Становление и развитие правового статуса военного следователя

Бесплатный доступ

В настоящей работе рассматриваются исторические аспекты становления и развития правового статуса военного следователя со времен правления Петра I до настоящего времени, проанализирована связь между процессом формированием правового статуса военного следователя и его настоящим положением.

Военные следователи, правовой статус, история становления и развития

Короткий адрес: https://sciup.org/170190536

IDR: 170190536   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10593

Текст научной статьи Становление и развитие правового статуса военного следователя

В настоящее время достаточно актуальным представляется вопрос о правовом статусе следственных органов, следователя в Российской Федерации, системе правоохранительных органов. Представляется интересным рассмотрение правового статуса военного следователя (как, впрочем, и невоенного), с точки зрения процесса его становления и развития, который уходит вглубь времен. Раскрытию данной темы и посвящена настоящая работа.

Как отмечает Веретенников И.Н., условно процесс становления и развития правового статуса военного следователя можно разделить на 4 этапа: период Петровских преобразований (конец XVII века – начало XVIII века), реформы Александра II (1860-1880 года), советский этап развития и современность.

Начало было положено Петром I, его указом от 1713 года о создании «майорских» следственных канцелярий. Они находились в прямом подчинении императора, назначение на должность и освобождение от должности производилось им же, также император привлекал их к ответственности за нарушения закона. Правовой основой деятельности следственных канцелярий стал Наказ от 9 декабря 1717 года.

Первым российским органом следствия, непосредственно приступившим к работе, стала майорская канцелярия под руководством гвардии майора князя М.И. Волконского. Она была учреждена 25 июля 1713 года для расследования дея- тельности чиновников Архангельска комиссара Акишева С.И. и обер-комиссара Соловьева Д.А. Вместе с тем, процессуальная сторона вопроса не регулировалась петровским приказом, за исключением разрешения применять пытки к подследственным при необходимости.

Кадры следственных канцелярий формировались из наиболее грамотных, образованных офицеров императорской армии, в том числе из числа военнослужащих Преображенского и Семеновского полков. Их статус, как отмечает, Серов Д.О., был достаточно высок, «…поскольку даже Сенат «под опасением жестокого ответу» не осмеливался вмешиваться в работу следователей, а обязан был оказывать следственной канцелярии помощь в работе и кадровом обеспечении». Прямое подчинение следователей главе государства обеспечивало их самостоятельность и независимость, объективность при расследовании уголовных дел. Вместе с тем, была установлена и ответственность за должностные преступления – смертная казнь, бывшая единственной мерой наказания.

Смерть Петра I положила конец начинавшему приобретать независимость военному следствию – майорские следственные канцелярии были упразднены. Только спустя 150 лет, при восшествии на престол Александра II, вновь началась работа по созданию независимых следственных органов, однако несколько в ином ключе. За модель была взята европейская концепция, по которой предварительное следствие осуществлялось судебными следователями, который, что важно отметить, не был представителем обвинения. Военные следователи выполняли задачи по «производству следствий» при военно-окружных судах (статья 5 Военно-судебного устава). Назначение на должность военных следователей происходило приказами императора, а увольнение с нее – распоряжением Главного военного суда, что по нашему мнению, представляется определенным недостатком в контексте независимости военного следователя при осуществлении его деятельности. Свидетельством о высоком статусе военного следователя выступают положения статьи 141 Военносудебного устава, в которой устанавливалось, что должности военных судей могли быть заняты не только помощниками военного прокурора, но и военными следователями.

Существовали определенные требования к лицу, претендующему на должность военного следователя. Так, устанавливались требования к образованию человека (обязательное наличие юридического образования либо прохождение определенного испытания, доказывающего его познания в судебном деле). Установлена была и ответственность следователя за совершение правонарушений – дисциплинарная ответственность (которая применялась либо военно-окружным, либо Главным военным судом) и уголовная ответственность. В данном виде военное следствие просуществовало до 1917 года.

Пунктом 3 Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» военное следствие было упразднено. С этого момента военное следствие пошло по новому пути развития - в составе прокуратуры СССР. Первым шагом в законодательном закреплении нового правового статуса военных следственных органов стал пункт 4 постановления Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 30 января 1929 года «Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре», согласно которому «При военных прокурорах состоят военные сле- дователи, согласно штатам, устанавливаемым прокурором Верховного Суда Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам». Назначение военных следователей корпусов и дивизий, согласно этому постановлению, производилось военными прокурорами соответствующего уровня с последующим утверждением назначения - прокурором Верховного Суда СССР или его старшим помощником по военной коллегии и военной прокуратуры, а военных следователей при военных прокурорах округов – вышеуказанными должностными лицами. Увольнение военных следователей всех уровней также производится прокурором Верховного Суда СССР или его старшим помощником.

Оценивая правовой статус военного следователя в СССР на основе анализа положений Закона СССР «О прокуратуре СССР» и УПК РСФСР, можно сделать несколько выводов:

  • 1.    Военные следователи военной прокуратуры имели двойной правовой статус – статус сотрудника органов военной прокуратуры и статус военнослужащего. Так, на него возлагались, с одной стороны, обязанности работника прокуратуры СССР, и в то же время его деятельность регулировалась положениями военного законодательства (в том числе воинских уставов);

  • 2.    Процессуальная самостоятельность следователя была неполной, он не был независим от военного прокурора, который имел право вмешиваться в его деятельность. Как отмечает Смирнов А.В., самостоятельность следователя в те времена была сравнима с «самостоятельностью коня, которому всадник время от времени отпускает поводья»;

  • 3.    В своей работе следователь (и военный в том числе) руководствовался не только положениями Конституции СССР, законодательства СССР, но и постановлениями Центрального комитета КПСС как направляющей и руководящей силой общества;

  • 4.    Требования, предъявляемые к кандидатам на должности военных следователей, были весьма высокими – наличие высшего юридического образования, офи-

  • церского звания, высокие моральные, деловые и политические качества.

Развал СССР поставило вопрос о реформе системы правоохранительных органов Российского государства. Начало было положено Концепцией судебной реформы, закрепившей в качестве направления развития следствия в России повышение его независимости и самостоятельности. В качестве реализации данного направления законодателем был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс (в 2002 году), в соответствии с которым следствие вывели из системы прокуратуры, создав Следственный комитет РФ. Вместе с тем, в определенной степени следствие остается недостаточно самостоятельным в процессуальном аспекте, на что указывают целый ряд авторов. Именно поэтому представляется очевидным, что работа в данной сфере еще не закончена, необходимо и дальше совершенствовать правовой статус военного следователя.

Список литературы Становление и развитие правового статуса военного следователя

  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. - 1997. - № 41. - Ст. 617.
  • Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 592.
  • Закон СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-X « О прокуратуре СССР» // Ведомости ВС СССР. - 1979. - №49. - Ст. 843.
  • Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1435.
  • Постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комитета СССР от 30 января 1929 г. // Собрание законодательства СССР. - 1929. - № 13. - Ст. 106.
Статья научная