Становление договора ренты в российском и зарубежном праве

Бесплатный доступ

В статье рассматривается становление как в российском, так и зарубежном праве такого договора о передаче имущества в собственность как договор ренты. Автор исследует развитие положений о договоре ренты в российском праве, отмечая, что рентные отношения претерпели долгий путь до их закрепления в кодифицированном акте. В свою очередь, в зарубежном праве договор ренты известен уже давно, что получило отражение в нормах кодифицированных актов.

Рента, право собственности, постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением

Короткий адрес: https://sciup.org/143178754

IDR: 143178754   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2022-1-115-121

Текст научной статьи Становление договора ренты в российском и зарубежном праве

Одним из договоров, опосредующих переход права собственности на имущество от одного лица к другому, является договор ренты [14, С. 72-78]. Как отмечает Д.В. Мурзин, «исторически договор ренты являлся конструкцией, позволявшей вплоть до начала XX в. решать средствами гражданского права проблемы еще не существовавшего социального (в первую очередь пенсионного) обеспечения. В настоящее время договор ренты продолжает сохранять свое значение в качестве дополнительного и альтернативного источника получения средств на содержание в первую очередь граждан» [13].

В 1995 году, когда была принята часть вторая Гражданского кодекса РФ, получила распространение точка зрения о том, что «договор ренты является сравнительно новым институтом отечественного гражданского права» [7]. Так, Ю.С. Алексеева, А.В. Кузьмин отмечают, что «договор пожизненного содержания с иждивением является новым для отечественного гражданского законодательства, поскольку до момента вступления в силу второй части ГК РФ указанный вид договоров был вне правового поля» [1].

Так ли это? Полагаем, что нет. Корректно говорить о том, что договоры постоянной ренты и денежной пожизненной ренты являются новыми [20].

Исторически сложилось, что в нормах дореволюционного российского законодательства положения о ренте отсутствовали. В то же время в нормах Проекта Гражданского уложения предусматривалось закрепление пожизненного дохода (ренты) и пожизненного со- держания (Глава XXI). По договору о пожизненном доходе (ренте) одно лицо, взамен уплаченной им денежной сумме или уступленного движимого или недвижимого имущества, обязуется уплачивать ежегодно другому лицу, в продолжение его жизни, определенную денежную сумму или доставлять определённое количество жизненных припасов или иных заменимых вещей (ст. 2525), по договору о пожизненном содержании одно лицо обязуется доставлять другому содержание и иметь о нём попечение в продолжение всей его жизни, взамен уплаченной принимаемым на содержание либо третьим лицом денежной суммы или переданного движимого или недвижимого имущества (ст. 2534).

В то же время, как справедливо указывалось в научной литературе, «правовая система дореволюционной России не знала договора ренты, но вместе с тем и не отрицала его существования, и положения этих договоров базировалось на общем правиле ст. 1530 Свода законов гражданских Российской империи, дозволяющем включать в гражданско-правовой договор «условия законом не противные» [17, с. 47-48]. И в доктрине мы можем встретить положительное отношение к рентным отношениям. И.М. Тютрюмов писал: «В жизни бывают случаи, когда старый или вообще беспомощный человек обладает настолько небольшим достатком, что из обычных доходов не может удовлетворить свои потребности. Выходом из такого положения является передача имущества в собственность другому лицу с тем, чтобы взамен этого ему дали пожизненное содержание и уход или выплачивали пожизненный доход (ренту) в нужном размере» [9].

Если мы обратимся к нормам ГК РСФСР 1922 г., то и в нём отсутствовали нормы о договоре ренты. В то же время «договоры, связанные с принятием на себя обязанностей по содержанию в обмен на переданное имущество, прежде всего жилой дом, совершались» [3]. И в судах неоднократно возникали споры, связанные с такими договорами. Однако решения принимались неоднозначные, что обуславливалось различным отношением к непоименованным договорам. Как отмечала Р.О. Халфина, «по вопросу о договорах с условием пожизненного содержания до сих пор нет устойчивой и единообразной судебной практики» [19, с. 198].

В те годы принимались и решения, основанные на ст. 106 ГК РСФСР 1922 г., согласно которой обязательства возникают из договоров и других указанных в законе оснований, в частности вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения другому лицу вреда.

