Становление культуры предпринимательства в современной России: функциональный аспект
Автор: Кирьянов Владимир Иванович, Васильева Екатерина Николаевна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 6, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14974149
IDR: 14974149
Текст статьи Становление культуры предпринимательства в современной России: функциональный аспект
Культура предпринимательства входит в систему экономической культуры и потому складывается из тех же компонентов, но интересен и другой аспект: как измерить культуру. Мы предлагаем измерить ее через функции, которые выполняет предприниматель в системе социальных отношений. Наша позиция основана на том, что эффективным для общества может быть только предприниматель, обладающий культурой, иначе говоря, ответственностью перед обществом. Следовательно, ответственный предприниматель, кроме экономических функций, должен выполнять иные функции, например, социальные. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Подходя к функциональному анализу предпринимательской деятельности, мы будем следовать методологическим позициям Т. Парсонса – общество функционирует под контролем большого числа норм, которые, в свою очередь, институализируются только потому, что функциональны, – и Р. Мертона, который различает пять значений термина «функция», мы ориентируемся на одно из этих значений: функция – как специализированный род занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности 1. Также Р. Мертон говорил о дисфункциях, то есть социальной активности, оказывающей отрицательное содействие функционированию социальной системы. Мы не выделяем дисфункции отдельной категорией, но попытаемся указать, какие действия предпринимателей могут привести к сбою в социальной системе. Исходя из предпосылки, что сегодня произошло «сращивание» нелегального бизнеса с «легальными» представителями власти, следует сказать, что подобное явление не ново в предпринимательской практике. Согласно Р. Мертону, потребности бизнеса не просто удовлетворить одобренными культурой средствами. Он приводит множество парадоксальных примеров, пригодных как для описа- ния становящейся на рыночный путь развития Америки, так и проходящей соответствующий этап России: дипломированный судья выносит приговор рэкетиру, рядом с которым он сидел еще вчера на неформальном ужине среди политических заправил; районный прокурор сталкивается с освобожденным преступником на собрании политической элиты и т. д.2 С точки зрения функционального анализа все это не представляется парадоксальным. Изменить ситуацию может лишь тот факт, что вырастит число выгод от легитимной деятельности по сравнению с числом выгод от преступной деятельности.
Функции предпринимательства мы предлагаем разбить вслед за А. Безгодо-вым 3 (в основу положена его классификация, но сокращенная в рамках нашего подхода) на две больших группы:
-
- социально-экономические функции;
-
- социально-культурные функции.
К числу социально-экономических функций предпринимательства можно отнести следующие: обеспечение роста эффективности производства; укрепление регулирующей роли рынка и усиление конкуренции; принятие и несение бремени экономических рисков; поиск и внедрение организационно-экономических инноваций, управление капиталом; стабилизация экономической системы и поддержка рыночного равновесия.
Во вторую группу мы включили: противодействие застою социально-политической системы; обеспечение роста национального дохода и создание условий для подъема общественного благосостояния; обеспечение занятости; обеспечение социальной мобильности; самореализация человека в предпринимательской деятельности; воспроизводство специфической предпринимательской культуры.
Сегодня, когда в обществе говорится о роли предпринимательства в становлении новой
России, интересно рассмотреть, какие из перечисленных функций транслируются в СМИ. Для анализа ситуации мы использовали контент-анализ. Источником эмпирических данных явились тексты статей волгоградских печатных СМИ за период с января 2004 по январь 2006 года. Издания были выбраны после предварительного анализа всей региональной прессы, основанием послужила насыщенность газеты информацией о предпринимателях и предпринимательстве. Было рассчитано, что удельный вес информации о предпринимателях и предпринимательской деятельности варьируется в различных изданиях от 0,5 до 2,6 % от общего массива информации. Поэтому источники, в которых удельный вес информации о предпринимателях оказался ниже (1 %), анализу не подлежали. Использовалась следующая техника: фиксировались релевантные предмету анализа смысловые единицы, учитывалась частота их появления. Процедура использования методики включала 3 фазы:
-
1. Определение предмета анализа.
-
2. Описание поискового образа предмета анализа.
-
3. Классификация элементов содержания, выделенных в процессе семантического анализа текстов.
В выборку попали следующие издания: «Областные вести» (выходит раз в неделю тиражом более 30 000), «Аргументы и факты Нижнее Поволжье» (выходит раз в неделю тиражом более 30 000), «Деловое Поволжье» (выходит раз в неделю тиражом более 8 000), «Новые деловые вести» (выходит раз в неделю тиражом 10 000). Всего в выборку попало 504 выпуска из отобранных изданий, точнее по 126 выпусков каждого издания.
Таким образом, вначале формировался общий массив наблюдений, в дальнейшем проводились классификация и анализ его содержания. При этом использовался принцип сплошной выборки единиц анализа.
Были выделены следующие смысловые единицы: «внедрение инноваций», «создание прибыли», «принятие ответственности», «уверенность в себе». По ходу исследования были добавлены следующие смысловые единицы: «защита собственных интересов», «борьба за положительную репутацию», «создание рабочих мест».
