Становление и развитие института добровольной пожарной охраны в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. (с 1879 по 1917 г.)
Автор: Перелыгин А.Ю., Номогоева В.В.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 6, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению истории добровольной пожарной охраны Енисейской губернии со второй половины XIX в. до 1917 г. Авторы анализируют предпосылки создания института добровольной пожарной охраны, а также факторы, сыгравшие решающую роль в обеспечении пожарной безопасности г. Красноярска и других уездных городов, выделяют основные этапы развития.
Пожар, добровольная пожарная охрана, добровольчество, волонтерство, енисейская губерния
Короткий адрес: https://sciup.org/170200696
IDR: 170200696 | DOI: 10.31171/vlast.v31i6.9918
Текст научной статьи Становление и развитие института добровольной пожарной охраны в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. (с 1879 по 1917 г.)
П ожары всегда являлись ужасающей катастрофой, требующей решительных управленческих мер для их предотвращения, а также усилий наиболее отважных представителей общества для их ликвидации. Перед лицом врага, будь то иностранная интервенция или разбушевавшееся стихийное бедствие, российские граждане, объединившись, давали достойный отпор, создавая новые социальные институты.
Цель написания статьи – выделить предпосылки, этапы создания, становления и развития добровольной пожарной охраны в Енисейской губернии на основе архивных данных, начиная со второй половины XIX в. до 1917 г.
Актуальность статьи обусловлена активизацией государственной политики в области поддержки добровольчества (волонтерства) и необходимостью использования исторического опыта при разработке эффективных мер поддержки противопожарного добровольчества в России.
Изучение истории противопожарного добровольчества проводили в основном действующие сотрудники и работники, ветераны, а также ученые профильных учебных заведений пожарной охраны. Так, Ю.И. Харин, А.В. Матюшин, О.Д. Ратникова выделяли основополагающую роль истории противопожарного добровольчества Российской империи при разработке проекта закона «О добровольной пожарной охране» в начале XXI в. [Харин, Матюшин, Ратникова 2010: 145]. А.А. Смирнова, С.Б. Немченко, С.М. Прокофьева, Т.В. Мусиенко, Е.А. Титова привели предпосылки необходимости реформирования государственных мер борьбы с огнем, а также указали на выдающуюся роль графа А.Д. Шереметева в централизации управления пожарной охраны [Смирнова и др. 2020: 9].
Авторы, проводившие исследования в области истории развития института добровольной пожарной охраны, рассматривали его в основном в масштабах целого государства, не выделяя при этом историю отдельных регионов в качестве предмета исследования. Вместе с тем О.М. Долидович и Л.Е. Мариненко проанализировали процесс формирования и организации деятельности пожарных команд в городах Енисейской губернии во второй половине XIX – начале XX в., рассмотрев при этом этапы создания и развития в основном профессиональных городских пожарных команд [Долидович, Мариненко 2023: 303].
После образования в 1822 г. Енисейской губернии город Красноярск с его природными богатствами и отсутствием внешних угроз окончательно перестал представлять собой основанный казаками форпост и перешел в статус торгово-промышленного города, унаследовав при этом деревянную плотную, хаотичную застройку населенных пунктов, что на протяжении длительного времени служило причиной масштабных пожаров. Наиболее крупным в XIX в. был пожар, происшедший с 17 на 18 апреля 1881 г. За несколько часов огонь уничтожил 15 кварталов и 390 домов вместе с имуществом в них1.
Разрушительные последствия пожаров на территории Енисейской губернии явились первой предпосылкой развития институтов пожарной охраны в целом – как профессиональной, так и добровольной. Вторую предпосылку к созданию первого добровольного объединения пожарной охраны в Енисейской губернии следует искать в поле социально-экономического развития Красноярска. В городе разместились губернские службы, гарнизонный батальон и жандармская команда, сотня Енисейского казачьего полка, что привело к росту численности населения.
Строительство жилья для растущего населения города осуществлялось по-прежнему из деревянных конструкций. В условиях суровой сибирской зимы и при отсутствии центрального отопления угрозу возникновения пожаров создавали печи, которые перекаливались от усиленной топки. Дрова заготавливались и складировались беспорядочно на территориях дворов, в опасной близости от домов. Помимо этого, для кормления скота в зимнее время организовывались индивидуальные склады сена и фуража, при размещении которых не предусматривались необходимые противопожарные разрывы2.