Всё это вызвало закономерный отклик в трудах виднейших советских цивилистов таких как В.А. Рясенцев [18, с. 23-25], М.И. Бару [2, с. 193], В.Ф. Маслов [15, с. 112-116], которые предложили закрепить подобный договор в новом Гражданском кодексе. В то же время были и противники такого инкорпорирования в советский Гражданский кодекс норм о пожизненном содержании, так как такие «сделки противоречат правилам социалистического общежития» [4, с. 26].

Однако законодатель признал всё-таки аргументы сторонников закрепле- ния такого договора убедительными и в ГК РСФСР 1964 г. институт, отвечающий признакам рентных отношений, получил своё развитие. В ст.ст. 253 и 254 ГК РСФСР 1964 г. устанавливались особенности такого договора как договор купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания продавца, являющегося лицом нетрудоспособным по возрасту или состоянию здоровья, в котором продавец передавал в собственность покупателя жилой дом или часть его, а покупатель обязывался в уплату покупной цены предоставлять продавцу до конца его жизни материальное обеспечение в натуре - в виде жилища, питания, ухода, в необходимой помощи.

В отличие от действующего законодательства, отчуждение дома покупателем при жизни продавца не допускалось.

В качестве основания для прекращения договора купли - продажи дома, проданного с условием пожизненного содержания продавца, назывались:

  • -    если покупатель не исполнял обязанностей, принятых им на себя по этому договору;

  • -    если по не зависящим от него обстоятельствам его материальное положение изменилось настолько, что он не в состоянии предоставлять продавцу обусловленное содержание, либо если продавец полностью восстановил свою трудоспособность.

  • -    смерть покупателя при жизни продавца.

В указанных случаях дом должен был быть возвращен продавцу. Расходы по содержанию продавца, произведенные покупателем до расторжения дого- вора, не возмещались. Однако, если расторжение договора было вызвано восстановлением трудоспособности продавца, последний не вправе был требовать возврата дома и сохранял лишь право пожизненного безвозмездного пользования помещением, предоставленным ему по договору.

Несмотря на то, что положения о купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания продавца регулировались в рамках договора купли-продажи, большинство учёных признавали необходимость закрепления договора ренты как самостоятельного типа гражданско-правового договора. Так, Ю.К. Толстой пришёл к выводу, что мы имеем дело с "совершенно самостоятельным обязательством" [11, с. 260]. И уже в трудах авторов в последующие годы эта точка зрения стала преобладающей. О.С. Иоффе отмечает, что «при всем отличии от купли-продажи договоров поставки и контрактации, они, как выражающие обмен имущества на деньги, более приближены к ней, чем договор пожизненного содержания, в котором для одной из сторон возмездность означает предоставление обеспечения в виде жилья, питания, ухода и помощи. Поэтому, пожизненное содержание... в действительности представляет самостоятельный договор» [12, с. 294]. Так, В.С. Ем пишет: «По договору купли - продажи покупатель выплачивает за товар (в том числе проданный с рассрочкой платежа) определенную цену. Аналогично по договору мены взаимное отчуждение товара сторонами осуществляется за определенное, заранее оцененное возмещение. По договору же ренты объем причитающихся по- лучателю платежей является неопределенным, ибо обязательство по выплате ренты действует либо бессрочно (постоянная рента), либо на срок жизни получателя (пожизненная рента)» [10, с. 15].

В европейских странах договор ренты уже известен давно. Так, еще Л.Ж. Морандьер писал: «Собственник, желавший продать своё недвижимое имущество, легче находил приобретателя, желавшего выплатить ему вечную ренту, чем такого, который бы согласился уплатить капитальную сумму, ибо изобилия наличных денег не было» [16, с. 253-254].

В Гражданском уложении Германии (Далее - ГУГ) [8] в Разделе 18 Части 8 «Отдельные виды обязательств» Книги 2 «Обязательственное право» закреплены положения о пожизненной ренте.

Согласно § 759 ГУГ лицо, обязанное к предоставлению пожизненной ренты, должно выплачивать ренту в течение жизни кредитора, если не доказано иное. Установленным размером ренты, если не доказано иное, считается сумма ренты, выплачиваемой за год.