При этом мы выделяли смысловые единицы, относящиеся к предпринимателям среднего и малого бизнеса, так как крупные предприятия оцениваются лишь с позиции менеджерской деятельности, а авторская позиция основывается на том, что менеджер и предприниматель не могут быть оценены по одинаковым критериям и имеют в своей деятельности различные основания. С нашей точки зрения, по своей природе предпринимательство – это деятельность, связанная с управлением капиталом (или это деятельность, сущность которой составляет менеджмент капитала). Соответственно, предприниматель – это субъект данной деятельности. Понимание предпринимателя как субъекта социально-экономических отношений особого рода позволяет четкого отграничить его от традиционно трактуемого менеджера (управляющего). Ключевой, смыслообразующей целью деятельности предпринимателя является ориентация на прибыль, а для управляющего, менеджера данная цель вовсе не обязательно стоит на первом месте. Важнейшие атрибуты предпринимательской деятельности – продуцирование инноваций и постоянный компонент риска. Ни то, ни другое не обязаны постоянно сопровождать менеджерские практики.
Теперь обратимся непосредственно к полученным данным. Установлено, что официальная позиция правительства РФ четко артикулируется в 19,1 % опубликованного материала. В целом 19,1 % журналистских материалов относятся к информации с отрицательной оценкой деятельности предпринимателей. Из них 13,5 % говорят о нечестности предпринимателей, невыполнении обязательств и уклонении от уплаты налогов, 5,6 % – о связях с криминалом, именно эти действия предпринимателей относятся к теневой деятельности и подрывают авторитет наших бизнесменов в глазах не только российской, но и западной общественности.
На основе информации с положительной (28,4 %) и нейтральной оценкой (52,5 %) предпринимательства были выделены следующие функции:
-
1. Функция противодействия застою социально-политической системы отражается в 7,2 % напечатанного материала. К индикаторам следует отнести акции протеста, выс-
- казывания о непроработанности законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и об административных барьерах, информацию о созданной предпринимателями собственной организации (ОПОРа).
-
2. Функция поиска и внедрения организационно-экономических инноваций. При этом внедрение инноваций осуществляется по схеме И. Кирцнера: основная роль предпринимателя сводится к отбору наиболее удачных достижений и принятию на себя риска за их внедрение (18,6 %).
-
3. Функция обеспечения занятости – 8,6 %. Функция рассматривается как явно положительная черта предпринимательской деятельности. При этом предприниматели считают эту функцию приоритетной в социальном плане. Что следует из недоверительного отношения к бюрократическому, чиновничьему аппарату («лучше я отдам деньги лично в руки, так я буду уверен в том, что они попадут именно к тому, кто действительно в них нуждается»).
-
4. Функция управления капиталом (идентификация прошла через цель функции – извлечение прибыли) отражена в 6,8 % публикаций, обращенных к данной теме.
-
5. Функция самореализация человека в предпринимательской деятельности рассматривалась через следующие характеристики: уверенность в себе, чувство хозяина и чувство ответственности. Этим характеристикам предпринимательской культуры посвящены 7,5 % информации.
-
6. Функция укрепления регулирующей роли рынка и усиление конкуренции идентифицировалась как борьба за положительную деловую репутацию – 6,3 % из общего массива информации.
-
7. Функция воспроизводства специфической предпринимательской культуры – 10,7 % материалов. Нашли отражение такие индикаторы социальной ответственности предпринимателя, как забота об окружающей среде, благотворительность, спонсорская деятельность, инвестиции в социальную сферу.
-
8. Функция обеспечения роста эффективности производства прослеживается в 5,3 % публикаций.
Некоторые функции не нашли никакого отражения в печатных изданиях Волгоград- ской области: принятие и несение бремени экономических рисков; стабилизация экономической системы и поддержка рыночного равновесия; обеспечение роста национального дохода и создание условий для подъема общественного благосостояния; обеспечение социальной мобильности.
На основе этих данных мы пришли к следующим выводам: культура российского предпринимателя не соответствует культуре западного предпринимателя. Хотя в целом предпринимательство влияет на социальную обстановку, но не все функции реализуются на практике. При этом личностный аспект, фиксирующий черты сознания субъекта, фигурирует лишь в контексте ценности самореализации. Из источников институционального аспекта широко освещено право, инновации же не связываются напрямую с наукой. В целом вывод может быть следующим: культура предпринимательства проходит стадию становления. Если в западном мире она уже исполняет роль социальной памяти экономического развития общества, доказательством служит классическая работа М. Вебера 4, которая описала становление «духа капитализма» живого и сегодня, несмотря не процессы секуляризации, то отбор и обновление ценностей, норм, потребностей, составляющих культуру предпринимательства, в нашей стране только начат. Иначе говоря, сложилась некая техника предпринимательства, которая не имеет достаточного, позитивного влияния на общественную систему. Отсутствие в России четкой законодательной базы оттягивает процесс становления цивилизованного бизнеса. Тем не менее предпринимательство развивается в борьбе с консерватизмом системы управления. Речь идет о том, что распространение предпринимательской культуры заставляет реагировать системы управления, и они совершенствуются.
Если вернуться к схеме В. Шаповалова, то в подтверждение первого из выделенных им пунктов, на основании нашего исследования можно сказать, что в России складываются определенные типы взаимодействия предпринимателей друг с другом. Вопрос в другом: на основе какой жизненной мотивации идет становление?
И даже если допустить, что рациональное предпринимательство является универсальной техникой, то психологическая мотивировка такой нейтральностью не обладает: она существенно определяется особенностями культуры и религиозно-нравственных традиций. Иначе говоря, если технике современного предпринимательства можно научить, то формирование внутренней мотивировки – процесс гораздо более сложный, требует особых предпосылок, лежащих в культуре данного общества, его религиознонравственных традициях.
Список литературы Становление культуры предпринимательства в современной России: функциональный аспект
- История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С. 32.
- Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 447.
- Безгодов В.А. Очерки социологии предпринимательства. М., 2000. С. 114.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Он же. Избранные произведения. М., 1990.