Становление и развитие теории формирования навыков здорового и безопасного образа жизни
Автор: Чоров Маматкан Жетимишевич, Жумакадырова Чынара Жумакадыровна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 6 т.7, 2021 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматриваются источники опасностей, с которыми с давних времен людям приходилось сталкиваться. Отношение людей к процессами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей, к природе и самим себе было различным в разные исторические периоды. В связи с этим даже у такого относительно нового понятия, как культура безопасности жизнедеятельности, существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени, повлиявшие на становление и развитие рассматриваемой категории. Для характеристики истоков культуры безопасности жизнедеятельности необходимо проанализировать историческую трансформацию концептов «угроза», «опасность», «безопасность», тех смыслов, которые вкладывались в эти понятия на протяжении истории человечества. Выбор цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников обусловлен, в т. ч., наследием прошлого, но потребности нового общественно-экономического строя являются приоритетными, ибо они нацелены на будущее.
Явление, история, становление, концепция, угроза, опасность, безопасность, природа, навык, конфликт, риск
Короткий адрес: https://sciup.org/14120596
IDR: 14120596 | DOI: 10.33619/2414-2948/67/49
Текст научной статьи Становление и развитие теории формирования навыков здорового и безопасного образа жизни
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 372.862
Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Путем многократного повторения у человека могут сформироваться навыки правильного поведения. По утверждению ученых навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем.
Проблема формирования навыков безопасного поведения человека тесно взаимосвязана с вопросами, раскрывающими понятия «безопасность», «опасность», «безопасное поведение», «безопасная и доброжелательная среда». А. М. Мамытов дает следующее определение понятию «безопасность»: «Отсутствие опасности или наличие надежности». И. К. Топоров трактует понятия «опасность» таким образом: «Вещи, предметы и явления, которые при определенных условиях способны вызвать и причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями». По мнению А. А. Абдиева и Ж. А. Асековой, «безопасная и доброжелательная среда в школе является одной из новых возможностей создания условий обучения и воспитания компетентностной личности» [1-9].
Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков. Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения, сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» [6].
Анализ истории развития педагогической науки позволяет говорить о том, что проблемы, связанные с изучением различных сторон безопасного поведения человека не новы, они имеют свою предысторию. Из истории известно, что еще в древней Греции вопросы, связанные с физическим и духовным состоянием человека, с его воспитанием получили весьма заметное решение, но лишь для детей рабовладельцев и свободных граждан. Безопасное поведение тесно связывали с укреплением здоровья, прослеживается неразрывная связь между физическим и психическим состоянием человека, большое внимание уделяли взаимосвязи между физическим, интеллектуальным, нравственным воспитанием.
Человечество прошло путь от страхов перед «сверхъестественными силами» к пониманию процессов возникновения системы рисков и возможностью снижению их возникновения. Для первобытного и древнего мира основными факторами, влияющими на формирование «катастрофического сознания», были цикличность происходящих вокруг природных и антропогенных явлений (смена времен года, рождение и гибель человека, расцвет и упадок царств) и направленность этого сознания на внешний мир (природные бедствия, вторжения врагов и т.п.). Объяснительные схемы, вырабатываемые древними людьми для оценки состояния собственной безопасности, безопасности своих близких, рода, племени, страны, имели среди прочего также функцию предвидения и предупреждения. Данные схемы были направлены в основном на избегание причин катастроф и бедствий и лишь в малой степени — на меры по смягчению разрушительных воздействий этих процессов и явлений. Так, если причиной происходящей или грядущей катастрофы признавался «гнев Божий», то вполне разумной стратегией поведения было стараться не разгневать Всемогущего. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процессами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей, при этом в разные исторические периоды отношение людей к данным угрозам, природе и к самим себе было различным. В связи с этим даже у такого относительно нового понятия, как культура безопасности жизнедеятельности, существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени, повлиявшие на становление и развитие рассматриваемой категории [1].
Для характеристики истоков культуры безопасности жизнедеятельности необходимо проанализировать историческую трансформацию концептов «угроза», «опасность», «безопасность», тех смыслов, которые вкладывались в эти понятия на протяжении истории человечества. Это возможно осуществить, характеризуя особенности катастрофического и энвайроментального сознания людей в различные исторические эпохи. Первое представляет собой совокупность массовых страхов и тревог, а также комплекс планируемых мер по их преодолению. Второе определяет мироощущение человека как неотъемлемого элемента природной среды, понимание его неразрывной и теснейшей связи с ней, уровень осознания необходимости проведения природоохранных действий.
Значительно повлияли на становление понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и различные философские и социологические учения, теории, концепции, отражающие проблематику безопасности, в том числе окружающей среды. Первые попытки упорядочить процесс познания природы, поставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных процессов, с одной стороны, и развитие систем счета, и совершенствование измерительных процедур, с другой, позволили с высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизмов (солнечных затмений, извержений вулканов, разливов рек, засух и т. д.) [2].
Л. А. Михайлов полагал, что безопасное общество должно состоять из таких индивидуумов, которые способны к взаимопониманию, взаимоуважению и общим условиям ради достижения счастья.
В своих научных размышлениях о проблемах безопасности человека, общества и цивилизации выдающийся русский социолог П. А. Сорокин подчеркивал, что уберечь человечество от войн и преступлений необходимо путем развития гуманного (человеческого) образования. Оно должно не просто содержать абстрактные знания об окружающей действительности, а призывать к работе во имя развития человеческой личности в других, во имя умственного, нравственного и общественного прогресса всех, ибо это единственный путь, ведущий к осуществлению идеала человечности.