В соответствии с § 760 ГУГ пожизненная рента подлежит уплате авансом. Денежная рента подлежит уплате за три месяца; для иного вида ренты период, за который она авансируется, определяется по характеру и цели ренты. Если к началу периода, за который рента подлежит уплате авансом, кредитор находится в живых, ему передается полная сумма, причитающаяся за указанный период.

Для действительности договора, по которому обещана выплата пожизненной ренты, требуется выдача обещания в письменной форме, если иная форма не предусмотрена. Обещание выплачивать пожизненную ренту, составленное в электронной форме, исключается, поскольку обещание связано с предоставлением содержания по нормам семейного права (§ 761 ГУГ).

Во Всеобщем Гражданском кодексе Австрии (Далее - ВГКА) [5] к договорам, основанным на рисках, также относится договор пожизненной ренты, согласно которому кому-либо за деньги или за оценённую в деньгах вещь на весь срок продолжительности жизни определённого лица обещана определённая годовая выплата (§ 1284 ВГКА). Продолжительность жизни может зависеть от продолжительности жизни одной или другой стороны или третьего лица. В случае сомнения она выплачивается заранее ежеквартально и во всех случаях прекращается со смертью того, с чьей продолжительностью жизни она связана (§ 1285 ВГКА). В свою очередь, ни кредиторы, ни дети того, кто выговорил себе пожизненную ренту, не вправе оспаривать договор. Однако первые могут требовать удовлетворения своих прав из договора пожизненной ренты, а последние - внесения в депозит излишней части ренты, чтобы обеспечить причитающиеся им на основании закона содержание (§ 1286 ВГКА).

В отличие от ГУГ и ВГКА, Французский гражданский кодекс (Далее - ФГК) [6] более основательно регулирует договор ренты пожизненной ренты, деля системно положения о ренте на две части: об условиях, требующихся для действительности договора; и о последствиях договора для договаривающихся сторон.

К первой части норм об условиях, требующихся для действительности договора, относятся следующие.

В качестве оснований пожизненной ренты указывается:

  • -    на возмездной основе - за сумму денег или за движимую вещь, которая может быть оценена, или за недвижимость (ст. 1968 ФГК);

  • -    на безвозмездной основе - путем дарения между живыми или путем завещания. В таком случае она должна быть облечена в формы, требуемые законом (ст. 1969 ФГК). В таком случае пожизненная рента подлежит уменьшению, если она превышает долю имущества, которой можно распоряжаться; она является ничтожной, если она установлена в пользу лица, не обладающего способностью к её получению (ст. 1970 ФГК).

Пожизненная рента может быть установлена:

  • -    на время жизни того лица, которое уплатило её цену, или на время жизни третьего лица, которое не имеет никакого права пользоваться ею (ст. 1971 ФГК).

  • -    на время жизни одного или нескольких лиц (ст. 1972 ФГК);

  • -    в пользу третьего лица, хотя бы цена её была уплачена другим лицом.

В этом случае, хотя рента и имеет характер безвозмездного предоставления, она не подчиняется формам, требуемым для дарений; это не относится к указанным в ст. 1970 ФГК случаям уменьшения ренты и признания её ничтожной.

Если установленная супругами или одним из них рента предполагается подлежащей возврату пережившему супругу, то пункт договора о возврате может иметь свободные черты или чер- ты возмездной сделки. В этом последнем случае компенсация или возмещение, выплачиваемое выгодоприобретателем ренты в пользу общей собственности или наследства ранее умершего, равно стоимости ренты. Если супруги не договорились об ином, рента считается установленной безвозмездно (ст. 1973 ФГК).

Не порождает никаких правовых последствий:

  • -    любой договор о пожизненной ренте, установленный на время жизни лица, которое в день заключения договора является уже умершим (ст. 1974 ФГК).

  • -    договор, установленный на время жизни лица, поражённого болезнью, от которой это лицо скончалось по истечении двадцати дней со дня заключения договора (ст. 1975 ФГК).

Пожизненная рента может быть установлена в размерах, которые договаривающимся сторонам будет угодно установить (ст. 1976 ФГК).

Ко второй части норм о последствиях договора для договаривающихся сторон относятся следующие.

