Quellen zur Deutschen Volkskunde. Heft 1. Berlin und Leipzig. 1927. S. 29.
  • Brandt О. Geschichte Schleswig-Holstein. Kiel, 1957. S. 50-51, 53.
  • Jankuhn H. Antropologische Struktur und Soziale Gliederung der Bevolkerung von Haithabu//DFG. Archäologische und Naturwissenschaftliche Untresuchungen an Siedlungen in deutschen Küstengebiet. Bd. 2. Weinheim, 1984. S. 251, 254.
  • Schaefer U. Antropologische Untersuchung der Skelette von Haithabu//Die Ausgrabungen in Haithabu. Bd. 4. Neumünster, 1963. S. 195 ff., 200.
  • Schaefer U. Demographische Beobachtungen an der Wikingerzeitlichen Bevölkerung von Haithabu//Zeitschrift für Morphologie und Anthropologie. Bd. 47. 2. Stuttgart, 1955. S. 222-227.
  • Helmuth H. Anthropologische Untersuchungen an menschlichen Skelettresten der frühmittelalterlichen Siedlung Haithabu//Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu. Bericht 11. Neumunster, 1977. S. 48.
  • Jankuhn H. Haithabu. Neumunster, 1972. S. 254.
  • Steuer H. Die Stidsiedlung von Haithabu. Die Ausgrabungen in Haithabu. Bd. 6. Neumünster, 1974. S. 19 ff., 163.
  • Hübener W. Die Keramik von Haithabu. Die Ausgrabungen in Haithabu. B. 2. Neumunster, 1952. S. 25 ff., 79 ff.
  • Magistri Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae Pontificum, bearbeitet von W. Trillmich//Qellen des 9. und 11. Jahrhunderts zur Geschicte der hamburgischen Kirche und des Reiches. Bd. 11. Berlin, 1961.1, cap. 57.
  • Knorr Fr. Schleswig und Haithabu//Schleswig-Holsteinisches Kunstkalender. Hamburg, 1924. S. 27-28.
  • Muller-Wille M. Das Bootkammergab von Haithabu. Bericht 8. 1976. S. 9 ff.
  • Aner E. Zur Schwedenherrschaft in Haithabu//Zeitschrift der Gesellschaft fur Schleswig-Holsteinische Geschichte. Bd. 87. Neumunster, 1962. S. 56.
  • Rimbert. Vita Anskarü, bearbeitet von W. Trillmich//Quellen des 9. und 11. Jahrhunderts zur Geschichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. B. 11. Berlin, 1961. Cap. 24. S. 80.
  • Magistri Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae Pontificum... Cap. 57. S. 228. Quellen zur Frage Schleswig-Haithabu. Hrsg. von O. Scheel und P. Paulsen. Kiel, 1930. S. 13.
  • Jankuhn H. Soziale Gliederung der Bevölkerung von Haithabu nach historischen Quellen//D.F.G. Archäologische und Naturwissenschaftliche Untersuchungen … Bd. 2. Weinheim, 1984. S. 337.
  • Jankuhn H. Zur Topographie frühmittelalterlichen Stadtanlagen im Norden und zur Soziologie ihrer Bewohner//Beiträge zur Landeskunde von Schleswig-Holstein. Kiel, 1953. S. 96-99.
  • Aubin H., Zorn W. Handbuch der deutschen Wirtschafts-und Sozialgeschichte. Bd. 1. Stuttgart, 1978. S. 119.
Еще
Статья научная