Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса
Автор: Сладкопевец Роман вадимовиЧ.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 5 (61), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы средства музыкальной выразительности как элемент художественнорезультативной стороны исполнительского процесса. На основе теоретического анализа были выделены основные средства выразительности в музыке, которыми являются лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация. Автор пришёл к выводу, что интонация и мелодия, метроритм и темп, лад и гармония, фактура, тембр - все средства музыки, взятые в совокупности, образуют сложноорганизованную многостороннюю систему, и каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими. В целом, освоение средств музыкальной выразительности - это вычленение в музыке наиболее характерных для неё характеристик: громкости, звуковысотности, темпоритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра, и определение их роли в создании музыкального образа, иными словами, это освоение музыкального языка.
Лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация
Короткий адрес: https://sciup.org/14489854
IDR: 14489854
Список литературы Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. 2-е изд. Ленинград: Музыка, 1971. 376 с.
- Браудо И. Артикуляция. (О произношении мелодии). 2-е изд. Ленинград: Музгиз, 1973. 198 с.
- Дьяченко Н.Г., Котляревский И.Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Муз. Украина, 1987. 110 с.
- Интонация и музыкальный образ: статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран/под общей ред. Б.М. Ярустовского. Москва: Музыка, 1965. 354 с.
- Кислицын Н.А. Произношение. Артикуляция, штрих -метаморфозы понятий в науке и музыкальной практике//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. Вып. 37, № 35 (173). С. 182-187.
- Кочетов В.В. Роль интонационного слуха в развитии речевой выразительности студентов-актёров театра//Педагогика и психология. 2009. № 6 (8). С. 1649-1654.
- Кузьмин А.Р. Нотация в музыке XX века: учебно-методическое пособие Изд. 2. Челябинск, 2010. 100 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. Москва: Музыка, 1988. 254 с.
- Романовский Н.В. Хоровой словарь. 2-е изд., доп. Ленинград: Музыка, 1972. 142 с.
- Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Санкт-Петербург: Лань, 2002. 368 с.
- Энциклопедический музыкальный словарь/авт.-сост. Б.C. Штейнпресс и М.М. Ямпольский. Изд. 2-е. Москва: Советский композитор, 1966. 632 с.