Получатель ренты может требовать расторжения договора ренты, если установивший ренту взамен уплаты им цены не предоставит установленного по договору обеспечения платежа ренты (ст. 1977 ФГК). Непроизводство платежей ренты не даёт лицу, в пользу которого установлена рента, основания требовать выплаты капитала или возвращения ему отчуждённого им имения: он имеет лишь право наложить арест и потребовать продажи имущества должника и потребовать, чтобы было сделано распоряжение или дано согласие на внесение на хранение из вырученных от продажи средств суммы, достаточной для производства платежей (ст. 1978 ФГК).

Установивший ренту не может освободиться от платежей ренты, предложив возвратить капитал и отказавшись от требования возвращения произведённых платежей; он обязан выплачивать ренту в течение всей жизни лица или лиц, на время жизни которых рента была установлена, какова бы ни была продолжительность жизни этих лиц и как бы обременительны не стали рентные платежи (ст. 1979 ФГК).

Пожизненная рента приобретается её собственником лишь сообразно числу дней, которые он прожил. Однако, если стороны согласились, что она будет выплачиваться вперед, сумма которая подлежит уплате, приобретается со дня, со дня, когда платёж её должен был быть произведён (ст. 1980 ФГК).

Соглашение о том, что на пожизненную ренту не может быть обращено взыскание, допускается лишь в тех случаях, когда рента была установлена безвозмездно (ст. 1981 ФГК).

Платёж пожизненной ренты должен производиться в течение всей жизни получателя ренты (ст. 1983 ФГК). Собственник пожизненной ренты может требовать платежей, лишь удостоверив своё существование или существование лица, на время жизни которого она была установлена (ст. 1983 ФГК).

Таким образом, необходимо констатировать, что положения о договоре ренты получили своё закрепление в кодифицированных актах других стран. И в настоящее время договор ренты в действующем Гражданском кодексе РФ относится к договорам о передаче имуще- ства в собственность.

Список литературы Становление договора ренты в российском и зарубежном праве

  • Алексеева Ю.С. Договор пожизненного содержания с иждивением: от становления к современному пониманию / Ю.С. Алексеева, А.В. Кузьмин // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 3. С. 46–53.
  • Бару М.И. Договорные обязательства о содержании / М.И. Бару // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 3. Харьков, 1948.
  • Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотипное / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2002. Кн. 2. 800 с.
  • Брауде И.Л. Право на строение и сделки по строениям по советскому праву / И.Л. Брауде. М., 1950.
  • Всеобщий гражданский кодекс Австрии. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 3 - 261.
  • Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 4 - 592.
  • Гражданское право: Учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т. 2. 608 с.
  • Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. - 4-е изд., перераб.- М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. VIII - XIX, 1 - 715.
  • Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения / под ред. И.М. Тютрюмова. СПб., 1910. Т. 2.
  • Ем В.С. Договор ренты / В.С. Ем // Законодательство. 1999. № 5.
  • Иоффе О.С. Новый Гражданский кодекс РСФСР / О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой. Л., 1965.
  • Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. М., 1975.
  • Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.; под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 1504 с.
  • Корнилова Н.В. К вопросу о системе договоров о передаче имущества в собственность / Н.В. Корнилова // Актуальные проблемы права. 2021. № 8. С. 72-78.
  • Маслов В.Ф. Договоры с условием пожизненного содержания / В.Ф. Маслов // Советское государство и право. 1954. № 6. С. 112 - 116.
  • Морандьер Л.Ж. Гражданское право Франции / Л.Ж. Морандьер. М., 1961. Кн. 1.
  • Налетов К.И. Некоторые вопросы договора ренты / К.И. Налетов // Гражданин и право. 2013. № 7. С. 47-48.
  • Рясенцев В.А. Договор об отчуждении имущества на условиях пожизненного содержания / В.А. Рясенцев // Социалистическая законность. 1945. № 1-2. С. 23-25.
  • Халфина Р.О. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве / Р.О. Халфина. М., 1954. С. 198.
  • Цыбуленко З. Рента и пожизненное содержание с иждивением / З. Цыбуленко // Российская юстиция. 1997. №№ 6, 7.
Еще
Статья научная