Самая главная предпосылка создания добровольных пожарных формирований заключалась в низкой эффективности созданной ко второй половине XIX в. городской пожарной команды г. Красноярска3. В заявлении гласного Красноярской городской думы Александра Яковлева, датируемом 1875 г., говорится: «Пожарная команда [города Красноярска] находится в неудовлетворительном состоянии и по составу, и по устройству ее». На решение городской думы был вынесен вопрос о возобновлении поданной в 1868 г. инициативы городского головы П.Я. Прейна о создании вольного пожарного общества, для которого он в том же году разработал устав. После утверждения устава Вольного пожарного общества в г. Красноярске Енисейской губернии (далее
– КВПО) городское управление распорядилось через гласных городской думы пригласить в члены общества жителей города1.
С учетом внесенных членских взносов и иных пожертвований удалось собрать капитал в размере 1 546 руб. По итогам сбора денежных средств КВПО начало свою деятельность 16 декабря 1879 г. С этого момента институт добровольной пожарной охраны Енисейской губернии переходит от зарождения к стадии развития. Уставными целями КВПО являлись тушение и предупреждение пожаров, а также оказание помощи погорельцам.
Право на вступление в общество давал денежный взнос либо взятие на себя обязательства участвовать в тушении пожаров лично или через наемных людей. Право состоять в КВПО было у любых граждан вне зависимости от сословной принадлежности, уровня образования, пола, однако вводилось ограничение по минимальному возрасту (15 лет) и по лишению права состояния. Право председательства в КВПО принадлежало городскому голове. Высшим органом управления общества являлось общее собрание, на котором у каждого члена было право голоса.
Управляющим органом являлся совет из 6 членов, который избирался на общем собрании сроком на один год. Обязанности главного исполнителя и оперативного руководителя силами общества на месте пожара возлагались на старосту КВПО. Староста должен был получать жалование по определению общего собрания, но не менее 200 руб. с дополнительным обеспечением канцелярских расходов2.
Одним из основных преимуществ общественной организации перед профессиональной пожарной командой было использование сил и средств по назначению. Пожарных из профессиональных команд, помимо тушения пожаров, заставляли ловить бродячих собак, перевозить трупы внезапно умерших людей, утонувших или убитых. Помимо этого, пожарных часто привлекали к выполнению различных работ в личных интересах брандмейстеров и их помощников в качестве бесплатной рабочей силы.
На заседании по итогам первого года работы совет КВПО ставил перед собой большие и амбициозные цели, осуществить которые было не суждено: происшедший в апреле 1881 г. пожар лишил КВПО всяких пожертвований, и общество, постепенно растратив средства, прекратило свое существование с 1 ноября 1883 г.
Вопрос о необходимости возрождения деятельности добровольной пожарной охраны в г. Красноярске не поднимался до 1895 г., однако, начав с чистого листа, противопожарное добровольчество приняло совершенно иной масштаб и значительно укрепилось.
Еще до воссоздания добровольного пожарного общества в губернском г. Красноярске, в 1891 г. был утвержден устав Енисейского добровольного пожарного общества (далее – ЕДПО). Уставными целями ЕДПО были содействие тушению пожаров, спасение и сохранение людей и имущества во время пожаров. В отличие от КВПО, в состав ЕДПО могли входить лица не моложе 18 лет, кроме воспитанников учебных заведений и состоящих на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров3.
Следует отметить, что уже на этапе создания ЕДПО была предусмотрена ответственность за проступки, порочащие честь общества. К нерадивым членам применялась мера исключения из состава общества до проведения общего собрания либо безоговорочное исключение без возврата пожертвованных им денежных или материальных средств. Таким образом, впервые сформировалось требование к ответственному поведению участников добровольного пожарного общества, что является важным элементом развития противопожарного добровольчества как социального института1.
Спустя 4 года после утверждения устава ЕДПО, в 1895 г. был разработан и утвержден устав Красноярского добровольного пожарного общества (далее – КДПО). Уставными целями, помимо тушения пожаров, были изыскание средств к приобретению улучшенных пожарных инструментов и огнегасительных снарядов и «вообще забота о предупреждении пожаров и об охранении от них»2.
Наиболее важным изменением в уставе КДПО в сравнении с уставом КВПО была возможность общества самостоятельно зарабатывать средства в свою пользу от сумм, вырученных от спектаклей, концертов, гуляний и подобных мероприятий.
Обновленный устав добровольного пожарного общества г. Красноярска и введенный в действие устав добровольного пожарного общества г. Енисейска закрепили статус участников института добровольных пожарных, расширили возможности для вступления в их состав, обозначили ответственность не только за профессиональную некомпетентность, но и за нарушение норм морали. Закрепление статуса добровольцев осуществлялось еще и созданием гарантий в форме выплаты пособий в случае получения травм или увечий при тушении пожаров.