Начиная с XX столетия и по сей день в философии и социологии происходит смещение вектора «катастрофического сознания» со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил, к страхам, обращенным вовнутрь, т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии, сколько разрушительное начало, скрытое в самом человеке, в глубинах его личности [3].
Определенное развитие в этот период получили теории «личностной безопасности». Суть их заключается в том, что объектом защиты должен быть индивид или народ, а не только институты, территория или государственный суверенитет. В центр внимания ставится человек с его проблемами, и безопасность государства достигается только через безопасность отдельных его граждан. При этом в качестве главных источников опасности выступают внутренние угрозы, такие как терроризм, коррупция, торговля наркотиками, болезни, эпидемии, состояние окружающей среды и т. п.
Существенное влияние на развитие современного понимания проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности оказывали и продолжают оказывать религиозные концепции, отдельные положения которых определяют отношение к ненасильственному взаимодействию человека, общества и природы.
Таким образом, анализ историко-философской и социологической трансформации концептов «опасность», «угроза», «безопасность» показывает, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора «катастрофического сознания» со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей и т. п.), к страхам, обращенным вовнутрь, т. е. к страхам человека, сообщества людей перед самим собой. Очевидно, что в качестве основного способа преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности может рассматриваться культура безопасности жизнедеятельности.
Изучение опасностей как элемента социальной и педагогической действительности приводит к необходимости обосновать и проблему безопасности. А. Н. Колесников рассматривал безопасность как систему гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту основных ценностей; как внутреннее устройство процветающей системы в условиях конфликта и риска. Таким образом, понятие «безопасность» хронологически вполне оправданно рассматривать как защищенность систем, объектов, существ, изделий и т. п. от какого-либо поражающего фактора или их совокупности [5].
Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.
Признаки безопасности человека: 1. состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку; 2. отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности; 3. готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности; 4. мера защищенности организма от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности); 5. наличие системы мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков); 6. состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму; 7. степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с его деятельностью [8].
Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека — это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Бедствия и угрозы — непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.
Бедствие — серьезное нарушение функционирования общества, повышающее человеческую уязвимость, вызывающее большие человеческие жертвы и масштабный экологический ущерб, превышающий возможности общества справиться исключительно за счет собственных ресурсов.
Угроза — это потенциально наносящее ущерб физическое явление (то есть землетрясение, наводнение, оползень ли техногенная авария), которое может привести к гибели людей или травмам, причинению ущерба имуществу, социальной или экономической дестабилизации или деградации окружающей среды. Другими словами, в угрозах заключена вероятность возникновения опасного события с причинением социально-экономического ущерба [4].
Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. По структуре опасности делятся на простые и производные, т.е. порождаемые взаимодействием простых, а по реализуемой энергии - на активные и пассивные.
Угрозы могут быть классифицированы следующим образом: по объектам — человек, общество, государство; по направлениям — экономические, социальные, политические, информационные и др.; по величине ущерба — предельные, значительные, незначительные; по вероятности возникновения — весьма вероятные, вероятные, маловероятные; по причинам появления - стихийные, преднамеренные.
Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенным ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального.
К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: региональные и национальные социальные взрывы, и конфликты; голод, распространение болезней, деградация людей; нарастание насилия, преступности, наркомании, алкоголизма и т. д [2].
Безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих и коренных потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества. Здоровье общества складывается из здоровья каждого отдельного человека, проживающего и включенного в производственные отношения конкретного общества [7].
Цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников обусловлены конкретно-историческими условиями нашего общества. Было время, когда отсутствие внешних или врожденных болезней считалось образцом, показателем здоровья населения. А победа над острыми инфекционными заболеваниями преподносились как достижение уровня здоровья нации. Возникновение новой общественно-экономической формации с одной стороны наследие прошлого с другой и их противоречие обуславливают выбор цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников. При этом потребности нового общественно-экономического строя являются приоритетными, ибо они нацелены на будущее.
Опираясь на вышеназванные факты, целью формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников можно определить следующим образом: эффективное использование генетических защитных механизмов организма ребенка и обеспечение их высокого уровня адаптации к различным условиям внешней и внутренней среды жизнедеятельности. В теоретическом аспекте целью является выявление закономерностей обеспечения здоровья, диагностики, прогнозирования и моделирования, достижения и оценка результатов данной деятельности. В практическом направлении цель заключается в разработке методических рекомендаций, выявление подходящих условий для сохранения и развития здоровья ребенка.
Список литературы Становление и развитие теории формирования навыков здорового и безопасного образа жизни
- Абдиев А., Ж. Асекова Жамааттын деңгээлинде билим берүүнү башкаруу долбоорундагы Айылдык топтор үчүн "Балага жагымдуу мектеп" темасындагы семинар-тренинг: методикалык колдонмо. Бишкек, 2008.
- Асекова Ж. Д. Социально-педагогические условия формирования доброжелательной среды в школе: автореф.. канд. пед. наук. Бишкек, 2016.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
- Мамытов А. М. Модернизация системы образования Киргизской Республики. Бишкек, 2014. 296 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
- Синицына Г. П. Воспитание современного школьника. Омск, 2000. 167 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.
- Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Просвещение, 1998.