КДПО с момента своего возрождения возымело в дальнейшем определяющую роль в развитии всего пожарного дела на территории всей Енисейской губернии.
В 1902 г. КДПО перешло к организации предупредительных мер, продолжая заботиться об улучшении и усилении пожарной организации города. Так, пожарное общество внесло в городскую думу предложение об учреждении Красноярского общества взаимного страхования, которое было единогласно принято, и в 1903 г. страховое общество начало свою деятельность3. Правление общества также подняло в городской думе вопрос об обязательности железных кровель и возможности продажи железа для населения по сниженным ценам.
В 1903 г. правление КДПО начало лоббировать вопрос об устройстве в г. Красноярске хозяйственно-противопожарного водопровода. Летом
1903 г. изыскания по устройству водопровода были выполнены строителем Елисеевым, и в конце 1903 г. проект со сметой поступил в городскую управу1.
В 1907 г. член правления КДПО П.С. Троицкий выступил перед городской думой с объемным докладом, в котором отразил назревшие проблемные вопросы обеспечения пожарной безопасности г. Красноярска. Из доклада Троицкого: «…Пожарное Общество давно уже возбудило вопрос о том, что необходимо преобразовать Городскую пожарную команду из полицейской в общественную и что для города необходим водопровод. Только эти две меры могут быть признаны коренными в деле реорганизации средств пожаротушения»2.
В 1909 г. вследствие приобретения значительного числа пожарных машин возник вопрос о необходимости их обслуживания. Правление общества возбудило ходатайство об ассигновании из страхового губернского капитала пособия на содержание разъездного агента-монтера. Во второй половине 1909 г. при КДПО организована трубочистная артель. Артель была создана с целью организации своевременной очистки печных труб от сажи и иных пожароопасных отложений3.
В 1913 г. завершилось строительство хозяйственно-противопожарного водопровода. 14 ноября дружина КДПО, подключив рукава к гидрантам, устроила показательный водяной фейерверк. Окончательно трубопровод был запущен в эксплуатацию 28 декабря 1913 г.
По состоянию на 1 января 1914 г. в селах Енисейской губернии насчитывалось 16 пожарных дружин4. Увеличение числа добровольных пожарных дружин в селениях затруднялось в виду отказа губернатора в согласовании их открытия. Так, было отказано в создании добровольных пожарных дружин в селениях Шилинском, Тюльковском, Агинском, Даурском, Ольгинском и Торгашинском5.
В январе 1915 г. дружина КДПО предложила для более быстрого сообщения о пожарах передавать информацию на телефонную станцию, которая доносила бы информацию в пожарную охрану. 7 марта городская противопожарная комиссия выпустила для рассылки всем абонентам городского телефона 500 карточек с содержанием: «О возникновении пожара сообщайте только на телефонную станцию, указав улицу, фамилию домовладельца и номер дома. Сообщать в пожарную часть не нужно, так как это сделает центральная телефонная станция!»
В 1916 г. вследствие продолжавшейся мировой войны значительная часть членов КДПО была мобилизована, что поставило вопрос о необходимости привлечения групп населения, коим ранее было запрещено являться действительными членами КДПО6. Решение по данному вопросу так и не было принято. Первая мировая война значительно повлияла на противопожарное добровольчество Енисейской губернии, а нараставшая угроза гражданской войны отодвигала важность решения вопросов пожарной безопасности все дальше от первого плана. Дальнейшее развитие противопожарного добровольчества диктовал революционный дух Гражданской войны, а с образованием нового государства подходы, цели и задачи добровольной пожарной охраны претерпели закономерные изменения.
Список литературы Становление и развитие института добровольной пожарной охраны в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. (с 1879 по 1917 г.)
- Долидович О.М., Мариненко Л.Е. 2023. Формирование и организация деятельности пожарных команд в городах Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX веков. - Научный диалог. № 2. С. 301-317. EDN: WRKYVL
- Смирнова А.А., Немченко С.Б., Прокофьева С.М., Мусиенко Т.В., Титова Е.А. 2020. О проекте пожарной реформы в России А.Д. Шереметева. - Пожаровзрывобезопасность. Т. 29. № 4. С. 6-14. EDN: TRYIMX
- Харин Ю.И., Матюшин А.В., Ратникова О.Д. 2010. Истоки добровольной пожарной охраны России. - Пожарная безопасность. № 2. С. 138-145. EDN: MKTXYL